Водный туризм. Менеджмент организации речных и морских круизов.
Виды водного туризма: речные и морские круизы. Речные круизы: европейские и российские речные круизы, формы сообщений, организация речных круизов. Морские круизы: круизные компании и суда, зарубежные и российские круизы, организация круизов. Регистрация и размещение туристов на судне. Услуги на круизе, виды и категории кают. Обеспечение безопасности на водных круизах: посадочные талоны, правила внутреннего распорядка; учебная тревога, ограничения.
Водный туризм подразделяется на речные и морские круизы. Круизы - один из самых быстрорастущих секторов рынка. Водные круизы организуются как по морям, океанам, так и по разным рекам. В организации морских и речных круизов много общего. Однако по вместимости судов, организационным особенностям, программам обслуживания, а также по месту проведения туров среди морских и речных круизов есть ряд различий.
Виды круизов. В целом для организации круизных поездок наиболее распространенной в настоящий период (до 60 % круизов) является классическая европейская система, которая предусматривает морское путешествие с заходом в различные порты с экскурсионной программой. Однако свое место в спросе имеет и американская система, основной целью которой является предоставление возможности круизным пассажирам отдыхать и загорать на пляжах в пунктах захода по маршруту. В последнее время практически во всех регионах завоевывают популярность «круизы в никуда» - одно- и двухсуточные поездки без захода в другие порты. Как правило, такое судно уходит из базового порта часов в 6 вечера в пятницу и возвращается в воскресенье к вечеру.
Речные круизы. В отличие от морских, речные круизы менее подвержены влиянию погоды, более информативны, так как имеют береговой обзор, есть прекрасная возможность пользоваться зелеными стоянками. Речной туризм является идеальным средством ознакомления со старой Европой. Основными потребителями речных круизов являются лица пожилого возраста, предпочитающие уют, комфорт, полный пансион, постоянную близость берегов, а также интересные экскурсии по памятным местам. Основную долю клиентов речных круизов составляют американцы, французы, немцы, швейцарцы, голландцы. Главными реками, по которым организуются круизы в Европе, являются Дунай, Рейн, Сена, Рона, Эльба. Канал Майн-Дунай, по которому можно проплыть через Франкфурт-на-Майне до Вены.
Российские речные путешествия. Российская Федерация обладает уникальными возможностями для организации речных путешествий. Реки, озера и каналы в Европейской части позволили соединить Балтийское, Белое, Азовское, Черное и Каспийское моря, а Москва стала портом пяти морей. Как известно, Россия обладает самой большой сетью рек. Протяженность эксплуатируемых внутренних водных путей составляет около 100 тыс. км, из них более 16 - это искусственно созданные каналы и водохранилища. Удобная, эффективная воднотранспортная магистраль соединяет Северо-Западные, Центральный и Южные районы страны.
Формы сообщений.
На речном транспорте различают 2 формы организации флота: линейную и рейсовую. Линейная форма - регулярные перевозки пассажиров на определенных участках. Рейсовая - это такая форма, при которой флот не закрепляют за определенными участками, он не имеет постоянных пунктов отправления и назначения. Это бывает, как правило, на малых реках или там, где суда успевают сделать за навигацию по одному рейсу.
В зависимости от формы сообщения линии подразделяют нa:
- транзитные - протяженностью более 400 км. Работающий на них флот приписан к пароходству;
- местный - протяженностью до 400 км. Суда приписаны к портам (пристаням);
- внутригородские, действующие в черте города;
- переправные, действующие между пунктами противоположных берегов.
По скорости движения судов и условиям проезда линии бывают: экспрессные, скорые, скоростные, пассажирские.
Пассажирские линии в зависимости от характера перевозок и условий обслуживания подразделяются на: транспортные, туристские, экскурсионные.
Транспортные линии - это линии, обеспечивающие транспортные связи между пунктами и работающие по заранее опубликованным расписаниями. Они обслуживаются судами речного флота.
Туристские линии - линии, обслуживаемые судами речного флота. Они обеспечивают перевозки туристов по специальному маршруту и расписанию с продолжительностью рейсового оборота более 24 час.
Экскурсионные линии обслуживаются судами речного флота и имеют оборот менее 24 часов.
Перед началом навигации представители пароходства и турфирмы с участием капитана судна, директора судового pecтopaнa и руководителя круиза комиссионно принимают судно - проводят осмотр судовых пассажирских помещений и оборудования с целью определения их готовности к перевозке туристов, о чем составляют соответствующий акт. Пароходством и турфирмой до начала тура разрабатывается общий режим дня. Соблюдение установленного внутреннего распорядка на судне обязательно для всех туристов и обслуживающего персонала. В начале туристского рейса капитан судна, руководитель круиза с участием помощника капитана, директора ресторана, судового медика проводят беседу с туристами о целях и условиях поездки, правилах поведения на судне, на берегу, во время купания и т. д.
На борту теплохода туристам предоставляются различные виды услуг (некоторые из них могут быть платными).
Бесплатными услугами обычно бывают: пользование музыкальным, читальным салонами, кинозалом для проведения собраний и концертов, телевизором в салоне для просмотра транслируемых телепрограмм, шезлонгами и лежаками солярия; оказание первой медицинской помощи в медпункте.
Дополнительные услуги с оплатой за наличный расчет:
- прием заказов на подачу такси к причалу;
- бронирование мест в гостиницах речных вокзалов;
- предоставление кают в начальных и конечных пунктах во время межрейсовых стоянок в качестве гостиниц;
- бронирование билетов на смежные виды транспорта;
- переноска багажа;
- продажа товаров в киосках и буфетах (барах);
- пользование гладильной и услугами парикмахерской;
- прием радиотелеграмм;
- пользование сауной (душем) и камерой хранения;
- прокат спортивного инвентаря, столовой и чайной посуды, музыкальных инструментов и многое другое.
Морские круизы. Сегодня в мире морские круизы переживают счастливый период подъема. Растет круизный флот, совершенствуются конструкции пассажирских судов, повышается их комфортабельность, разрабатываются новые морские и океанские маршруты. Наибольшей популярностью водные путешествия пользуются в США, Великобритании и Германии. Спрос на круизные плавания отмечается во Франции, Италии, Швейцарии и в других странах. Виды круизов. В целом для организации круизных поездок наиболее распространенной в настоящий период (до 60 % круизов) является классическая европейская система, которая предусматривает морское путешествие с заходом в различные порты с экскурсионной программой.
Однако свое место в спросе имеет и американская система, основной целью которой является предоставление возможности круизным пассажирам отдыхать и загорать на пляжах в пунктах захода по маршруту. В последнее время практически во всех регионах завоевывают популярность «круизы в никуда» - одно- и двухсуточные поездки без захода в другие порты. Как правило, такое судно уходит из базового порта часов в 6 вечера в пятницу и возвращается в воскресенье к вечеру. Категории круизных компаний. По технической оснащенности и комфортабельности флота, уровню сервиса на борту, размерам базовых тарифов и ряду других показателей круизные компании подразделяются на четыре основные категории:
- стандартные (их обычно обозначают ***), например Dolphin cruise line;
- первоклассные (****) - Costa Cruises, Norvegian cruise line;
- престижные (*****) - Holland America line, Celebrity Cruises;
- супер-люкс (******) _ Seabourn и др
Несколько особняком от них находятся специализированные морские операторы (например, Club Med, Windstar и др.)
Российские морские круизы. Тот факт, что большинство единиц пассажирского флота страны базируется в Одессе, определяет направленность маршрутов морских круизов, представленных на российском рынке. Наиболее частыми предложениями являются теплоходные путешествия по Средиземному морю с заходом в порты Турции (Стамбул), Греции (Пирей), Египта (Порт-Саид, Александрия), Израиля, Италии, Испании и других стран. Пользуются успехом у российских туристов круизные туры по Балтийскому и Северному морям, начинающиеся из Санкт-Петербурга или Калининграда и предусматривающие остановки в портах Северной Европы и Скандинавии. Особо популярен у россиян традиционный морской круиз вокруг Европы (Одесса - Санкт-Петербург), позволяющий за одну поездку повидать практически все ведущие страны «Старого света». Морские круизы - один из наиболее комфортабельных, а поэтому и наиболее дорогих видов отдыха. Цены же на российские водные путешествия в трипять раз ниже общемировых благодаря более низкой фрахтовой ставке судов и более дешевому сервису. По этой причине конкуренция на отечественном круизном рынке существует только между «своими» турфирмами и почти отсутствует с иностранными.
Регистрация туристов осуществляется руководителем круиза с участием представителя туристской фирмы, арендующей судно. Прием на обслуживание и размещение на туристском судне осуществляется только по туристским путевкам при предъявлении паспорта или другого документа, удостоверяющего личность туриста.
Прием родителей с детьми в возрасте свыше 10 лет - на речные туристские суда производится при наличии на детей путевок той же стоимости, что и для взрослых.
Допускается проезд на туристских речных судах родителей с детьми в возрасте от 5 до 10 лет по детским путевкам только в каютах, выделяемых на одну семью без предоставления им отдельных мест.
Родители с детьми принимаются на туры только при наличии на ребенка медицинской справки об отсутствии контакта с инфекционными больными.
При регистрации туристов необходимо знакомить родителей, прибывших с детьми, с мерами безопасности на теплоходах и их ответственностью за соблюдение правил поведения на судне.
При наличии свободных мест по письменному заявлению туриста ему может быть предоставлено место более высокой категории с дополнительной оплатой разницы в стоимости.
Для проживания и работы руководителя туристского круиза обычно предоставляют двухместную каюту первой категории. Размещение остальных работников туристского маршрута определяется турфирмой, арендующей судно.
Регистрация туристов производится в диспетчерском журнале, записи в котором осуществляются на каждый рейс. Планы расположения кают для размещения туристов на судне составляются по категориям кают и по количеству мест в зависимости от судов.
По данным диспетчерского журнала ежедневно руководителем круиза делается директору судового ресторана диспетчерская заявка на питание туристов и работников туристского круиза на следующий день.
По окончании обслуживания на круизе туристу на руки выдается обратный талон туристской путевки, если ему необходимо возвратить его в организацию, выдавшую ему путевку.
Обеспечение безопасности на водных круизах
При посадке на судно туристам сообщается об общем сигнале тревоги. Во время пожара и других аварийных случаев он дается при помощи сирены, специальных звонков и громкоговорителей. Услышав общий сигнал тревоги, пассажиры судна должны немедленно подойти к спасательным станциям.
В целях постоянной готовности экипажа судна к спасательным работам в каждом круизном путешествии проводится учебная тревога со спасательными шлюпками.
В каждом порту выдаются свои посадочные талоны. При выходе на берег пассажиры получают эти талоны, которые отдают обратно по возвращении на судно. Таким образом администрация круиза может проследить за тем, все ли туристы вернулись с берега, и при необходимости своевременно принять розыскные меры.
На туристских круизных судах по согласованию между капитаном и туристской фирмой устанавливается общий режим дня (внутренний распорядок), соблюдение которого обязательно для всех туристов и обслуживающего персонала.
Туристы, обслуживающиеся на морских и речных круизах, должны хорошо знать и выполнять в ходе путешествия Правила перевозки пассажиров, ручной клади и багажа на судах Министерств морского и речного флота России, Правила внутреннего распорядка, установленные на судах, а также Требования по обеспечению безопасности плавания, санитарных правил и пожарной безопасности.
- Понятие туризма и туриста. Классификация туризма.
- Менеджмент туроперейтинга.
- Туроператор и турагент как субъекты туристского рынка. Основные различия между туроператором и турагентом. Виды туристских агентств и туроператоров.
- Туристский продукт. Факторы производства и продвижения туристского продукта. Параметры качества туристского продукта.
- Международные туристские организации, их классификация и роль в развитии мирового туризма.
- Туристская документация.
- Туристские формальности.
- Формирование сбытовой сети туроператора.
- Агентские сети и франчайзинг в туризме и гостеприимстве.
- Реклама в туризме. Роль и задачи. Средства распространения рекламы в туризме.
- Обслуживание клиента при продаже туров
- Подготовка и участие в выставках. Послевыставочная работа.
- Влияние индустрии туризма на экономику страны.
- Железнодорожный туризм. Организация железнодорожных туров.
- Индустрия гостеприимства. Классификация современных средств размещения туристов.
- Информационные и телекоммуникационные системы в туризме.
- Государственное управление туризмом в Российской федерации.
- Анимация в туризме.
- Туризм как социокультурное явление.
- Туроперейтинг туристских направлений.
- Организация авиаперевозок в туризме. Виды и формы взаимодействия туристской фирмы и авиакомпании при организации туристских перевозок.
- Автотуризм. Виды. Менеджмент организации автобусных туров.
- Водный туризм. Менеджмент организации речных и морских круизов.
- Туристский рынок: структура, особенности. Современное состояние и тенденции развития.
- Современное состояние туризма в мире. Прогнозы развития международного туризма. Перспективные туристские дестинации XXI века.
- Безопасность туризма.
- Страхование в туризме. Страхование профессиональной ответственности туроператора.