Туризм как социокультурное явление.
Туризм как явление культуры. .Роль туризма в сохранении и развитии мировой культуры. Социопсихологические аспекты международного туризма. Воздействие туризма на жизнь местного населения. Положительные аспекты. Отрицательные аспекты. Конфликт интересов. Социальный конфликт. Иллюзия «легких» денег. Межкультурные коммуникации и их роль в современном обществе.
В настоящее время туризм становится активным явлением в
жизни общества, изменяющим культурные формы его бытия.
Благодаря активизации этой деятельности, усиливаются
коммуникативные связи, расширяется культурное пространство,
развивается экономика, гражданская культура, обогащается духовный
потенциал личности и общества. В силу этого в научном познании
заметна активизация исследований феномена туризма. В последние
годы появились работы, посвященные изучению экономического
содержания этого вида деятельности. Имеются исследования
спортивного, этнографического, экологического, ностальгического и
других видов туризма. Актуальность туризма в жизни общества с
необходимостью вызывают определение его институциональных
основ, что делает туризм политически значимым объектом
правительственных решений. Так, в 1996 г. в Российской Федерации
был принят Закон «Об основах туристской деятельности в Российской
Федерации», в котором определены основные положения туризма и
его организационные формы. В 2006 г. в Санкт-Петербурге на
заседании межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ
был принят Модельный Закон о туристической деятельности, в
котором наряду с другими положениями отмечены необходимость
проведения научных исследований в сфере туризма и туристской
индустрии, маркетинговых и консалтинговых работ; ведение юридической защиты граждан и разрешение споров в сфере туризма
(третейский суд) и другие проблемы.
Таким образом, туризм в современном мире становится
важнейшей общественной деятельностью, требующей глубокого
социально-философского изучения. Однако те исследования, которые
в настоящее время активизируются, актуальны, но в большей степени
носят фрагментарный характер, не нацелены на обобщенное
познание этого явления культуры и общественной жизни. В данной
статье предпринята попытка восполнить этот пробел, определив
социокультурное содержание туризма, его роль и формы бытия.
Основные подходы определены объектом изучения. Ими являются
принципы объективности и конкретности анализа, историзма,
деятельностный и аксиологический подходы, позволяющие понять
генезис туризма в истории культуры, определить его сущность и
существования.
Как особый вид деятельности туризм имеет глубокие
исторические корни и первоначально был связан с путешествием. В.С.
Боголюбов и В.П. Орловская в развитии туризма выделяют 4 этапа.
Первый этап – предыстория туризма. Он начинается с формирования
цивилизации и длится до начала XIX в. Второй – это элитарный
туризм (XIX – начало XX в.), связанный с зарождением
специализированных предприятий по производству туристских услуг.
Третий этап приходится на первую половину ХХ в., когда активно
начинает развиваться социальный туризм. Четвертый (современный
этап) – период после Второй мировой войны. Он характеризуется тем,
что активно распространяется массовый туризм, формируется
туристическая индустрия как межотраслевой комплекс по
производству товаров и услуг. В основу данной периодизации
авторами были положены технико-экономические и социальные
критерии, а также целевые функции туризма на разных этапах
социокультурного развития [1, с. 73].
В принципе с такой периодизацией развития туризма можно
согласиться, так как он отвечает исторической логике. Как
социокультурное явление туризм непосредственным образом связан с
динамикой культуры, изменением систем ценностей, деятельности и
социальных отношений.
В античности туризм определялся особенностями этой культуры
и общественной жизни. Он был связан с путешествиями, мотивами
которых были в большей степени утилитарные ценности, чаще всего
это потребности вести торговлю или лечение. В силу того что
античная культура характеризовалась соревновательностью
(агонизмом), открывалась возможность для всех желающих
попробовать себя в разных видах искусства – ремесле, спорте,
ораторском искусстве, театральных зрелищах, которые проводились в
разных городах Древней Греции. В культуре средних веков путешествия носили религиозный смысл и были связаны с
половничеством к святым местам. В эпоху Возрождения меняются
цели и ценности культуры. Корпоративность и коллективизм уступают
место индивидуализму, набожность – просвещенности. Путешествия
становятся занятием светским, и в основном мотивированы
стремлением получить образование. Не последнюю роль в
расширении пространства для путешествий сыграла колонизация.
«Отличительные черты путешествий до середины XIX в. – это
примитивизм средств передвижения; путешествие не самоцель, а
необходимое условие и средство к достижению определенной цели
(решение торговых дел, расширение образовательного кругозора,
лечение, паломничество); элитарность путешествия. Объединяло всех
путешественников то, что они относились к меньшинству,
занимавшему привилегированное положение в обществе, а
большинство «маленьких людей» оставалось в стороне» [1, с. 76].
С развитием капиталистических форм хозяйствования и
промышленности в культуре Нового времени наметился поворот к
массовым путешествиям, а расширение сети дорог и средств
передвижения, растущее благосостояние европейцев, постепенное
сокращение рабочего времени превратили путешествия в отдых.
Появились и первые предприятия, которые стали заниматься
туристическим бизнесом. Швейцарский исследователь туризма
профессор К. Каспар отмечает: «В этот период становления туризма
строились, в первую очередь, роскошные гостиницы, которые
обслуживали представителей аристократических кругов, «нового
дворянства», высшего офицерства. В зависимости от времени года
элита либо пребывала на французской или итальянской Ривьере,
либо отдыхала на термальных курортах Швейцарии и Германии, либо
предпринимала длительные путешествия в Северную Африку, Египет,
Грецию» [1, с. 78].
В начале ХХ в. появился и получил распространение
социальный туризм, обусловленный общественной потребностью. Его
основными чертами является массовость, интенсивность,
превращение в индустрию отдыха со своими организационными
формами и методами, продуктом и производственным циклом.
В настоящее время туризм становится, с одной стороны, все
более дифференцированным, с другой – специализированным, в силу
разнообразия социальных потребностей в отдыхе, развлечении,
путешествии и проч. В результате массовизации современной
культуры формируется особый тип человека, которого определяют как
«человека массового, потребляющего». В социальной сфере
происходят трансформации, связанные с тем, что рынок
производителей сменяется рынком потребителей. Усложняется
мотивация туристского спроса: наряду с рекреационным растущее значение приобретают образовательный, коммуникативный и
инвестиционный аспекты туризма.
В настоящее время туризм превратился в крупнейшую отрасль
производства, уступая по доходности лишь добыче и переработке
нефти. Туризм (по данным Всемирной туристской организации)
обеспечивает 10 % оборота производственно-сервисного рынка
планеты. На сферу туризма приходится около 6 % мирового валового
национального продукта, 7 % мировых инвестиций, 11 % мировых
потребительских расходов, 5 % всех налоговых поступлений, каждое
16-е рабочее место. По данным ВТО ежегодно одна треть населения
Земли принимает участие в поездках. Согласно прогнозам, прирост
международного туризма будет составлять ежегодно 4 %. Таким
образом, туризм, с одной стороны, детерминирован социально-
экономическим, научно-техническим развитием общества и культуры,
с другой – превратился в мощный фактор и показатель общественного
благополучия и цивильности.
Дать полное и неоднозначное определение понятию «туризм»
достаточно сложно. В данной дефиниции трудно отразить все
важнейшие свойства, черты и признаки этой деятельности. Туризм
можно определить как деятельность, как производство, как сферу
жизни, как потребность, как услугу, как общение. В его определении
можно акцентировать внимание на отдельных аспектах:
экономическом, психологическом, нравственном, правовом,
педагогическом, политическом и проч.
В 1954 г. ООН утвердила следующее определение туризма:
«Туризм это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья,
физическое развитие человека, связанный с передвижением за
пределами постоянного места жительства». Согласно Манильской
декларации по мировому туризму, принятой в 1980 г., туризм стали
понимать как деятельность, имеющую большое значение в жизни
народов в силу непосредственного воздействия на социальную,
культурную, образовательную и экономическую области жизни
государств и их международные отношения.
В материалах Всемирной конференции по туризму, проведенной
Всемирной туристской организацией (ВТО) в 1981 г. в Мадриде,
туризм определяется как один из видов активного отдыха,
представляющий собой путешествия, совершаемые с целью познания
тех или иных районов, новых стран и сочетаемые в ряде стран с
элементами спорта.
В 1993 г. статистическая комиссия ООН приняла более широкое
определение туризма: «Туризм – это деятельность лиц, которые
путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за
пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего
одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями». В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в
Российской Федерации» от 24.11.1996 № 132-ФЗ определение звучит
следующим образом: «Туризм – временные выезды (путешествия)
граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без
гражданства (далее граждане) с постоянного места жительства в
оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых,
спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой
деятельностью в стране (месте) временного пребывания».
В научной литературе также существует множество различных
подходов к определению туризма. Так, П. Бернекер определяет
туризм как совокупность взаимоотношений и услуг, связанных с
временной и добровольной сменой путешественником места
жительства по некоммерческим или непрофессиональным причинам.
В. Азар формулирует понятие туризма как большую
экономическую систему с разнообразными связями между
отдельными элементами в рамках как народного хозяйства отдельной
страны, так и связей национальной экономики с мировым хозяйством
в целом.
Согласно определению Международной ассоциации научных
экспертов в области туризма, его рассматривают как совокупность
отношений и явлений, которые возникают во время перемещения и
пребывания людей в местах, отличных от их постоянного проживания
и работы. Некоторые авторы рассматривают туризм как особого рода
межличностную деятельность, которая в условиях
интернационализации жизни превратилась в средство межличностных
связей в процессе политических, экономических и культурных
контактов, в один из факторов, определяющих качество жизни.
Наиболее распространенным является следующее определение
туризма: «туризм временное перемещение людей из места своего
постоянного проживания в другую страну или местность в пределах
своей страны в свободное время в целях получения удовольствия и
отдыха, оздоровительных, гостевых, познавательных или в
профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой
работой в посещаемом месте».
Как видно, и в официальных документах, и в научных
исследованиях нет четко определенного понятия туризма. С точки
зрения социально-философского анализа в определении туризма
следует исходить из двух основополагающих теорий – теории
деятельности и теории ценностей. Известно, что «любая деятельность
носит одновременно и материальный и духовный характер, она
включает в себя как реальное преобразование мира…, так и
идеальное…, возникающее на основе формирования образа внешней
действительности, выработки определенных представлений, понятий,
знаний созидания мысленной модели будущей действительности» [3,
с. 27–28]. Человеческая деятельность не только особая форма активности, но могучая социальная сила, способная изменить систему
объективных и субъективных условий существования человека,
социальные институты и отношения, систему мировоззрения и образ
жизни людей. В этом качестве она позволяет раскрыть социальную
природу общественных и культурных явлений, в том числе туризма.
Туризм – социальная деятельность, которая носит
целенаправленный, целеполагающий характер, детерминированная
потребностями людей в цивильном использовании досуга (свободного
времени) на основе приобретения ими туристических услуг. Как любая
форма деятельности туризм включает в себя разделение и
кооперацию, обмен деятельностью, основана на общении и
официально признается законом. Ее возникновение связано с
потребностями людей в получении определенных жизненных благ
(отдых, просвещение, культурное обогащение, лечение, спорт). Если
принять во внимание положения А. Маслоу о дефицитарных и
бытийственных потребностях, то можно утверждать, что
возникновение туризма в культуре общества и его развитие
обусловлено дефицитарными потребностями, так как данная
деятельность способна поддерживать факт биологической и
социальной жизни людей, продлевая здоровье и долголетие человека.
Бытийственные потребности – это потребности в
самореализации, в самоуважении, самосовершенствовании,
самореализации и другие. Туризм открывает возможности для
утверждения себя как личности, общения, развития коммуникативных
связей, повышения знаний и уровня культуры, совершенствования
духовного потенциала, психологического комфорта и прочего. Туризм
как вид деятельности открывает новые и иные горизонты культуры,
становится для человека своеобразной формой его бытия.
Социально-философский анализ деятельности предполагает
выяснение ее двух важнейших структурных элементов – субъекта
туризма и его объекта. Чаще всего под субъектом туризма понимается
участник туристского мероприятия или турист, который ищет
возможности удовлетворения своих потребностей путем получения
специфических туристских услуг. Объект туризма – это все, что может
стать для субъекта туризма (туриста) целью путешествия. Объект
туризма (туристская отрасль) включает в себя три основных
компонента: туристский регион (место), туристскую организацию и
туристское предприятие.
Под туристским регионом следует понимать географическую
территорию (место, регион), которую выбирают с целью путешествия.
Такая территория содержит все сооружения, необходимые для
пребывания, размещения, питания и организации досуга туристов.
Таким образом, регион представляет собой единый туристский
продукт и конкурентоспособную единицу. Содержание туризм как социокультурного явления раскрывается
в различных аспектах, каждый из которых характеризует
определенную сторону этой деятельности, а в целом они позволяют
понять ее сущностью. Гносеологический аспект проявляется в том, что
туризм направлен на получение определенной информации и знаний,
с одной стороны; с другой – гносеологический аспект можно
определить как предпосылку успеха туризма. Эта деятельность
требует от субъекта определенных знаний, в частности о регионе, его
географии, природно-климатических особенностях, а также знаний по
ведению туристической деятельности. Эти знания системы и
неотделимы от самой деятельности.
Праксиологический аспект туризма выражается в том, что
благодаря этой деятельности человек развивается как личность,
культурно обогащается, повышая свой духовный потенциал. В тоже
время туризм как деятельность способен изменить социальную и
природную среду. Туристы нередко нарушают спокойное течение
жизни людей и их социальный уклад, а местные органы
самоуправления вынуждены расходовать больше средств на
строительство и эксплуатацию водоочистных установок и дорог,
необходимых для обслуживания большого числа гостей и т.д.
Достаточно рельефно выражен в туризме экономический аспект,
что проявляется в воздействии этой деятельности на все аспекты
экономики. Экономическое значение туристской деятельности
(например, для развивающейся страны) может быть оценено с точки
зрения ее способности генерировать приток иностранных туристов
или предоставлять средства для обеспечения более гибких цен в ее
экспортной промышленности. В развитой же или индустриальной
стране можно отметить способность туристской индустрии
содействовать разнообразию национальной экономики и
противостоять неустойчивости региональной экономики. Кроме того,
экономический аспект проявляется в том, что туристическая
деятельность подчиняется господствующим в обществе
экономическим отношениям, в ней действуют свои экономические
законы, она включена в систему общественного разделения труда.
Аксиологический аспект туризма проявляется, во-первых, в
ценностном сознании ее субъектов, то есть системе установок,
взглядов, идей, предпочтений, выработанных в их культуре. Во-
вторых, сама туристическая деятельность представляет собой
социокультурную ценность и, в-третьих, ценностным является продукт
туристической деятельности.
Деятельностный подход к анализу туризма позволяет вскрыть
внутренние противоречия этого явления культуры и общества,
которые обуславливают его развитие. С одной стороны, туризм
представляет собой социальную форму человеческой активности, но,
с другой, он не возможен вне природной основы, во-первых, потому, что сам человек является природным существом, во-вторых,
деятельность человека ориентирована на природные формы. Туризм
как деятельность носит субъективный характер и в то же время
определяется его объектом. Туристическая деятельность свободна и
в тоже время обусловлена необходимостью. Она носит осознанный
характер, но как в любой деятельности в ней имеется компонент
бессознательного. Эти противоречия не могут быть сняты,
разрешаясь они обуславливают социокультурную динамику туризма.
Роль, место и значение туризма в жизни культуры и общества
определяются его основными функциями:
1) удовлетворением потребностей в самоактуализации;
2) познавательной, через данную деятельность открываются
возможности для активного приобретения новых знаний о культуре;
3) коммуникативной, связанной с расширением и укреплением
границ общения;
4) социализацией и инкультурацией личности, связанной с
возможностью усвоения социальных и культурных норм;
5) мотивационной, то есть данная деятельность способна
сформировать в сознании человека определенные идеалы и образцы
поведения, и даже стиль жизни.
- Понятие туризма и туриста. Классификация туризма.
- Менеджмент туроперейтинга.
- Туроператор и турагент как субъекты туристского рынка. Основные различия между туроператором и турагентом. Виды туристских агентств и туроператоров.
- Туристский продукт. Факторы производства и продвижения туристского продукта. Параметры качества туристского продукта.
- Международные туристские организации, их классификация и роль в развитии мирового туризма.
- Туристская документация.
- Туристские формальности.
- Формирование сбытовой сети туроператора.
- Агентские сети и франчайзинг в туризме и гостеприимстве.
- Реклама в туризме. Роль и задачи. Средства распространения рекламы в туризме.
- Обслуживание клиента при продаже туров
- Подготовка и участие в выставках. Послевыставочная работа.
- Влияние индустрии туризма на экономику страны.
- Железнодорожный туризм. Организация железнодорожных туров.
- Индустрия гостеприимства. Классификация современных средств размещения туристов.
- Информационные и телекоммуникационные системы в туризме.
- Государственное управление туризмом в Российской федерации.
- Анимация в туризме.
- Туризм как социокультурное явление.
- Туроперейтинг туристских направлений.
- Организация авиаперевозок в туризме. Виды и формы взаимодействия туристской фирмы и авиакомпании при организации туристских перевозок.
- Автотуризм. Виды. Менеджмент организации автобусных туров.
- Водный туризм. Менеджмент организации речных и морских круизов.
- Туристский рынок: структура, особенности. Современное состояние и тенденции развития.
- Современное состояние туризма в мире. Прогнозы развития международного туризма. Перспективные туристские дестинации XXI века.
- Безопасность туризма.
- Страхование в туризме. Страхование профессиональной ответственности туроператора.