23.4 Подготовка спортсмена как многокомпонентный процесс.
Подготовка спортсмена охватывает направленное использование всей совокупности таких факторов как средства, методы, условия с помощью которых обеспечивается повышение готовности спортсмена к спортивным достижениям.
При анализе всей совокупности педагогических средств и других факторов, которые целенаправленно используются для достижения высоких спортивных резуль-
304
Лекция 23 Спорт в системе физической культуры
татов, условно, можно выделить три компонента подготовки:
Первый компонент - система соревнований. Соревнования в системе подготовки спортсменов являются средством контроля за уровнем подготовленности, способом выявления победителя, важнейшим средством повышения тренированности, совершенствования спортивного мастерства. При этом соревнования классифицируются на: подготовительные, контрольные, подводящие (модельные), отборочные и главные.
В современной соревновательной практике можно наблюдать три методических подхода. Первый - связан со стремлением спортсменов стартовать возможно чаще, добиваясь высоких результатов в каждом соревновании. Второй - предполагает малоинтенсивную соревновательную практику, где основное внимание обращено на подготовку к главным соревнованиям сезона. И третий подход - соревновательная деятельность должна быть широкой, но строго дифференцированной: подготовительные и контрольные соревнования используются лишь как средство подготовки. Задача достигнуть высокий результат в них не ставится - вся система подготовки концентрируется на необходимости достижения высоких результатов в отборочных и (особенно) в главных соревнованиях. Данный подход считают специалисты наиболее плодотворным.
Очень важно, чтобы при планировании соревнований в течение года оптимально учитывалось единство тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов в системе их подготовки.
Второй компонент - система спортивной тренировки. Она представляет в системе подготовки спортсменов основную (практическую) ее часть. Спортивная тренировка охватывает в определенной мере все виды подготовки спортсмена, хотя и не исчерпывает их. Наиболее полно в ней представлена физическая подготовка, а также практические разделы технической, тактической и специальной психической подготовки.
Цель спортивной тренировки: Развитие личности спортсмена и на этом фоне достижение высоких спортивных результатов.
Основные задачи спортивной тренировки: Развитие психических и физических качеств (общих и специальных), приобретение практических и теоретических знаний по специализации, гигиене, самоконтролю и т.д.
Основные направления спортивной тренировки: воспитание, обучение, повышение функциональных возможностей органов и систем организма.
Спортивная тренировка строится согласно закономерностям спортивной специализации и этим отличается от других видов физической культуры.
При характеристике суммарного эффекта системы тренировки и подготовки спортсменов пользуются следующими понятиями:
а) тренированность: степень биологической приспособленности организма к определенной работе (координация деятельности органов и систем со стороны ЦНС) выделяют общую и специальную тренированность;
б) подготовленность: это понятие более емкое чем тренированность: физическая, техническая, тактическая и психическая подготовленность;
в) спортивная форма: оптимальная (наилучшая) готовность к спортивным достижениям для данного конкретного цикла тренировки. Все эти понятия означают определенное состояние спортсмена.
Третий компонент - система факторов, дополняющих тренировку и соревнования, оптимизирующих их эффект. Она включает в себя факторы общего режима жизни, организованного в соответствии с требованиями спортивной деятельности, специализированное питание, специальные средства и методы восстановления
305 Теория и методика физической культуры
после тренировочных и соревновательных нагрузок, а также внетренировочные формы воспитания и самовоспитания спортсмена.
Только объединенные в целостную систему, все перечисленные компоненты могут обеспечить наивысший рост спортивных результатов и общий положительный эффект спортивной деятельности. При этом педагог (тренер) должен искать новое, свое.
Современные тенденции совершенствования системы спортивной тренировки. При всей важности организационных и материально-технических условий для роста спортивных достижений прогресс спорта прежде всего определяется совершенствованием системы спортивной тренировки, современные тенденции которого отражаются в следующих основных направлениях:
I. Резкий прирост объемов тренировочной работы (с конца 60-х годов до начала 80-х годов он увеличился практически вдвое).
II. Строгое соответствие системы тренировки спортсменов высокого класса со специфическими требованиями избранного для специализации вида спорта.
III. Постоянное увеличение соревновательной практики как эффективного средства мобилизации функциональных ресурсов организма спортсменов, стимуляции адаптационных процессов и повышения на этой основе эффективности процесса подготовки.
IV. Стремление в строго сбалансированной системе тренировочных и соревновательных нагрузок, отдыха, питания, средств восстановления, стимуляции работоспособности и мобилизации функциональных резервов.
V. Расширение нетрадиционных средств подготовки: использование приборов, оборудования и методических приемов, позволяющих полнее раскрыть функциональные резервы организма спортсмена; применение тренажеров, обеспечивающих сопряженное совершенствование различных физических качеств и техники движений; проведение тренировки в условиях среднегорья и высокогорья, что позволяет интенсифицировать процессы адаптации к факторам тренировочного воздействия, повысить непосредственную подготовку к главным соревнованиям.
VI. Ориентация всей системы спортивной тренировки на достижение оптимальной структуры соревновательной деятельности.
VII. Совершенствование системы управления тренировочным процессом на основе объективизации знаний о структуре соревновательной деятельности и подготовленности с учетом как общих закономерностей становления спортивного мастерства в конкретном виде спорта, так и индивидуальных возможностей спортсменов.
Заключение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заканчивая изложение курса лекций, целесообразно подвести итоги современному состоянию теории и методики физической культуры и наметить некоторые перспективы её развития. Теория и методика физической культуры представляет собой комплексную научно-практическую дисциплину, включающую в себя ряд самостоятельных разделов. Она занимается выявлением того существенного общего, что характеризует физическую культуру в целом, стремится осмыслить фундаментальные общие черты, свойства и закономерности функционирования и развития, которые присущи различным видам и формам физической культуры в процессе целенаправленного воздействия на природные качества человека.
До сих пор контуры теории и методики физической культуры слабо обоснованы с позиции теории культуры. При определении основных структурных единиц системы знаний о физической культуре существуют различные точки зрения.
В структуру учебного предмета "Теория физической культуры" по мнению В. М. Выдрина (1986) должны входить следующие разделы:
• Введение в общую теорию физической культуры.
• Теория и методика физического воспитания. •Теория и методика спорта.
• Теория и методика физической рекреации.
•Теория и методика физической реабилитации. Л. П. Матвеев (1983) считает, что в современном виде теория физической культуры как учебная дисциплина включает четыре крупных раздела:
• Введение в теорию физической культуры.
• Общие основы теории физического воспитания.
• Характеристика типичных направлений и форм использования физической культуры.
• Научно-прикладные основы использования физической культуры в различные периоды жизни человека.
Проблемы объекта, предмета и структуры теории физической культуры рассматривали также Н. И. Пономарев (1974,1985), К. Стряпай (1978), В. И. Столяров (1985) и другие ученые.
Понятно, что основой структурирования учебного предмета "Теория физической культуры" является дальнейшее углубленное познание состава и строения физической культуры общества и личности. Одной из важных проблем теории физической культуры является проблема интегративного осмысления и синтеза всей совокупности компонентов и связей, образующих физическую культуру как многогранное явление. Пока не все компоненты физической культуры изучены достаточно глубоко и односторонне. В частности, теория и методика физической рекреации и физической реабилитации разработаны крайне недостаточно.
К числу актуальных и перспективных задач исследований в теории физической культуры необходимо отнести: задачи по формированию концептуальных основ формирования физической культуры человека; задачи изучения законов развития физической культуры в обществе в современных условиях, прогнозирования её будущего; задачи, направленные на выявление функций физической культуры и отдельных её компонентов; задачи, связанные с выявлением структуры потребностей и ценностей общества и личности в сфере физической культуры в условиях де-
306
307 Теория и методика физической культуры
мократизации и гуманизации жизни и физкультурной деятельности; задачи рационализации технологии педагогического процесса при формировании физической культуры личности дошкольников, школьников, студентов и других контингентов занимающихся.
В целом, подводя итоги, нельзя сказать, что круг проблем теории физической культуры в настоящее время ясно очерчен и хорошо определен - некоторые проблемы еще только поставлены, нет достаточной их систематизации. Здесь много еще предстоит сделать.
308
Объемные требования по теории и методике физической культуры
ОБЪЕМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1. Теория и методика физической культуры как наука и учебная дисциплина.
2. Сравнительная характеристика понятий "физическая культура", "физическое воспитание", "спорт", "физическая рекреация", "двигательная реабилитация", "физическое совершенство" их связь и специфические стороны.
3. Методы научного исследования в области физической культуры.
4. Структура физической культуры как вида культуры, ее основные функции (общие и специфические).
5. Специфические особенности и структурные компоненты педагогического процесса при формировании физической культуры личности.
6. Цель и задачи физкультурного образования.
7. Общие принципы формирования физической культуры личности.
8. Понятие о средствах формирования физической культуры личности, их классификационная характеристика.
9. Физические упражнения, их классификация. Многосторонность и обусловленность влияния физических упражнений на занимающихся.
10. Техника физических упражнений (понятие, основа, ведущее звено, детали техники, фазы движения).
11. Пространственные и пространственно-временные характеристики техники движений, их педагогическое значение.
12. Временные и динамические характеристики техники движений, их педагогическое значение.
13. Ритм как комплексная характеристика техники движений, его педагогическое значение.
14. Неспецифические средства физической культуры, их характеристика.
15. Классификация методов формирования физической культуры личности. Требования к выбору методов.
16. Характеристика методов формирования физической культуры личности.
17. Методы разучивания двигательных действий в целом и по частям (назначение, содержание, методические особенности, варианты).
18. Метод равномерного упражнения (назначение, содержание, методические особенности, варианты).
19. Метод переменного упражнения (назначение, содержание, методические особенности, варианты).
20. Метод повторного упражнения Назначение, содержание, методические особенности, варианты).
21. Метод интервального упражнения (назначение, содержание, методические особенности, варианты).
22. Круговая тренировка как организационно-педагогическая форма занятия (назначение, содержание, методические особенности, варианты).
23. Игровой и соревновательный методы, их значение и особенности использования.
24. Нагрузка и отдых при занятиях физическими упражнениями, их виды. Приемы регулирования и дозирования нагрузки.
309 Теория и методика физической культуры
25. Характеристика методов слова, особенности их использования при занятиях физическими упражнениями.
26. Методы обеспечения наглядности при занятиях физическими упражнениями.
27. Принцип сознательности и активности (общая характеристика, пути реализации в процессе занятий физическими упражнениями).
28. Принцип наглядности (общая характеристика, пути реализации в процессе занятий физическими упражнениями).
29. Принцип доступности и индивидуализации (общая характеристика, пути реализации в процессе занятий физическими упражнениями).
30. Принцип систематичности (общая характеристика, пути реализации в процессе занятий физическими упражнениями).
31. Принцип непрерывности процесса занятий физическими упражнениями (общая характеристика, пути реализации в процессе занятий физическими упражнениями).
32. Принцип циклического построения системы занятий (общая характеристика, пути реализации в процессе занятий физическими упражнениями).
33. Общая характеристика процесса обучения двигательным действиям.
34. Понятие о двигательных умениях и навыках, их отличительные черты. Закономерности формирования двигательных навыков.
35. Перенос двигательных навыков (понятие, виды переноса).
36. Характеристика структуры процесса обучения двигательным действиям
37. Двигательные ошибки, их классификация, причины возникновения. Способы предупреждения и устранения ошибок.
38. Общая характеристика двигательных способностей (понятие, взаимосвязь способностей и качеств, классификация, закономерности развития).
39. Силовые способности (понятие; формы проявления; факторы, определяющие уровень развития и проявления; методика развития).
40. Скоростные способности (понятие; формы проявления; факторы, определяющие уровень развития и проявления; методика развития).
41. Выносливость (понятие; формы проявления; факторы, определяющие уровень развития и проявления; методика развития).
42. Координационные способности (понятие; формы проявления; факторы, определяющие уровень развития и проявления; методика развития).
43. Гибкость (понятие; формы проявления; факторы, определяющие уровень развития и проявления; методика развития).
44. Перенос двигательных способностей (качеств): понятие о переносе, его виды и значение.
45. Задачи, содержание и пути интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания занимающихся физическими упражнениями.
46. Формы построения занятий физическими упражнениями и их типология.
47. Занятия урочного типа, их отличительные особенности, типы уроков.
48. Содержание и структура урочных занятий, их виды.
49. Понятие о планировании в физической культуре (назначение, методические требования, виды, содержание и документы).
50. Понятие контроля в процессе занятий физическими упражнениями. Требования к контролю, характеристика видов контроля.
51. Содержание, методика и формы педагогического контроля в физическом воспитания
52. Понятие об учете, объекты учета, формы учета. Документы учета при контро-
310
Объемные требования по теории и методике физической культуры
ле.
53. Социально-педагогическое значение физического воспитания дошкольников. Возрастная классификация детей дошкольного возраста.
54. Задачи, особенности методики и формы занятий физическими упражнениями с дошкольниками.
55. Социально-педагогическое значение физического воспитания детей школьного возраста. Типичные возрастные особенности.
56. Цель, задачи и направленность физического воспитания в школе.
57. Классификационная характеристика форм занятий физическими упражнениями в школе.
58. Основное содержание учебного предмета "Физическая культура".
59. Характеристика системы планирования физического воспитания в школе.
60. Педагогический контроль физического воспитания в школе, его значение и содержание.
61. Сущность профессионально-прикладной физической подготовки (значение, задачи, средства, методические основы построения).
62. Физическая культура в период основной трудовой деятельности взрослого населения (значение, задачи, направленность, средства, методические особенности).
63. Физическая культура в жизни людей старшего и пожилого возраста (значение, задачи, направленность, особенности использование средств и методики).
64. Физическая культура студенческой молодежи (значение, цель, задачи, направленность, особенности организации и методики).
65. Физическая подготовка в Вооруженных силах (цель, задачи, направленность, формы физической подготовки военнослужащих).
ОБЪЕМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПИСЬМЕННЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
I. Описать модель техники двигательного действия (из своего вида спорта).
II. Разработать программу обучения двигательному действию (на примере какого-либо технического действия из своей спортивной специализации).
III. Составить план решения задачи развития психодинамического или сенсорного качества.
IV. Составить план решения задачи развития морфологического качества.
V. Составить план решения воспитательной задачи на учебном занятии.
VI. Составить поурочный план-график учебно-воспитательного процесса на учебную четверть.
VII. Составить конспект урока физической культуры.
31 Теория и методика физической культуры
ЛИТЕРАТУРА
УЧЕБНИКИ, УЧЕБНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ
1. Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 1978.
2. Боген М. М. Обучение двигательным действиям. - М.: Физкультура и спорт, 1986.
3. Введение в теорию физической культуры: Учебное пособие для ин-тов физ. культ. / Под ред. Л. П. Матвеева. - М.: Физкультура и спорт, 1983.
4. Выдрин В. М. Теория физической культуры (культуроведческий аспект): Учебное пособие/ГДОИДК.-Л., 1988.
5. Выдрин В. М. Введение в профессиональную деятельность: Учебное пособие для ин-тов физ. культ./ВИФК. -СПб., 1995.
6. Выдрин В. М. Деятельность специалистов в сфере физической культуры: Учебное пособие. - СПб., 1997.
7. Гандельсман А. Б., Смирнов Д. М. Физическое воспитание детей школьного возраста. - М.: Просвещение, 1986.
8. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. - М., 1995.
9. Донской А. А. Законы движений в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1968.
10. Дьячков В. М. Совершенствование технического мастерства спортсменов. -М.: Физкультура и спорт, 1970.
11. Евстафьев В. В. Анализ основных понятий в теории физической культуры: Материалы к лекциям и семинарам. - Л.: ВИФК, 1985.
12. Зациорский В. М. Физические качества спортсмена. - Изд. 2-е. - М.: Физкультура и спорт, 1970.
13. Зациорский В. М, Основы спортивной метрологии. - М.: Физкультура и спорт, 1979.
14. Комплексная целевая программа по физической культуре в вузе/Под ред. В. И. Григорьева; СПбУЭФ.-СПб., 1991.
15. Курамшин Ю. Ф. Методы обучения двигательным действиям и развития физических качеств. - Л., 1991.
16. Лубышева Л. И. Концепция формирования физической культуры человека / ГЦИФК. -М., 1992.
17. Лях В. М. Координационные способности школьников. -Минск, Полымя, 1989.
18. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991.
19. Основы теории и методики физической культуры: Учебник для техникумов физ. культ. / Под ред. А. А. Гужаловского. - М.: Физкультура и спорт, 1986.
20. ПриходькоВ. В. Непрофессиональное физкультурное образование. - М., 1991.
21. Раевский Р. Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов: Учебное пособие для вузов. - М.: Высшая школа, 1985.
22. Сологуб Е. Б. Физиологические основы спортивной тренировки женщин: Лекция. -Л.: ГДОИДК, 1987.
23. Теория и методика физического воспитания: Учебник для студентов фак. физ. культ, пед. ин-тов. / Под ред. Б. А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990.
24. Теория и методика физического воспитания: Учебник для ин-тов физ. культ. /
312
Литература
Под ред. Л. П. Матвеева, А. Д. Новикова. - М.: Физкультура и спорт, 1976. -4.1,2.
25. Теория физического воспитания: Учебник для ин-тов физ. культ. / Под ред. Г. Д. Харабуги. - М.: Физкультура и спорт, 1974.
26. Теория и методика физической культуры / Под ред. В. М. Шияна. - М.: Просвещение, 1988.
27. Теория и организация физической подготовки войск: Учебник для курсантов и слушателей ВИФК/Подред. Л. А. Вейднер-Дубровина, В. В. Миронова, В. Д. Шей-ченко. -СПб, 1992. -Ч. 1.
28. Теория спорта: Учебник для ин-тов физ. культ. / Под ред. В. К. Платонова. -Киев: Вища школа, 1987.
29. Тер-Ованесян А. А. Педагогические основы физического воспитания. - М: Физкультура и спорт, 1978.
30. Учебно-исследовательская работа студентов по теории и методике физического воспитания: Методическое пособие. - Л.: ГДОИДК, 1982.
31. Федоров Л. П. Научно-методические основы женского спорта: Учебное пособие / ГДОИФК. - СПб., 1987.
32. Физическая культура: Всероссийская базисная учебная программа для высших учебных заведений / Под ред. С. В. Малиновского / БГИФК. - М., 1991.
33. Филин В. Н. Теория и методика юношеского спорта: Учебное пособие. - М.: Физкультура и спорт, 1987.
34. Шапкова Л. В. Опорные концепции методологии адаптивной физической культуры. -СПб., 1997.
35. Шитикова Г. Ф. Педагогический контроль за уроками физического воспитания. -Л., 1981.
МОНОГРАФИИ, НАУЧНЫЕ СТАТЬИ, ДОКЛАДЫ
36. Агеевец В. У. Академия физической культуры им. П. Ф. Лесгафта // Теория и методика физической подготовки. - 1994. - № 1.
37. Анохин П. И. Очерки физиологии функциональных систем. - М.: Медгиз, 1986
38. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М.: Медицина, 1968.
39. Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии. - М.: Медицина, 1991.
40. Благуш П. К. К теории тестирования двигательных способностей. - М.: Физкультура и спорт, 1982.
41. Верхошанский Ю. Ф. Программирование и организация тренировочного процесса. - М.: Физкультура и спорт, 1985.
42. Верхошанский Ю. Ф. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988.
43. Визитей Н. Н. Физическая культура личности. - Кишинев: Штиинца, 1989.
44. Виленский М. Я. Физическая культура в научной организации процесса обучения в высшей школе. - М.: Физкультура и спорт, 1992.
45. Вилькин А. Р., Каневец Т. М. Организация работы по массовой физической культуре и спорту: Учебное пособие. - М.: Физкультура и спорт, 1985.
46. Выдрин В. М. Проблема непрофессионального физкультурного образования и пути ее решения //Сб. Физическая культура и спорт в современном образовании/ Методология и практика - СПб., 1993.
47. Выдрин В. М., Курамшин Ю. Ф., Николаев Ю. М. Осмысление интегративной сущности физической культуры - магистральный путь ее теории // Теория и практика физической культуры - 1996, - № 5.
48. Годик М. А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. - М.:Физ-
313 Теория и методика физической культуры
культура и спорт, 1980.
49. Донская Л. В. Двигательная деятельность человека в условиях механизированного производства. - М.: Наука, 1975.
50. Евсееве. П., ШапковаЛ. В., Федорова!. В. Адаптивная физическая культура в системе высшего профессионального образования // Теория и практика физической культуры - 1996. - № 5.
51. Кабачков В. А., Полиевский С. А. Профессионально-прикладная подготовка учащихся в средних ПТУ. - М.: Высшая школа, 1982.
52. Кузьмина Н. В. Предмет акмеология. - Шуя, 1995.
53. Курпан Ю. И., Таламбум Е. А. Физкультура, формирующая осанку. - М.: Физкультура и спорт, 1990.
54. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, сознание. - М.: Мысль, 1980.
55. Лубышева Л. И. Современные подходы к формированию физкультурного знания у студентов вузов //Теория и практика физической культуры - 1993. - № 3.
56. Лубышева Л. И. К концепции физкультурного воспитания студентов//Теория и практика физической культуры - 1993. - № 5-6.
57. Лубышева Л. И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа // Теория и практика физической культуры - 1996. -№ 1.
58. Основы управления подготовкой юных спортсменов. / Под ред. М. Я. Набат-никовой. - М.: Физкультура и спорт, 1982.
59. Платонов В. Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1986.
60. Пономарев Н. И. О законах функционирования и развития физической культуры: Лекция / ГДОИФК. - Л., 1989.
61. Пономарев Н. И. Социальные функции физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1974.
62. Пономарев Н. И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека / ГАФК им. П. Ф. Лесгафта. -СПб., 1998.
63. Пономарев Н. И. Некоторые проблемы функционирования и развития теории физической культуры //Теория и практика физической культуры - 1996. - № 5.
64. ПриходькоЕ. Е. Непрофессиональное физкультурное образование. - М., 1991.
65. Сирис П. 3., Кабачков В. А. Профессионально-производственная направленность физического воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1988.
66. Специальная выносливость спортсменов. / Под ред. М. Я. Набатниковой. -М.: Физкультура и спорт, 1972.
67. Современные проблемы теории и практики физической культуры: взгляды, идеи, концепции: Сб. науч. труд. - СПб., 1997.
68. Солодков А. С. Физиологические основы адаптации к физическим нагрузкам. -Л., 1988.
69. Сухоцкий И. В. Силовая подготовка учащихся ПТУ допризывного и призывного возрастов. - М.: Высшая школа, 1990.
70. Фарфель В. В. Управление движениями в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1975.
71. Харре Д. Учение о тренировке. - М.: Физкультура и спорт, 1970.
314
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ (КурамшинЮ. Ф.)......................................................................... з
- Раздел I. Общие основы теории и методики физической культуры
- 1 Введение в теорию и методику физической культуры
- 1.1 Основные понятия теории и методики физической культуры
- 1.2 Теория и методика физической культуры как наука и как учебная дисциплина
- 1.3 Методы исследования в теории и методике физической культуры
- 1.4. Значение теории и методики физической культуры для студентов и выпускников физкультурных учебных заведений
- 2 Физическая культура как вид культуры
- 2.2. Понятие "культура физическая" и ее связь с общей культурой
- 2.3. Структура физической культуры
- 2.4. Функции физической культуры
- 3. Педагогический процесс в сфере физической культуры
- 3.1. Понятие о принципах и их значение в сфере физической культуры
- 3.2. Специфические особенности и структурные компоненты педагогического процесса при формировании физической культуры личности.
- 3.3. Цель и задачи физкультурного образования.
- 3.3.1. Физкультурное образование как педагогический процесс
- 3.3.2. Высшее физкультурное образование
- 3.4. Общие принципы формирования физической культуры человека
- 3.4.1. Принцип гармонического развития личности
- 3.4.2. Принцип связи с жизнедеятельностью
- 3.4.3. Принцип оздоровительной направленности
- 4 Средства формирования физической культуры личности
- 4.1. Понятие о средствах. Физические упражнения - основное и специфическое средство формирования физической культуры личности
- 4. 2. Факторы, определяющие воздействие физических упражнений
- 4. 3. Классификация физических упражнений
- 4.4 Содержание и форма физических упражнений.
- 4.5 Естественные силы природы и гигиенические факторы
- 4.6 Понятие о технике физических упражнений
- 4.7 Характеристики техники физических упражнений
- 4.7.1. Пространственные характеристики
- 4.7.4. Силовые характеристики
- 4.7.5. Ритмическая характеристика
- 4.7.6. Обобщенные (качественные) характеристики
- 5 Методы формирования физической культуры личности
- 5.2 Современные представления о классификации методов. Общие требования к их выбору.
- 5.2.1. Методы, направленные на приобретение знаний.
- 6 Методические принципы занятий физическими упражнениями
- 6.1.1. Принципы сознательности и активности.
- 6.1.2. Принцип наглядности.
- 6.1.3. Принципы доступности и индивидуализации.
- 6.2 Характеристика принципов, выражающих специфические закономерности занятий физическими упражнениями.
- 6.2.1. Принцип непрерывности.
- 6.2.2. Принцип прогрессирования воздействий.
- 6.2.3. Принцип цикличности.
- 6.2.4. Принцип возрастной адекватности педагогического воздействия.
- 7 Обучение двигательным действиям
- 7.1 Формирование знаний, двигательных умений и навыков как процесс и результат обучения.
- 7.2 Взаимодействие (перенос) навыков.
- 7.3 Структура процесса обучения двигательным действиям.
- 7.4 Управление процессом обучения.
- 7.5 Предупреждение и исправление ошибок.
- 8 Общая характеристика физических способностей
- 8.2 Основные закономерности развития физических способностей.
- 8.2.1. Движения - ведущий фактор развития физических способностей.
- 8.2.2. Зависимость развития способностей от режима двигательной деятельности.
- 8.2.3. Этапность развития физических способностей.
- 8.2.4. Неравномерность и гетерохронность (разновременность) развития способностей.
- 8.2.5. Обратимость показателей развития способностей.
- 8.2.6. Перенос физических способностей.
- 8.2.7. Единство и взаимосвязь между двигательными умениями и физическими способностями.
- 8.3 Принципы развития физических способностей.
- 8.3.1. Принцип регулярности педагогических воздействий.
- 8.3.2. Принцип прогрессирования и адаптационно-адекватной предельности в наращивании эффекта педагогических воздействий.
- 8.3.3. Принцип рационального сочетания и распределения во времени педагогических воздействий различного характера.
- 8.3.4. Принцип целенаправленности и адаптивной адекватности воздействий.
- 8.3.5. Принцип возрастной адекватности педагогических воздействий.
- 8.3.6. Принцип опережающих воздействий в развитии физических способностей.
- 8.3.7. Принцип соразмерности в развитии способностей.
- 8.3.8. Принцип сопряженного воздействия.
- 9 Силовые способности и методика их развития
- 9.2 Методика развития силовых способностей.
- 9.2.1. Средства развития силовых способностей.
- 9.2.2. Методы развития силовых способностей.
- 10 Скоростные способности и методика их развития
- 10.1 Понятие о скоростных способностях, их виды. Факторы, определяющие уровень развития и проявления скоростных способностей.
- 10.2 Методика развития быстроты двигательных реакций.
- 1. Реакции на движущийся объект.
- 2. Реакции выбора.
- 10.3 Методика развития быстроты одиночного движения и частоты движений.
- 10.4 Методика развития комплексных форм проявления скоростных способностей.
- 11 Координационные способности и методика их развития
- 11.1 Понятие о координационных способностях. Критерии и формы проявления координационных способностей.
- 11.2 Методика развития координационных способностей.
- 12 Выносливость и методика ее развития
- 12.1 Понятие о выносливости. Утомление и выносливость. Виды выносливости.
- I. Общая.
- II. Специальная.
- 12.2 Методика развития выносливости.
- 13.2 Задачи, средства и методы развития гибкости.
- 14 Воспитание личностных качеств занимающихся физическими упражнениями
- 14.2 Задачи, содержание и пути патриотического, нравственного, правового и эстетического воспитания на занятиях в сфере физической культуры.
- 14.2.1. Патриотическое и нравственное воспитание.
- 14.2.2. Правовое воспитание.
- 14.2.3. Эстетическое воспитание в сфере физической культуры.
- 14.3 Личность преподавателя, требования к его профессиональным способностям, подготовленности и мастерству.
- 15 Формы построения занятий физическими упражнениями
- 15.1 Общая характеристика форм построения занятий.
- 15.2 Классификация занятий урочного типа.
- 1. По целевой направленности физического воспитания:
- III. В зависимости от того, какая из основных сторон процесса Физического воспитания акцентируется или полностью составляет содержание занятия:
- 15.3 Содержание занятий урочного типа.
- 15.5 Общая характеристика занятий неурочного типа.
- 16 Планирование, контроль и учет в процессе занятий физическими упражнениями
- 16.1 Понятие о планировании, его виды и содержание.
- 16.2 Понятие контроля и учета. Требования к контролю и учету.
- 16.3 Виды, содержание и основы методики контроля и учета.
- 16.4 Документы контроля и учета.
- 17 Физическая культура в системе воспитания детей дошкольного возраста
- 17.2 Особенности методики занятий физическими упражнениями.
- 3. Направленное воздействие на развитие ловкости, быстроты, силы, обшей выносливости.
- 17.3 Формы занятий физическими упражнениями.
- 18 Физическая культура в системе воспитания детей школьного возраста
- 18.1 Социально-педагогическое значение физической культуры детей школьного возраста. Типичные возрастные особенности.
- 18.2 Цель, задачи и направленность физической культуры детей школьного возраста
- 18.3 Формы занятий физическими упражнениями.
- 18.3.1. Учебные занятия (классно-урочные).
- 18.3.2. Занятия физическими упражнениями в режиме учебного дня школы.
- 18.3.3. Внеклассные и внешкольные занятия физическими упражнениями.
- 18.4 Содержание учебного предмета "Физическое воспитание". Особенности методики обучения двигательным действиям школьников.
- 18.5 Особенности развития физических способностей.
- 18.5.1. Основные требования к развитию физических способностей в школьном возрасте.
- 18.5.2. Особенности развития координационных способностей.
- 18.5.3. Особенности развития скоростных и скоростно-силовых способностей.
- 18.5.4. Особенности развития собственно-силовых способностей.
- 18.5.5. Особенности развития выносливости.
- 18.6 Система планирования физического воспитания в школе.
- 18.6.1. Годовой план прохождения программного материала.
- 18.6.2. Четвертной план.
- 18.6.3. Технология составления плана учебно-воспитательного процесса на учебную четверть (полугодие).
- 18.6.4. Методика планирования учебно-воспитательной работы на уроке физической культуры.
- 18.7 Проверка и оценивание успеваемости на уроках физической культуры.
- 18.7.1. Содержание проверки и критерии оценки.
- 18.7.2. Система проверки успеваемости.
- 18.7.3. Учет учебной работы.
- 19 Физическая культура в средних специальных учебных заведениях
- 19.1 Назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки.
- 19.2 Средства профессионально-прикладной физической подготовки, основы методики и формы занятий.
- 20 Особенности физической культуры взрослых
- 20.1 Основные факторы и условия, определяющие физическую культуру взрослых.
- 20.2 Общеподготовительное и рекреационное направления физической культуры взрослых.
- 20.2.1. Неспециальное физкультурное образование взрослых.
- 20.2.2. Физическая рекреация.
- 20.2.3. Спорт.
- 20.2.4. Двигательная реабилитация.
- 21 Физическая культура студентов
- 21.1 Значение, цель и задачи физической культуры студентов.
- 21.2 Структура и особенности содержания действующих программ физической культуры в вузах.
- 21.3 Основные направления деятельности кафедры физического воспитания, спортивного клуба и спортивно-оздоровительного центра.
- 21.4 Специфические особенности работы преподавателя кафедры физического воспитания вуза.
- 22 Физическая подготовка в вооруженных силах
- 22.1 Сущность и структура физической подготовки в Вооруженных силах.
- 22.2 Цель, общие и специальные задачи физической подготовки военнослужащих.
- 22.3 Формы физической подготовки военнослужащих.
- 22.3.1. Учебные занятия по физической подготовке.
- 22.3.2. Утренняя физическая зарядка.
- 22.3.3. Физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности.
- 22.3.4. Спортивно-массовая работа.
- 23 Спорт в системе физической культуры
- 23.1 Возникновение и состояние современного спорта.
- 23.2 Социальные функции спорта.
- 23.3 Классификация спорта.
- 23.4 Подготовка спортсмена как многокомпонентный процесс.
- Раздел I. Общие основы теории и методики физической культуры
- 1.1. Основные понятия теории и методики физической культуры....................6
- Раздел II. Теория и методика физической культуры в различные периоды жизни человека