22.3.3. Физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности.
Позволяет использовать время, отводимое на служебную деятельность и боевую подготовку, для дополнительной физической тренировки личного состава, связывает физическую подготовку с конкретными задачами боевой учебы воинов. Данная форма направлена на:
• повышение и поддержание физической подготовленности и профессиональной работоспособности;
• совершенствование военно-специальных двигательных навыков и умений;
• сохранение необходимой двигательной активности военнослужащих в такие периоды военно-профессиональной деятельности, когда затруднительно проводить занятия в других формах их физического совершенствования.
Физическую тренировку в процессе учебно-боевой деятельности отличают следующие особенности:
• использование времени, отводимого на различные предметы боевой подготовки и другие виды военно-профессиональной деятельности;
• тесная связь с содержанием учебно-боевой деятельности;
• отсутствие жесткой регламентации организационных и методических параметров.
Основными видами физической тренировки в процессе учебно-боевой деятельности являются:
• физические упражнения в условиях дежурств;
• попутная физическая тренировка;
• физические упражнения при передвижении войск транспортными средствами. Физические упражнения в условиях дежурств проводятся в целях:
• сохранения ранее достигнутого уровня физической тренированности, умственной и физической работоспособности;
• восполнения дефицита двигательной активности;
• поддержания физической и психической готовности военнослужащих к экстренным действиям.
Они применяются в виде специально разработанных комплексов, включающих упражнения для отдельных групп мышц, на внимание и координацию, для предуп-
293 Теория и методика физической культуры
рождения или снятия неблагоприятного воздействия на организм монотонной работы, однообразной позы, ограничения двигательной активности, некоторых факторов внешней среды и т.д.
Подбор физических упражнений осуществляется с учетом особенностей соответствующей военно-профессиональной деятельности военнослужащих (общего режима дежурства, характера работы, наличия в ней пауз или перерывов, рабочей позы, внешних условий), а также уровня тренированности и степени утомления личного состава.
В зависимости от характера и условий дежурства предусматривается возможность выполнения комплексов физических упражнений до, во время и после дежурства.
Физические упражнения перед заступлением на дежурство выполняются в виде специального комплекса в течение 8-10 минут в составе расчета, экипажа, смены или индивидуально в умеренном темпе на открытом воздухе или в помещении и заканчиваются, как правило, за 10-15 минут до заступления на дежурство.
В процессе дежурства физические упражнения выполняются самостоятельно или под руководством командира подразделения (старшего смены) через каждые два часа продолжительностью 5-8 минут.
При подборе упражнений особое внимание уделяется возможности привлечения к динамической работе тех групп мышц, которые находились до этого в статическом напряжении или подвергались сдавливанию. В ночное время применяются упражнения для отдельных групп мышц, выполняемых в более быстром чем обычно темпе и с большей интенсивностью.
После окончания дежурства физические упражнения обычно выполняются в виде специального комплекса в течение 8-10 мин. Для более полного снятия психического и физического напряжения, повышения интенсивности обменных процессов, создания благоприятного общего состояния организма и быстрого восстановления работоспособности комплекс физических упражнений может проводится в течение 10-15 минут в форме зарядки на местности.
Попутная Физическая тренировка направлена на повышение физической подготовленности, совершенствование военно-прикладных двигательных навыков и полевой выучки военнослужащих. Она обеспечивает:
• совершенствование способностей военнослужащих к быстрому передвижению на разнообразной местности в пеших строях и на лыжах в сочетании с преодолением препятствий;
• развитие общей выносливости и других физических способностей;
• повышение военно-специальной подготовленности;
• совершенствование навыков использования техники и оружия в условиях значительных физических нагрузок;
• подготовку военнослужащих к действиям в защитной одежде и в условиях ограниченной видимости, формирование навыков коллективных действий.
Попутная физическая тренировка проводится при передвижении подразделений к местам занятий, в ходе занятий по боевой подготовке и возвращении с них. При передвижении подразделений к местам занятий по боевой подготовке (тактическим полям, полигонам, стрельбищам, паркам и т.д. (средствами тренировки могут быть;
• ходьба;
• ускоренное передвижение на местности с оружием и снаряжением;
• преодоление естественных препятствий;
• отдельных специально созданных препятствий;
294
Лекция 22 Физическая подготовка в вооруженных силах
• метание гранат, переноска тяжестей;
• преодоление водных преград;
• приемы рукопашного боя;
• передвижение на лыжах;
• посадка на машины и высадка с них и т.п.
На каждом маршруте передвижения подразделений к местам занятий разрабатывается несколько вариантов тренировки, отличающихся содержанием упражнений, протяженностью маршрута, уровнем нагрузки и т.п.
В ходе практических занятий по различным предметам боевой подготовки физическая тренировка осуществляется в следующих целях:
• закрепления навыков выполнения отрабатываемых на занятиях военно-профессиональных приемов и действий в сложных условиях;
• повышения общей физической нагрузки, когда необходимо научить личный состав выполнять то или иное действие на фоне утомления в условиях большого физического напряжения;
• повышения плотности занятия. Содержание тренировки определяется с учетом: темы занятия;
• уровня подготовленности личного состава;
• рельефа местности; наличия времени;
• материальной обеспеченности.
При возвращении подразделений с занятий по боевой подготовке в качестве основного средства физической тренировки личного состава чаще всего используется ускоренное передвижение в пешем порядке и на лыжах.
Физические упражнения при передвижении войск транспортными средствами выполняются в целях сохранения достигнутого ранее уровня физической тренированности и поддержания постоянной готовности личного состава к действиям с максимальным напряжением.
Физические упражнения при передвижении войск транспортными средствами выполняются в виде специальных комплексов, содержание которых обусловлены задачами предстоящей деятельности войск, специфическими особенностями транспортных средств, временем передвижения, местом выполнения и другими условиями.
Физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности может проводиться и в других условиях:
•при пребывании личного состава в укрытиях (траншеях, убежищах и т.д.);
• во время перерывов между теоретическими занятиями;
•в ходе установленных распорядком дня пауз активного отдыха.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Раздел I. Общие основы теории и методики физической культуры
- 1 Введение в теорию и методику физической культуры
- 1.1 Основные понятия теории и методики физической культуры
- 1.2 Теория и методика физической культуры как наука и как учебная дисциплина
- 1.3 Методы исследования в теории и методике физической культуры
- 1.4. Значение теории и методики физической культуры для студентов и выпускников физкультурных учебных заведений
- 2 Физическая культура как вид культуры
- 2.2. Понятие "культура физическая" и ее связь с общей культурой
- 2.3. Структура физической культуры
- 2.4. Функции физической культуры
- 3. Педагогический процесс в сфере физической культуры
- 3.1. Понятие о принципах и их значение в сфере физической культуры
- 3.2. Специфические особенности и структурные компоненты педагогического процесса при формировании физической культуры личности.
- 3.3. Цель и задачи физкультурного образования.
- 3.3.1. Физкультурное образование как педагогический процесс
- 3.3.2. Высшее физкультурное образование
- 3.4. Общие принципы формирования физической культуры человека
- 3.4.1. Принцип гармонического развития личности
- 3.4.2. Принцип связи с жизнедеятельностью
- 3.4.3. Принцип оздоровительной направленности
- 4 Средства формирования физической культуры личности
- 4.1. Понятие о средствах. Физические упражнения - основное и специфическое средство формирования физической культуры личности
- 4. 2. Факторы, определяющие воздействие физических упражнений
- 4. 3. Классификация физических упражнений
- 4.4 Содержание и форма физических упражнений.
- 4.5 Естественные силы природы и гигиенические факторы
- 4.6 Понятие о технике физических упражнений
- 4.7 Характеристики техники физических упражнений
- 4.7.1. Пространственные характеристики
- 4.7.4. Силовые характеристики
- 4.7.5. Ритмическая характеристика
- 4.7.6. Обобщенные (качественные) характеристики
- 5 Методы формирования физической культуры личности
- 5.2 Современные представления о классификации методов. Общие требования к их выбору.
- 5.2.1. Методы, направленные на приобретение знаний.
- 6 Методические принципы занятий физическими упражнениями
- 6.1.1. Принципы сознательности и активности.
- 6.1.2. Принцип наглядности.
- 6.1.3. Принципы доступности и индивидуализации.
- 6.2 Характеристика принципов, выражающих специфические закономерности занятий физическими упражнениями.
- 6.2.1. Принцип непрерывности.
- 6.2.2. Принцип прогрессирования воздействий.
- 6.2.3. Принцип цикличности.
- 6.2.4. Принцип возрастной адекватности педагогического воздействия.
- 7 Обучение двигательным действиям
- 7.1 Формирование знаний, двигательных умений и навыков как процесс и результат обучения.
- 7.2 Взаимодействие (перенос) навыков.
- 7.3 Структура процесса обучения двигательным действиям.
- 7.4 Управление процессом обучения.
- 7.5 Предупреждение и исправление ошибок.
- 8 Общая характеристика физических способностей
- 8.2 Основные закономерности развития физических способностей.
- 8.2.1. Движения - ведущий фактор развития физических способностей.
- 8.2.2. Зависимость развития способностей от режима двигательной деятельности.
- 8.2.3. Этапность развития физических способностей.
- 8.2.4. Неравномерность и гетерохронность (разновременность) развития способностей.
- 8.2.5. Обратимость показателей развития способностей.
- 8.2.6. Перенос физических способностей.
- 8.2.7. Единство и взаимосвязь между двигательными умениями и физическими способностями.
- 8.3 Принципы развития физических способностей.
- 8.3.1. Принцип регулярности педагогических воздействий.
- 8.3.2. Принцип прогрессирования и адаптационно-адекватной предельности в наращивании эффекта педагогических воздействий.
- 8.3.3. Принцип рационального сочетания и распределения во времени педагогических воздействий различного характера.
- 8.3.4. Принцип целенаправленности и адаптивной адекватности воздействий.
- 8.3.5. Принцип возрастной адекватности педагогических воздействий.
- 8.3.6. Принцип опережающих воздействий в развитии физических способностей.
- 8.3.7. Принцип соразмерности в развитии способностей.
- 8.3.8. Принцип сопряженного воздействия.
- 9 Силовые способности и методика их развития
- 9.2 Методика развития силовых способностей.
- 9.2.1. Средства развития силовых способностей.
- 9.2.2. Методы развития силовых способностей.
- 10 Скоростные способности и методика их развития
- 10.1 Понятие о скоростных способностях, их виды. Факторы, определяющие уровень развития и проявления скоростных способностей.
- 10.2 Методика развития быстроты двигательных реакций.
- 1. Реакции на движущийся объект.
- 2. Реакции выбора.
- 10.3 Методика развития быстроты одиночного движения и частоты движений.
- 10.4 Методика развития комплексных форм проявления скоростных способностей.
- 11 Координационные способности и методика их развития
- 11.1 Понятие о координационных способностях. Критерии и формы проявления координационных способностей.
- 11.2 Методика развития координационных способностей.
- 12 Выносливость и методика ее развития
- 12.1 Понятие о выносливости. Утомление и выносливость. Виды выносливости.
- I. Общая.
- II. Специальная.
- 12.2 Методика развития выносливости.
- 13.2 Задачи, средства и методы развития гибкости.
- 14 Воспитание личностных качеств занимающихся физическими упражнениями
- 14.2 Задачи, содержание и пути патриотического, нравственного, правового и эстетического воспитания на занятиях в сфере физической культуры.
- 14.2.1. Патриотическое и нравственное воспитание.
- 14.2.2. Правовое воспитание.
- 14.2.3. Эстетическое воспитание в сфере физической культуры.
- 14.3 Личность преподавателя, требования к его профессиональным способностям, подготовленности и мастерству.
- 15 Формы построения занятий физическими упражнениями
- 15.1 Общая характеристика форм построения занятий.
- 15.2 Классификация занятий урочного типа.
- 1. По целевой направленности физического воспитания:
- III. В зависимости от того, какая из основных сторон процесса Физического воспитания акцентируется или полностью составляет содержание занятия:
- 15.3 Содержание занятий урочного типа.
- 15.5 Общая характеристика занятий неурочного типа.
- 16 Планирование, контроль и учет в процессе занятий физическими упражнениями
- 16.1 Понятие о планировании, его виды и содержание.
- 16.2 Понятие контроля и учета. Требования к контролю и учету.
- 16.3 Виды, содержание и основы методики контроля и учета.
- 16.4 Документы контроля и учета.
- 17 Физическая культура в системе воспитания детей дошкольного возраста
- 17.2 Особенности методики занятий физическими упражнениями.
- 3. Направленное воздействие на развитие ловкости, быстроты, силы, обшей выносливости.
- 17.3 Формы занятий физическими упражнениями.
- 18 Физическая культура в системе воспитания детей школьного возраста
- 18.1 Социально-педагогическое значение физической культуры детей школьного возраста. Типичные возрастные особенности.
- 18.2 Цель, задачи и направленность физической культуры детей школьного возраста
- 18.3 Формы занятий физическими упражнениями.
- 18.3.1. Учебные занятия (классно-урочные).
- 18.3.2. Занятия физическими упражнениями в режиме учебного дня школы.
- 18.3.3. Внеклассные и внешкольные занятия физическими упражнениями.
- 18.4 Содержание учебного предмета "Физическое воспитание". Особенности методики обучения двигательным действиям школьников.
- 18.5 Особенности развития физических способностей.
- 18.5.1. Основные требования к развитию физических способностей в школьном возрасте.
- 18.5.2. Особенности развития координационных способностей.
- 18.5.3. Особенности развития скоростных и скоростно-силовых способностей.
- 18.5.4. Особенности развития собственно-силовых способностей.
- 18.5.5. Особенности развития выносливости.
- 18.6 Система планирования физического воспитания в школе.
- 18.6.1. Годовой план прохождения программного материала.
- 18.6.2. Четвертной план.
- 18.6.3. Технология составления плана учебно-воспитательного процесса на учебную четверть (полугодие).
- 18.6.4. Методика планирования учебно-воспитательной работы на уроке физической культуры.
- 18.7 Проверка и оценивание успеваемости на уроках физической культуры.
- 18.7.1. Содержание проверки и критерии оценки.
- 18.7.2. Система проверки успеваемости.
- 18.7.3. Учет учебной работы.
- 19 Физическая культура в средних специальных учебных заведениях
- 19.1 Назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки.
- 19.2 Средства профессионально-прикладной физической подготовки, основы методики и формы занятий.
- 20 Особенности физической культуры взрослых
- 20.1 Основные факторы и условия, определяющие физическую культуру взрослых.
- 20.2 Общеподготовительное и рекреационное направления физической культуры взрослых.
- 20.2.1. Неспециальное физкультурное образование взрослых.
- 20.2.2. Физическая рекреация.
- 20.2.3. Спорт.
- 20.2.4. Двигательная реабилитация.
- 21 Физическая культура студентов
- 21.1 Значение, цель и задачи физической культуры студентов.
- 21.2 Структура и особенности содержания действующих программ физической культуры в вузах.
- 21.3 Основные направления деятельности кафедры физического воспитания, спортивного клуба и спортивно-оздоровительного центра.
- 21.4 Специфические особенности работы преподавателя кафедры физического воспитания вуза.
- 22 Физическая подготовка в вооруженных силах
- 22.1 Сущность и структура физической подготовки в Вооруженных силах.
- 22.2 Цель, общие и специальные задачи физической подготовки военнослужащих.
- 22.3 Формы физической подготовки военнослужащих.
- 22.3.1. Учебные занятия по физической подготовке.
- 22.3.2. Утренняя физическая зарядка.
- 22.3.3. Физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности.
- 22.3.4. Спортивно-массовая работа.
- 23 Спорт в системе физической культуры
- 23.1 Возникновение и состояние современного спорта.
- 23.2 Социальные функции спорта.
- 23.3 Классификация спорта.
- 23.4 Подготовка спортсмена как многокомпонентный процесс.
- Раздел I. Общие основы теории и методики физической культуры
- 1.1. Основные понятия теории и методики физической культуры....................6
- Раздел II. Теория и методика физической культуры в различные периоды жизни человека