10.2 Методика развития быстроты двигательных реакций.
Быстрота двигательных реакций может быть простой и сложной.
Простая реакция - это ответ заранее известным движением на заранее известный, но внезапно появляющийся сигнал. Например, старт в беге, скоростная стрельба по силуэтам, бросок набивного мяча от груди или из-за головы по ожидаемому сигналу и пр. Все остальные типы реакций - сложные.
В двигательных реакциях различают три фазы:
131 Теория и методика физической культуры
1. Сенсорную - от момента появления сигнала до первых признаков мышечной активности.
2. Премоторную - от появления электрической активности мышц до начала движения. Эта фаза наиболее стабильна и составляет 25-60 мс.
3. Моторную - от начала движения до его завершения.
Сенсорная и премоторные фазы образуют латентный (скрытый) компонент реакции, а моторная - двигательный.
Рис. 10.1. Компонентный состав времени простой реакции.
Из рис. 10.1. видно, что латентный и двигательные компоненты времени реакции имеют на оси времени общий участок (он обозначен штриховкой). Это означает, что в данное время начинают работать несколько параллельных уровней регуляции.
В области физического воспитания обычно измеряют общее время реакции, т.е. промежуток времени между моментом ( to ) появления сигнала и моментом (tn ) окончания реагирования на него. Например, моментом ухода со стартовых колодок в беге на короткие дистанции. Сокращение целостного времени простой двигательной реакции в результате тренировки происходит, главным образом, за счет её моторного компонента. Установлено, что перцептивные и двигательные процессы являются относительно независимыми, причем индивидуальные различия времени латентного компонента значительно больше, чем время движения. Латентный период реакции служит информативным показателем состояния ЦНС. Поэтому эта составляющая имеет большое значение при контроле за состоянием организма в процессе занятий физическими упражнениями.
Согласно физиологическим представлениям латентное время реакции складывается из пяти составляющих:
1. Появление возбуждения в рецепторе. Раздражитель должен быть воспринят ("выхвачен") органом чувств - глазом, ухом, тактильным чувством, вестибулярным аппаратом.
2. Передача возбуждения по центростремительному нерву в ЦНС.
3. Переход возбуждения по нервным сетям и формирование эффекторного сигнала.
4. Передача возбуждения от ЦНС к мышце.
132
______________________Лекция 10 Скоростные способности и методика их развития
5. Возбуждение в мышце и появление в ней механической активности.
Время, затрачиваемое на появление возбуждения в рецепторе во многом зависит от физической природы раздражителя, его интенсивности и особенностей воспринимающего рецептора. Так, время восприятия звуковых и тактильных раздражителей намного короче времени рецепции зрительного раздражителя, поскольку в последнем случае значительную долю времени занимает фотохимический процесс, преобразующий световую энергию в нервный импульс. Время передачи возбуждения по центростремительному нерву в ЦНС зависит от подвижности нервных процессов.
Считается, что этот фактор в наибольшей степени изменяется под влиянием упражнений. Основная доля латентного времени реакции уходит на "центральную задержку" - время, необходимое для переработки поступающего сигнала и формирования эффекторной импульсации в ЦНС, от ее укорочения, очевидно в решающей мере зависит возможность улучшения скрытого периода реакции. На время проведения возбуждения вдоль нервных волокон влияет толщина этих волокон. Скорость нервных импульсов равна 50-120 мс. Установлено, что она практически не зависит от тренировки, не изменяется с возрастом, достигая своего максимума от 9-11 лет до 25-28 лет. После этого периода скорость уменьшается.
Таким образом, время необходимое для проведения нервных импульсов - одно из врожденных слагаемых времени реакции.
Соотношение латентного и моторного компонентов в общем времени реакции зависит от характера реакции, возраста, вида спорта, квалификации спортсмена, состояния утомления организма и пр. Значительное улучшение быстроты простой реакции - задача весьма сложная, фактически речь идет о выигрыше сотых, иногда десятых долей секунды. На долю латентного компонента приходится 20-25 % и моторного - 75-80 % общего времени. К примеру, у квалифицированных спринтеров общее время реакции на выстрел стартера колеблется в пределах 0,30-0,40 сек., из них латентный период составляет 0,06-0,10 сек., моторный - 0,24-0,30 сек. Благодаря совершенствованию элементов старта можно улучшить общий результат в спринте на 0,05-0,08 сек.
В простых реакциях наблюдается большой перенос быстроты: люди, быстро реагирующие какой-либо частью тела на один сигнал, оказываются наиболее быстрыми при реагировании другими частями тела. Например, человек быстро реагирующий на звуковой сигнал рукой будет быстро реагировать на этот раздражитель и ногой. Время простой реакции во многом зависит от того, на что обращается основное внимание ученика: на восприятие сигнала (сенсорный тип реакции) или на предстоящее действие (моторный тип реакции). Если внимание акцентировано на предстоящее движение, то время реагирования меньше, чем если оно направлено на восприятие сигнала. Отсюда педагогический вывод: надо учить занимающихся умению концентрировать внимание на предстоящем действии.
Быстрота реакции повышается при некотором напряжении мышц. Поэтому, скажем, при низком старте рекомендуется несколько давить на стартовые колодки. Быстрота реакции зависитот времени ожидания сигнала. Оптимальное время между предварительной и исполнительной командой - около 1,5 сек.
Задержка дыхания спринтера - бегуна в промежутке между командой "Внимание!" и выстрелом стартового пистолета уменьшает время стартовой реакции. После 25-30-минутной разминки время реакции укорачивается. Если выполняется несколько стартов (с интервалом 1,5-2 мин.), то лучшее время наблюдается на 7 и 8 попытках.
Для развития быстроты простой реакции применяются упражнения, в которых
133
Теория и методика физической культуры
необходимо выполнить определенное движение на заранее обусловленные сигналы (звуковые, зрительные, тактильные). Например:
• низкий старт в беге по команде преподавателя;
• в ходьбе по кругу - на неожиданный резкий, короткий сигнал преподавателя (хлопок в ладоши, свисток) выполнить прыжок вверх или в сторону, приседание, изменить направление движения на 180 или 360 ;
• по ожидаемому сигналу преподавателя выполнить простой бросок (от груди или из-за головы) набивного мяча и т.д.
Упражнения "на быстроту реакции" выполняют в облегченных условиях; в условиях, максимально приближенных к соревновательным, а также в вариативных ситуациях. Например, для развития быстроты двигательной реакции при старте в спринте можно использовать начало движения из различных исходных положений: из положения высокого старта; из упора присев; из положения широкого выпада; из положения стоя на коленях или лежа на спине и др.
В том случае, когда выполнение упражнения связано с реагированием на звук, то целесообразно применять разнообразные сигналы - от самых громких (выстрел, свисток) до очень тихих, к примеру, щелчок пальцами. Использование звуковых раздражителей различной силы, во-первых, позволяет избежать адаптации к его силе, во-вторых, усложняет ситуацию: ученик должен быть более внимательным и собранным, чтобы среагировать на сигнал.
Наиболее распространенным способом совершенствования быстроты реагирования является повторный метод, предусматривающий многократное выполнение упражнений на внезапно появляющийся сигнал. Этот метод "содействует" улучшению сенсорной и моторной фазы реакции. При занятиях с начинающими он довольно быстро дает положительные результаты. К сожалению, в дальнейшем при его применении быстрота реакции стабилизируется и последующее её улучшение происходит с большим трудом.
Чтобы избежать чрезмерной стабилизации быстроты простой реакции необходимо чаще использовать в занятиях, особенно с детьми школьного возраста, игровой метод, который предполагает выполнение заданий в условиях постоянного и случайного изменения ситуации, противодействия и взаимодействия партнеров. В качестве упражнений в этом случае могут применяться эстафеты, подвижные и спортивные игры, включающие элементы быстрого реагирования на внезапные сигналы.
Общий принцип подбора упражнений - разнообразие условий, постепенное их усложнение, приближение к специфике основной деятельности спортсмена.
Другой метод - сенсорный, который основан на тесной связи между быстротой реакции и способностью различать очень небольшие интервалы времени (десятые и сотые доли секунды). Люди, хорошо воспринимающие микроинтервалы времени отличается, как правило, высокой быстротой реакции. Данный метод направлен на развитие способности управления быстротой реакции на основе совершенствования точности восприятия времени, т.е. улучшения сенсорного компонента двигательной реакции.
Тренировка быстроты простой реакции по этому методу проводится в три этапа: на первом этапе ученик выполняет действие (например, 5-метровый стартовый рывок), стараясь реагировать на сигнал с максимальной скоростью. После каждой попытки преподаватель сообщает ученику фактическое время реакции; на втором этапе реакция и последующие движения также выполняются с максимальной скоростью. Но преподаватель спрашивает у ученика, за какое время он, по его мнению, выполнил движение. После этого ему сообщают действительное время. По-
I34
Лекция 10 Скоростные способности и методика их развития
стоянное сопоставление своих ощущений времени с тем, что фактически показано, совершенствует точность восприятия времени; на третьем этапе ученику предлагают выполнять задания с различной заранее обусловленной скоростью реагирования.
Сложные реакции. В них выделяют:
Yandex.RTB R-A-252273-3- Раздел I. Общие основы теории и методики физической культуры
- 1 Введение в теорию и методику физической культуры
- 1.1 Основные понятия теории и методики физической культуры
- 1.2 Теория и методика физической культуры как наука и как учебная дисциплина
- 1.3 Методы исследования в теории и методике физической культуры
- 1.4. Значение теории и методики физической культуры для студентов и выпускников физкультурных учебных заведений
- 2 Физическая культура как вид культуры
- 2.2. Понятие "культура физическая" и ее связь с общей культурой
- 2.3. Структура физической культуры
- 2.4. Функции физической культуры
- 3. Педагогический процесс в сфере физической культуры
- 3.1. Понятие о принципах и их значение в сфере физической культуры
- 3.2. Специфические особенности и структурные компоненты педагогического процесса при формировании физической культуры личности.
- 3.3. Цель и задачи физкультурного образования.
- 3.3.1. Физкультурное образование как педагогический процесс
- 3.3.2. Высшее физкультурное образование
- 3.4. Общие принципы формирования физической культуры человека
- 3.4.1. Принцип гармонического развития личности
- 3.4.2. Принцип связи с жизнедеятельностью
- 3.4.3. Принцип оздоровительной направленности
- 4 Средства формирования физической культуры личности
- 4.1. Понятие о средствах. Физические упражнения - основное и специфическое средство формирования физической культуры личности
- 4. 2. Факторы, определяющие воздействие физических упражнений
- 4. 3. Классификация физических упражнений
- 4.4 Содержание и форма физических упражнений.
- 4.5 Естественные силы природы и гигиенические факторы
- 4.6 Понятие о технике физических упражнений
- 4.7 Характеристики техники физических упражнений
- 4.7.1. Пространственные характеристики
- 4.7.4. Силовые характеристики
- 4.7.5. Ритмическая характеристика
- 4.7.6. Обобщенные (качественные) характеристики
- 5 Методы формирования физической культуры личности
- 5.2 Современные представления о классификации методов. Общие требования к их выбору.
- 5.2.1. Методы, направленные на приобретение знаний.
- 6 Методические принципы занятий физическими упражнениями
- 6.1.1. Принципы сознательности и активности.
- 6.1.2. Принцип наглядности.
- 6.1.3. Принципы доступности и индивидуализации.
- 6.2 Характеристика принципов, выражающих специфические закономерности занятий физическими упражнениями.
- 6.2.1. Принцип непрерывности.
- 6.2.2. Принцип прогрессирования воздействий.
- 6.2.3. Принцип цикличности.
- 6.2.4. Принцип возрастной адекватности педагогического воздействия.
- 7 Обучение двигательным действиям
- 7.1 Формирование знаний, двигательных умений и навыков как процесс и результат обучения.
- 7.2 Взаимодействие (перенос) навыков.
- 7.3 Структура процесса обучения двигательным действиям.
- 7.4 Управление процессом обучения.
- 7.5 Предупреждение и исправление ошибок.
- 8 Общая характеристика физических способностей
- 8.2 Основные закономерности развития физических способностей.
- 8.2.1. Движения - ведущий фактор развития физических способностей.
- 8.2.2. Зависимость развития способностей от режима двигательной деятельности.
- 8.2.3. Этапность развития физических способностей.
- 8.2.4. Неравномерность и гетерохронность (разновременность) развития способностей.
- 8.2.5. Обратимость показателей развития способностей.
- 8.2.6. Перенос физических способностей.
- 8.2.7. Единство и взаимосвязь между двигательными умениями и физическими способностями.
- 8.3 Принципы развития физических способностей.
- 8.3.1. Принцип регулярности педагогических воздействий.
- 8.3.2. Принцип прогрессирования и адаптационно-адекватной предельности в наращивании эффекта педагогических воздействий.
- 8.3.3. Принцип рационального сочетания и распределения во времени педагогических воздействий различного характера.
- 8.3.4. Принцип целенаправленности и адаптивной адекватности воздействий.
- 8.3.5. Принцип возрастной адекватности педагогических воздействий.
- 8.3.6. Принцип опережающих воздействий в развитии физических способностей.
- 8.3.7. Принцип соразмерности в развитии способностей.
- 8.3.8. Принцип сопряженного воздействия.
- 9 Силовые способности и методика их развития
- 9.2 Методика развития силовых способностей.
- 9.2.1. Средства развития силовых способностей.
- 9.2.2. Методы развития силовых способностей.
- 10 Скоростные способности и методика их развития
- 10.1 Понятие о скоростных способностях, их виды. Факторы, определяющие уровень развития и проявления скоростных способностей.
- 10.2 Методика развития быстроты двигательных реакций.
- 1. Реакции на движущийся объект.
- 2. Реакции выбора.
- 10.3 Методика развития быстроты одиночного движения и частоты движений.
- 10.4 Методика развития комплексных форм проявления скоростных способностей.
- 11 Координационные способности и методика их развития
- 11.1 Понятие о координационных способностях. Критерии и формы проявления координационных способностей.
- 11.2 Методика развития координационных способностей.
- 12 Выносливость и методика ее развития
- 12.1 Понятие о выносливости. Утомление и выносливость. Виды выносливости.
- I. Общая.
- II. Специальная.
- 12.2 Методика развития выносливости.
- 13.2 Задачи, средства и методы развития гибкости.
- 14 Воспитание личностных качеств занимающихся физическими упражнениями
- 14.2 Задачи, содержание и пути патриотического, нравственного, правового и эстетического воспитания на занятиях в сфере физической культуры.
- 14.2.1. Патриотическое и нравственное воспитание.
- 14.2.2. Правовое воспитание.
- 14.2.3. Эстетическое воспитание в сфере физической культуры.
- 14.3 Личность преподавателя, требования к его профессиональным способностям, подготовленности и мастерству.
- 15 Формы построения занятий физическими упражнениями
- 15.1 Общая характеристика форм построения занятий.
- 15.2 Классификация занятий урочного типа.
- 1. По целевой направленности физического воспитания:
- III. В зависимости от того, какая из основных сторон процесса Физического воспитания акцентируется или полностью составляет содержание занятия:
- 15.3 Содержание занятий урочного типа.
- 15.5 Общая характеристика занятий неурочного типа.
- 16 Планирование, контроль и учет в процессе занятий физическими упражнениями
- 16.1 Понятие о планировании, его виды и содержание.
- 16.2 Понятие контроля и учета. Требования к контролю и учету.
- 16.3 Виды, содержание и основы методики контроля и учета.
- 16.4 Документы контроля и учета.
- 17 Физическая культура в системе воспитания детей дошкольного возраста
- 17.2 Особенности методики занятий физическими упражнениями.
- 3. Направленное воздействие на развитие ловкости, быстроты, силы, обшей выносливости.
- 17.3 Формы занятий физическими упражнениями.
- 18 Физическая культура в системе воспитания детей школьного возраста
- 18.1 Социально-педагогическое значение физической культуры детей школьного возраста. Типичные возрастные особенности.
- 18.2 Цель, задачи и направленность физической культуры детей школьного возраста
- 18.3 Формы занятий физическими упражнениями.
- 18.3.1. Учебные занятия (классно-урочные).
- 18.3.2. Занятия физическими упражнениями в режиме учебного дня школы.
- 18.3.3. Внеклассные и внешкольные занятия физическими упражнениями.
- 18.4 Содержание учебного предмета "Физическое воспитание". Особенности методики обучения двигательным действиям школьников.
- 18.5 Особенности развития физических способностей.
- 18.5.1. Основные требования к развитию физических способностей в школьном возрасте.
- 18.5.2. Особенности развития координационных способностей.
- 18.5.3. Особенности развития скоростных и скоростно-силовых способностей.
- 18.5.4. Особенности развития собственно-силовых способностей.
- 18.5.5. Особенности развития выносливости.
- 18.6 Система планирования физического воспитания в школе.
- 18.6.1. Годовой план прохождения программного материала.
- 18.6.2. Четвертной план.
- 18.6.3. Технология составления плана учебно-воспитательного процесса на учебную четверть (полугодие).
- 18.6.4. Методика планирования учебно-воспитательной работы на уроке физической культуры.
- 18.7 Проверка и оценивание успеваемости на уроках физической культуры.
- 18.7.1. Содержание проверки и критерии оценки.
- 18.7.2. Система проверки успеваемости.
- 18.7.3. Учет учебной работы.
- 19 Физическая культура в средних специальных учебных заведениях
- 19.1 Назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки.
- 19.2 Средства профессионально-прикладной физической подготовки, основы методики и формы занятий.
- 20 Особенности физической культуры взрослых
- 20.1 Основные факторы и условия, определяющие физическую культуру взрослых.
- 20.2 Общеподготовительное и рекреационное направления физической культуры взрослых.
- 20.2.1. Неспециальное физкультурное образование взрослых.
- 20.2.2. Физическая рекреация.
- 20.2.3. Спорт.
- 20.2.4. Двигательная реабилитация.
- 21 Физическая культура студентов
- 21.1 Значение, цель и задачи физической культуры студентов.
- 21.2 Структура и особенности содержания действующих программ физической культуры в вузах.
- 21.3 Основные направления деятельности кафедры физического воспитания, спортивного клуба и спортивно-оздоровительного центра.
- 21.4 Специфические особенности работы преподавателя кафедры физического воспитания вуза.
- 22 Физическая подготовка в вооруженных силах
- 22.1 Сущность и структура физической подготовки в Вооруженных силах.
- 22.2 Цель, общие и специальные задачи физической подготовки военнослужащих.
- 22.3 Формы физической подготовки военнослужащих.
- 22.3.1. Учебные занятия по физической подготовке.
- 22.3.2. Утренняя физическая зарядка.
- 22.3.3. Физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности.
- 22.3.4. Спортивно-массовая работа.
- 23 Спорт в системе физической культуры
- 23.1 Возникновение и состояние современного спорта.
- 23.2 Социальные функции спорта.
- 23.3 Классификация спорта.
- 23.4 Подготовка спортсмена как многокомпонентный процесс.
- Раздел I. Общие основы теории и методики физической культуры
- 1.1. Основные понятия теории и методики физической культуры....................6
- Раздел II. Теория и методика физической культуры в различные периоды жизни человека