18.6.2. Четвертной план.
Представляет собой последовательное изложение содержания каждого урока учебной четверти. Он составляется на основании годового плана прохождения программного материала с учетом реального хода учебной работы в предыдущих четвертях.
Разработка плана на четверть начинается с определения и четкого формулирования учебно-воспитательных задач. Сначала определяются общие задачи учебно-воспитательного процесса в данной четверти.
Определение и планирование решения задач обучения двигательным действиям. Содержание практического материала программы под названием "Навыки и умения, развитие двигательных качеств" включает в себя виды физических упражнений,.многие из которых изучаются последовательно в нескольких классах. В связи с этим, чтобы определить общую задачу обучения двигательному действию на учебную четверть, нужно:
1. Ознакомиться с программой по всем годам обучения в школе с целью установить, какие двигательные действия, имеющие общее с изучаемым, были пройдены в предыдущие годы и какие будут изучаться в последующие.
2. Выявить знания, умения и навыки занимающихся в выполнении ранее пройденных двигательных действий, а также уровень развития необходимых двигательных качеств.
Изучение последовательности изложения материала в программе по всем годам обучения позволит определить общую задачу обучения и наметить требования к технике изучаемого упражнения для каждого учебного года с учетом содержания программы для последующих классов.
Определив общую задачу на четверть, для разработки программы ее решения необходимо наметить:
• технику физического упражнения, которую планируется разучить;
• условия практического применения изучаемого физического упражнения;
• количественные показатели, которых должны будут достичь занимающиеся в результате обучения;
• правила безопасности и умения страховки, которыми должны овладеть зани-
246
Лекция 18 Физическая культура к системе воспитания детей школьного возраста
мающиеся;
• теоретические сведения, относящиеся к изучаемому двигательному действию.
Затем общая задача делится на частные задачи, в соответствии с которыми разрабатываются основные средства и пути их решения.
В роли предписания, указывающего, какие операции и в какой последовательности следует осуществлять, выступает общая структура процесса обучения двигательному действию. Намеченный образец техники изучаемого физического упражнения (описание основы, общих деталей и характеристик техники) позволяет точно определить, что в данном двигательном действии следует разучивать на первом и втором этапах процесса обучения.
Формулировка частной задачи первого или второго этапов обучения чаще всего должна давать определенный ответ на вопрос: "Какую часть физического упражнения конкретно должен разучить с учащимися учитель?" или "Какой характеристики движений при выполнении учащимися физического упражнения хочет добиться педагог на уроке?". Например: "Разучить исходное положение для верхней прямой подачи мяча" (первый этап); "Разучить направляющее движение кистью при верхней прямой подаче мяча" (второй этап).
Определение условий практического применения физического упражнения (в стандартных или усложненных внешних условиях, в сочетании с другими действиями, в игре, соревновании и т.д.) облегчит конкретизацию задач совершенствования двигательного действия.
Количественные показатели (в сантиметрах, секундах, килограммах, очках и т.д.) дают основание наметить продолжительность работы по совершенствованию двигательного действия при повышающихся физических или волевых усилиях.
При определении частных задач, относящихся к третьему этапу процесса обучения двигательному действию, их формулировки также должны четко отвечать на вопросы: "Что именно в данном физическом упражнении или в каких конкретных условиях совершенствуется на уроке?". Например: "Совершенствовать стабильность верхней прямой подачи мяча" или "Совершенствовать точность подачи мяча при повышающейся эмоциональной нагрузке".
В программе обучения следует предусматривать специально организованные проверки, дающие сведения о результате углубленного разучивания и всего процесса обучения в целом, а также сообщение основ знаний о закономерностях техники изучаемого действия и значении ее частей, о влиянии этого физического упражнения на организм, о правилах обеспечения безопасности, страховки и помощи при проведении его с товарищами и т.п. Таким образом, общая задача обучения физическому упражнению конкретизируется в четвертном плане в виде системы частных задач, которые в дальнейшем служат основанием для определения стержневых задач уроков.
Определение и планирование решения задач направленного физического развития и укрепления здоровья занимающихся. Обучая физическим упражнениям, педагог попутно оказывает воздействие на физическое развитие занимающихся. Однако процесс физического развития должен быть педагогически целенаправленным и управляемым.
Принцип всестороннего развития личности требует обеспечить гармоническое развитие форм и функций организма учащихся. Возможны разные пути решения этой постоянно действующей задачи. Один путь - распределение по урокам частных образовательных задач с учетом характера воздействия на организм средств и методов, используемых для их решения. Это должно обеспечить на каждом уроке активное воздействие на все основные мышечные группы и на возможно широкий
247 Теория и методика физической культуры
круг физических качеств. Другой путь состоит в том, что в уроки, в которых средства и методы решения образовательных задач не обеспечивают всестороннего влияния, включаются общеразвивающие упражнения и подвижные игры, специальное назначение которых - компенсировать этот недостаток.
Принцип оздоровительной направленности предписывает решение таких обязательных задач, как укрепление здоровья и повышение сопротивляемости заболеваниям, формирование осанки и гигиенических навыков, формирования умений поддерживать свой организм в порядке на основе гигиенических знаний и знаний его функциональных возможностей. Эти задачи решаются, во-первых, за счет подбора средств и методов решения образовательных и воспитательных задач в соответствии с возрастными и половыми особенностями занимающихся; во-вторых, посредством применения естественных факторов природы для закаливания и допустимых нагрузок на занятиях; в-третьих, посредством контроля за соблюдением гигиенических требований к местам занятий, одежде, обуви и т.д.
Однако, наряду с постоянно действующими задачами, могут определяться и конкретные задачи направленного физического развития и укрепления здоровья занимающихся на относительно короткий период времени (серию уроков, учебную четверть или год). Основанием для этого могут стать данные анализа физического состояния и подготовленности школьников, условий учебы, быта и их возможных отрицательных влияний.
По данным ежегодных медицинских осмотров, проверок показателей физического развития и специальных наблюдений на уроках может быть установлено, что общее физическое развитие (или некоторые его показатели) учащихся класса окажется ниже нормативных требований для данного возраста. В связи с этим могут возникнуть такие задачи, как, например, "Содействовать увеличению дыхательной емкости грудной клетки", "Укрепить дыхательные мышцы" и т.п.
Задачи такого типа, а также задачи, связанные с профилактикой плоскостопия и нарушений осанки, успешно решаются при условии постепенного увеличения из урока в урок воздействия специально подобранных физических упражнений. В программах для начальной школы есть точные указания, каким упражнениям "на осанку" и в каком классе следует обучать.
На основе анализа нормативных требований учебной программы и данных о подготовленности учащихся учитель определяет общие задачи направленного развития физических качеств школьников. При этом следует иметь в виду, что без предварительной работы, направленной на укрепление определенных групп мышц или на достижение необходимого уровня развития того или иного физического качества, часто вообще невозможно сформировать умение выполнять изучаемое двигательное действие.
В средних и старших классах трудно добиться ощутимых успехов учащихся в совершенствовании техники разученных физических упражнений и выполнения ими установленных количественных требований без планового развития специальных физических качеств. Программно-целевой подход к управлению процессом совершенствования физических способностей требует выполнения ряда последовательных операций:
1. Определение на основе анализа требований школьной программы и степени подготовленности занимающихся общей и частных задач совершенствования физического качества с учетом его проявления при выполнении нормативного упражнения.
2. Разработка адекватных частным задачам средств и методов развития данного качества.
248
Лекция 18 Физическая культура я системе воспитания детей школьного возраста
3. Выбор тестов и критериев успешности работы занимающихся в решении общей и частных задач.
4. Выявление у занимающихся исходного уровня развития совершенствуемого качества.
5. Анализ и оценка всех существенных факторов, которые могут прямо или косвенно сказаться на результатах работы.
6. Определение количества занятий, на которых будет осуществляться развитие физического качества.
7. Контроль за взаимодействием планируемой работы из урока в урок и внесение на этой основе необходимых коррективов.
8. Проведение итоговой проверки достижения цели и оценка достигнутого уровня развиваемого качества.
Одной из самых ответственных операций является определение общей и частных задач. При этом необходимо соблюдать несколько требований к формулировке этих задач. Во-первых, избранная общая задача должна быть предельно конкретной, точно указывающей, какое физическое качество развивается и с какой целью. Во-вторых, ее решение должно быть возможно в установленный период времени.
Частные задачи определяются на основе биомеханического анализа изучаемого образца техники нормативного физического упражнения и особенностей проявления физических качеств при выполнении занимающимися его звеньев или фаз. В формулировках частных задач отражаются конкретные формы или виды проявления совершенствуемых качеств, указывается, на какие мышечные группы и в каком режиме должно быть оказано воздействие.
Избираемые средства должны отвечать требованию наибольшей прикладности. Это значит, что планируемый развивающий эффект достигается путем подбора специально развивающих упражнений, отвечающих особенностям разучиваемого или нормативного физического упражнения.
Правилом прикладности важно также руководствоваться, выбирая метод развития физического качества и систему повышения нагрузки из урока в урок. Опираться при этом следует на закономерности и особенности процесса развития силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости и особенно комплексных форм их проявления при выполнении изучаемого двигательного действия. Важное значение имеет выбор таких систем изменения нагрузки от занятия к занятию, при которых соблюдается единство общего и индивидуального подхода. Например, при использовании "круговой тренировки", когда нагрузка для всего класса или группы на каждом уроке повышается относительно в равной степени и в то же время нагрузка для каждого ученика остается индивидуальной. Особое внимание должно быть уделено методам, которые позволяют изменять характер и величину воздействия физических упражнений без изменения их количества и концентрации во времени, в частности за счет варьирования техники или внешних условия выполнения упражнения, применения отягощении или сопротивлений, изменения порядка чередования упражнений в уроке и т.п.
Намеченные тесты (или тест) должны быть непосредственно связаны с педагогической целью - совершенствованием данных физических качеств, и коррелировать с результатом соответствующего нормативного упражнения.
Показателем успеваемости может служить факт улучшения достижения во время занятий, а также выполнение отвечающих данной задаче нормативных требований, установленных школьной программой по предмету "физическая культура".
Определение и планирование решения воспитательных задач. Воспитание
249 Теория и методика физической культуры
активной жизненной позиции, трудолюбия, нравственных, волевых и эстетических свойств личности должно осуществляться на каждом уроке в виде конкретных влияний на моральный облик, волевые качества и поведение занимающихся попутно с задачами физического образования и развития. Работа над содержанием урока, распределение в нем упражнений в рациональной последовательности при соблюдении дидактических принципов, применение методов обучения и развития физических качеств и организации деятельности занимающихся, гарантирующих положительный воспитательный эффект, - важные условия, обеспечивающие единство обучения и воспитания.
На конкретный период (например, на учебную четверть) могут помимо этого определяться главные направления и заблаговременно планироваться действия педагога в воспитательной работе. Основанием для постановки конкретных воспитательных задач могут стать данные наблюдений за поведением учеников, бесед с ними и учителями школы, а также анализ возрастных особенностей и уровня воспитанности занимающихся.
Уроки физической культуры должны играть важную роль в эстетическом воспитании школьников. С этой целью следует заранее продумывать способы привлечения внимания учащихся к выразительным и красивым движениям, контролировать точность выполнения движений, вести уроки под музыкальное сопровождение, шире использовать народные и современные танцы.
Определив общую воспитательную задачу на четверть, следует действовать в такой последовательности:
1. Наметить частные задачи.
2. Разработать пути их решения.
3. Определить, какие средства и методы решения образовательных задач и задач физического развития создают наиболее благоприятные предпосылки для одновременного решения намеченных воспитательных задач.
4. Наметить в случае необходимости дополнительные средства.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Раздел I. Общие основы теории и методики физической культуры
- 1 Введение в теорию и методику физической культуры
- 1.1 Основные понятия теории и методики физической культуры
- 1.2 Теория и методика физической культуры как наука и как учебная дисциплина
- 1.3 Методы исследования в теории и методике физической культуры
- 1.4. Значение теории и методики физической культуры для студентов и выпускников физкультурных учебных заведений
- 2 Физическая культура как вид культуры
- 2.2. Понятие "культура физическая" и ее связь с общей культурой
- 2.3. Структура физической культуры
- 2.4. Функции физической культуры
- 3. Педагогический процесс в сфере физической культуры
- 3.1. Понятие о принципах и их значение в сфере физической культуры
- 3.2. Специфические особенности и структурные компоненты педагогического процесса при формировании физической культуры личности.
- 3.3. Цель и задачи физкультурного образования.
- 3.3.1. Физкультурное образование как педагогический процесс
- 3.3.2. Высшее физкультурное образование
- 3.4. Общие принципы формирования физической культуры человека
- 3.4.1. Принцип гармонического развития личности
- 3.4.2. Принцип связи с жизнедеятельностью
- 3.4.3. Принцип оздоровительной направленности
- 4 Средства формирования физической культуры личности
- 4.1. Понятие о средствах. Физические упражнения - основное и специфическое средство формирования физической культуры личности
- 4. 2. Факторы, определяющие воздействие физических упражнений
- 4. 3. Классификация физических упражнений
- 4.4 Содержание и форма физических упражнений.
- 4.5 Естественные силы природы и гигиенические факторы
- 4.6 Понятие о технике физических упражнений
- 4.7 Характеристики техники физических упражнений
- 4.7.1. Пространственные характеристики
- 4.7.4. Силовые характеристики
- 4.7.5. Ритмическая характеристика
- 4.7.6. Обобщенные (качественные) характеристики
- 5 Методы формирования физической культуры личности
- 5.2 Современные представления о классификации методов. Общие требования к их выбору.
- 5.2.1. Методы, направленные на приобретение знаний.
- 6 Методические принципы занятий физическими упражнениями
- 6.1.1. Принципы сознательности и активности.
- 6.1.2. Принцип наглядности.
- 6.1.3. Принципы доступности и индивидуализации.
- 6.2 Характеристика принципов, выражающих специфические закономерности занятий физическими упражнениями.
- 6.2.1. Принцип непрерывности.
- 6.2.2. Принцип прогрессирования воздействий.
- 6.2.3. Принцип цикличности.
- 6.2.4. Принцип возрастной адекватности педагогического воздействия.
- 7 Обучение двигательным действиям
- 7.1 Формирование знаний, двигательных умений и навыков как процесс и результат обучения.
- 7.2 Взаимодействие (перенос) навыков.
- 7.3 Структура процесса обучения двигательным действиям.
- 7.4 Управление процессом обучения.
- 7.5 Предупреждение и исправление ошибок.
- 8 Общая характеристика физических способностей
- 8.2 Основные закономерности развития физических способностей.
- 8.2.1. Движения - ведущий фактор развития физических способностей.
- 8.2.2. Зависимость развития способностей от режима двигательной деятельности.
- 8.2.3. Этапность развития физических способностей.
- 8.2.4. Неравномерность и гетерохронность (разновременность) развития способностей.
- 8.2.5. Обратимость показателей развития способностей.
- 8.2.6. Перенос физических способностей.
- 8.2.7. Единство и взаимосвязь между двигательными умениями и физическими способностями.
- 8.3 Принципы развития физических способностей.
- 8.3.1. Принцип регулярности педагогических воздействий.
- 8.3.2. Принцип прогрессирования и адаптационно-адекватной предельности в наращивании эффекта педагогических воздействий.
- 8.3.3. Принцип рационального сочетания и распределения во времени педагогических воздействий различного характера.
- 8.3.4. Принцип целенаправленности и адаптивной адекватности воздействий.
- 8.3.5. Принцип возрастной адекватности педагогических воздействий.
- 8.3.6. Принцип опережающих воздействий в развитии физических способностей.
- 8.3.7. Принцип соразмерности в развитии способностей.
- 8.3.8. Принцип сопряженного воздействия.
- 9 Силовые способности и методика их развития
- 9.2 Методика развития силовых способностей.
- 9.2.1. Средства развития силовых способностей.
- 9.2.2. Методы развития силовых способностей.
- 10 Скоростные способности и методика их развития
- 10.1 Понятие о скоростных способностях, их виды. Факторы, определяющие уровень развития и проявления скоростных способностей.
- 10.2 Методика развития быстроты двигательных реакций.
- 1. Реакции на движущийся объект.
- 2. Реакции выбора.
- 10.3 Методика развития быстроты одиночного движения и частоты движений.
- 10.4 Методика развития комплексных форм проявления скоростных способностей.
- 11 Координационные способности и методика их развития
- 11.1 Понятие о координационных способностях. Критерии и формы проявления координационных способностей.
- 11.2 Методика развития координационных способностей.
- 12 Выносливость и методика ее развития
- 12.1 Понятие о выносливости. Утомление и выносливость. Виды выносливости.
- I. Общая.
- II. Специальная.
- 12.2 Методика развития выносливости.
- 13.2 Задачи, средства и методы развития гибкости.
- 14 Воспитание личностных качеств занимающихся физическими упражнениями
- 14.2 Задачи, содержание и пути патриотического, нравственного, правового и эстетического воспитания на занятиях в сфере физической культуры.
- 14.2.1. Патриотическое и нравственное воспитание.
- 14.2.2. Правовое воспитание.
- 14.2.3. Эстетическое воспитание в сфере физической культуры.
- 14.3 Личность преподавателя, требования к его профессиональным способностям, подготовленности и мастерству.
- 15 Формы построения занятий физическими упражнениями
- 15.1 Общая характеристика форм построения занятий.
- 15.2 Классификация занятий урочного типа.
- 1. По целевой направленности физического воспитания:
- III. В зависимости от того, какая из основных сторон процесса Физического воспитания акцентируется или полностью составляет содержание занятия:
- 15.3 Содержание занятий урочного типа.
- 15.5 Общая характеристика занятий неурочного типа.
- 16 Планирование, контроль и учет в процессе занятий физическими упражнениями
- 16.1 Понятие о планировании, его виды и содержание.
- 16.2 Понятие контроля и учета. Требования к контролю и учету.
- 16.3 Виды, содержание и основы методики контроля и учета.
- 16.4 Документы контроля и учета.
- 17 Физическая культура в системе воспитания детей дошкольного возраста
- 17.2 Особенности методики занятий физическими упражнениями.
- 3. Направленное воздействие на развитие ловкости, быстроты, силы, обшей выносливости.
- 17.3 Формы занятий физическими упражнениями.
- 18 Физическая культура в системе воспитания детей школьного возраста
- 18.1 Социально-педагогическое значение физической культуры детей школьного возраста. Типичные возрастные особенности.
- 18.2 Цель, задачи и направленность физической культуры детей школьного возраста
- 18.3 Формы занятий физическими упражнениями.
- 18.3.1. Учебные занятия (классно-урочные).
- 18.3.2. Занятия физическими упражнениями в режиме учебного дня школы.
- 18.3.3. Внеклассные и внешкольные занятия физическими упражнениями.
- 18.4 Содержание учебного предмета "Физическое воспитание". Особенности методики обучения двигательным действиям школьников.
- 18.5 Особенности развития физических способностей.
- 18.5.1. Основные требования к развитию физических способностей в школьном возрасте.
- 18.5.2. Особенности развития координационных способностей.
- 18.5.3. Особенности развития скоростных и скоростно-силовых способностей.
- 18.5.4. Особенности развития собственно-силовых способностей.
- 18.5.5. Особенности развития выносливости.
- 18.6 Система планирования физического воспитания в школе.
- 18.6.1. Годовой план прохождения программного материала.
- 18.6.2. Четвертной план.
- 18.6.3. Технология составления плана учебно-воспитательного процесса на учебную четверть (полугодие).
- 18.6.4. Методика планирования учебно-воспитательной работы на уроке физической культуры.
- 18.7 Проверка и оценивание успеваемости на уроках физической культуры.
- 18.7.1. Содержание проверки и критерии оценки.
- 18.7.2. Система проверки успеваемости.
- 18.7.3. Учет учебной работы.
- 19 Физическая культура в средних специальных учебных заведениях
- 19.1 Назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки.
- 19.2 Средства профессионально-прикладной физической подготовки, основы методики и формы занятий.
- 20 Особенности физической культуры взрослых
- 20.1 Основные факторы и условия, определяющие физическую культуру взрослых.
- 20.2 Общеподготовительное и рекреационное направления физической культуры взрослых.
- 20.2.1. Неспециальное физкультурное образование взрослых.
- 20.2.2. Физическая рекреация.
- 20.2.3. Спорт.
- 20.2.4. Двигательная реабилитация.
- 21 Физическая культура студентов
- 21.1 Значение, цель и задачи физической культуры студентов.
- 21.2 Структура и особенности содержания действующих программ физической культуры в вузах.
- 21.3 Основные направления деятельности кафедры физического воспитания, спортивного клуба и спортивно-оздоровительного центра.
- 21.4 Специфические особенности работы преподавателя кафедры физического воспитания вуза.
- 22 Физическая подготовка в вооруженных силах
- 22.1 Сущность и структура физической подготовки в Вооруженных силах.
- 22.2 Цель, общие и специальные задачи физической подготовки военнослужащих.
- 22.3 Формы физической подготовки военнослужащих.
- 22.3.1. Учебные занятия по физической подготовке.
- 22.3.2. Утренняя физическая зарядка.
- 22.3.3. Физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности.
- 22.3.4. Спортивно-массовая работа.
- 23 Спорт в системе физической культуры
- 23.1 Возникновение и состояние современного спорта.
- 23.2 Социальные функции спорта.
- 23.3 Классификация спорта.
- 23.4 Подготовка спортсмена как многокомпонентный процесс.
- Раздел I. Общие основы теории и методики физической культуры
- 1.1. Основные понятия теории и методики физической культуры....................6
- Раздел II. Теория и методика физической культуры в различные периоды жизни человека