7.5 Предупреждение и исправление ошибок.
На протяжении всего процесса обучения выполнение занимающимися физических упражнений может сопровождаться отклонениями фактической техники от заданного образца. Характер и степень отклонений могут быть различными. К ошибкам относят как невыполнение или существенное искажение частей двигательных действий, так и мало эффективные движения, требующие лишь дальнейшего улучшения.
В зависимости от значения, характера и распространенности ошибок их можно подразделить, соответственно, на три группы:
I. грубые, значительные и незначительные;
II. стабильные и нестабильные;
III. типичные и нетипичные;
Грубыми считаются ошибки, искажающие основу техники двигательного действия. К значительной относят невыполнение общей детали техники; к незначительной - неточное выполнение детали, ведущее к снижению эффективности действия.
Ошибки, возникающие в процессе овладения физическим упражнением по причине недостаточной координации усилий или из-за воздействия временных сбивающих факторов и исчезающие сразу после принятых мер по их устранению, называются нестабильными. Закрепленные в навык ошибки называются стабильными. Они возникают в результате многократного повторения неправильных движений в условиях практического применения действия.
К нетипичным относятся ошибки, возникающие эпизодически, как правило, по субъективным причинам. Для типичных ошибок свойственна их распространенность, массовость. Это явление объясняется общностью причин возникновения ошибок для определенного контингента занимающихся, например, влияние стандартных внешних факторов или недостатки общепринятой методики обучения дан-
99 Теория и методика физической культуры
ному физическому упражнению.
Очевидно, что одна и та же ошибка, при выполнении физического упражнения, может быть отнесена к каждой из этих трех групп и одновременно являться значительной, стабильной и типичной (например, движение по дуге при прыжках в высоту о разбега способом "перешагивание").
Необходимо принимать меры, предупреждающие возникновение ошибок, а если они появились, устранять их. Главное при этом - вскрыть причины возможных или имеющихся ошибок. При исправлении, кроме того, необходимо определить степень их стабилизации. Только распознав причину ошибки, можно найти действенные пути ее предупреждения или исправления.
Причинами ошибок при изучении занимающимися физических упражнений нередко становятся следующие недочеты в преподавании:
• Несоответствие изучаемого образца техники особенностям физической подготовленности занимающихся. Например, подражание технике чемпионов и рекордсменов мира при отсутствии необходимого уровня развития физических качеств.
• Неверная последовательность обучения разным двигательным действиям, имеющим одинаковые или похожие элементы. Например, если вначале обучать подъему завесом на перекладине, а потом подъему верхом, то возникают типичные ошибки при попытках выполнить это упражнение; если изменить последовательность, то подобных ошибок удастся избежать.
• Преждевременное создание целостного двигательного представления о физическом упражнения, требующем одновременного управления многими движениями без учета подготовленности обучаемых, в результате чего у них создается неверное представление о способе достижения практической цели действия.
• Недостаточная информация занимающихся в процессе обучения о действительных отклонениях от заданных параметров движений и действий. Как следствие, обучаемые принимают свои неверные двигательные представления за правильные, и руководствуются ими.
• Несоответствие предлагаемых учебных заданий и организуемых условий деятельности способности занимающихся выполнять двигательное действие. Например, обучаемые способны выполнить физическое упражнение лишь концентрируя внимание на его составных элементах, а им предложено выполнять это действие в эстафете, то есть в сочетании с другими действиями, в условиях соревнования на скорость.
Причинами двигательных ошибок могут также быть:
• Недостаточный уровень развития отдельных физических качеств или отсутствие гармонии в их развитии. Отсюда несоразмерность мышечных усилий и излишняя напряженность. Например, преобладание силы над другими качествами часто приводит к ошибкам при выполнении действий, требующих проявления ловкости.
• Неуверенность занимающихся в своих силах, боязнь падения и болевых ощущений, а также усталость.
• Недостаточная осознанность учебных заданий и отсюда неправильное понимание двигательной задачи и несовершенство умственного проекта ее решения.
• Неблагоприятные условия внешней среды, а также несоответствующие особенностям занимающихся инвентарь и оборудование. Например, передвижение двух-шажным попеременным ходом на слишком длинных или коротких лыжах, по снежной целине или по льду, неизбежно повлечет за собой ошибки в технике его исполнения.
• Отрицательный перенос навыков.
Возникновение типичных ошибок, которые можно заранее предвидеть, необхо-
100
Лекция 7 Обучение двигательным действиям
димо предупреждать.
Важнейшими мерами предупреждения ошибок являются:
• Соблюдение закономерностей формирования двигательных навыков, принципов дидактики и управления при планировании и осуществлении процесса обучения двигательным действиям. В частности, не следует одновременно или последовательно без перерыва обучать двигательным действиям со сходными подготовительными фазами.
• Подбор средств, методов и приемов решения частных учебных задач в строгом соответствии с этапом процесса обучения. Учебные задания должны требовать от занимающихся доступных усилий для их решения. Обеспечение надежной страховки, убеждающей занимающихся в безопасности выполняемого упражнения.
• Заблаговременное предупреждение о возможных ошибках при выполнении движений, определение их причины и путей их предупреждения.
• Применение словесного отчета занимающихся о своих движениях и действиях.
• Создание обстановки неотвратимости проверки и оценивания результатов учебного труда на протяжении всего процесса обучения, на каждом занятии. Важно сочетать при этом самооценку ученика с оцениванием его действий преподавателем.
Последовательность исправления ошибок может быть следующая. Вначале исправляются грубые ошибки, нарушающие структуру физического упражнения. Лишь только после этого устраняются ошибки, снижающие эффективность действия (значительные и незначительные). Чем раньше приступают к исправлению ошибок, тем больше вероятность успеха. Это обстоятельство подчеркивает значение срочной информации при обучении физическим упражнениям. Не следует исправлять несколько ошибок. Для исправления возможных ошибок используется большинство изложенных выше методических приемов обучения двигательным действиям. Ниже выделены лишь наиболее важные из них.
Путями исправления ошибок являются:
• Сопоставление ошибочного и правильного выполнения с помощью разбора и объяснения, контрастного показа, демонстрации кинофильма или видеозаписи.
• Обеспечение направленного прочувствования движений с физической помощью извне, усложнением или упрощением двигательного действия, созданием таких внешних условий, в которых неправильное выполнение движения или действия невозможно.
•Применение подводящих упражнений, обеспечивающих возможность концентрировать внимание на движении, которое в основном действии выполняется неверно.
• Использование заданий с выполнением движений с разной степенью усилий, с разными отягощениями и сопротивлениями, с одновременным измерением результативности действий. Роль самого занимающегося в предупреждении и исправлении ошибок также велика. Вдумчивое наблюдение, внимательное выслушивание объяснений и оценок преподавателя, самоанализ совершаемых попыток выполнить действия и данных, полученных с помощью средств срочной информации - вот необходимые условия успешного освоения физических упражнений.
Для исправления ошибок, стабилизированных в результате недостаточно квалифицированного обучения, а также при перестройке техники физических упражнений в связи с возросшим уровнем развития двигательных качеств могут быть использованы такие приемы:
• Полное изменение при переучивании всех тех привычных раздражителей внешней среды, которые сопутствовали выработке старого навыка.
• Прекращение на время выполнения двигательного действия, чтобы затормо-
101 Теория и методика физической культуры
зить ненужные условно-рефлекторные связи и лишь только после этого вновь приступить к разучиванию.
• Следование правилу: "от простого к сложному через еще более сложное". Например, прекратив разучивание данного физического упражнения, разучить более трудное, но сходное с ним по структуре и затем уже оттрудного перейти к разучиванию легкого и др.
102
Лекция 8 Общая характеристика физических способностей
Yandex.RTB R-A-252273-3- Раздел I. Общие основы теории и методики физической культуры
- 1 Введение в теорию и методику физической культуры
- 1.1 Основные понятия теории и методики физической культуры
- 1.2 Теория и методика физической культуры как наука и как учебная дисциплина
- 1.3 Методы исследования в теории и методике физической культуры
- 1.4. Значение теории и методики физической культуры для студентов и выпускников физкультурных учебных заведений
- 2 Физическая культура как вид культуры
- 2.2. Понятие "культура физическая" и ее связь с общей культурой
- 2.3. Структура физической культуры
- 2.4. Функции физической культуры
- 3. Педагогический процесс в сфере физической культуры
- 3.1. Понятие о принципах и их значение в сфере физической культуры
- 3.2. Специфические особенности и структурные компоненты педагогического процесса при формировании физической культуры личности.
- 3.3. Цель и задачи физкультурного образования.
- 3.3.1. Физкультурное образование как педагогический процесс
- 3.3.2. Высшее физкультурное образование
- 3.4. Общие принципы формирования физической культуры человека
- 3.4.1. Принцип гармонического развития личности
- 3.4.2. Принцип связи с жизнедеятельностью
- 3.4.3. Принцип оздоровительной направленности
- 4 Средства формирования физической культуры личности
- 4.1. Понятие о средствах. Физические упражнения - основное и специфическое средство формирования физической культуры личности
- 4. 2. Факторы, определяющие воздействие физических упражнений
- 4. 3. Классификация физических упражнений
- 4.4 Содержание и форма физических упражнений.
- 4.5 Естественные силы природы и гигиенические факторы
- 4.6 Понятие о технике физических упражнений
- 4.7 Характеристики техники физических упражнений
- 4.7.1. Пространственные характеристики
- 4.7.4. Силовые характеристики
- 4.7.5. Ритмическая характеристика
- 4.7.6. Обобщенные (качественные) характеристики
- 5 Методы формирования физической культуры личности
- 5.2 Современные представления о классификации методов. Общие требования к их выбору.
- 5.2.1. Методы, направленные на приобретение знаний.
- 6 Методические принципы занятий физическими упражнениями
- 6.1.1. Принципы сознательности и активности.
- 6.1.2. Принцип наглядности.
- 6.1.3. Принципы доступности и индивидуализации.
- 6.2 Характеристика принципов, выражающих специфические закономерности занятий физическими упражнениями.
- 6.2.1. Принцип непрерывности.
- 6.2.2. Принцип прогрессирования воздействий.
- 6.2.3. Принцип цикличности.
- 6.2.4. Принцип возрастной адекватности педагогического воздействия.
- 7 Обучение двигательным действиям
- 7.1 Формирование знаний, двигательных умений и навыков как процесс и результат обучения.
- 7.2 Взаимодействие (перенос) навыков.
- 7.3 Структура процесса обучения двигательным действиям.
- 7.4 Управление процессом обучения.
- 7.5 Предупреждение и исправление ошибок.
- 8 Общая характеристика физических способностей
- 8.2 Основные закономерности развития физических способностей.
- 8.2.1. Движения - ведущий фактор развития физических способностей.
- 8.2.2. Зависимость развития способностей от режима двигательной деятельности.
- 8.2.3. Этапность развития физических способностей.
- 8.2.4. Неравномерность и гетерохронность (разновременность) развития способностей.
- 8.2.5. Обратимость показателей развития способностей.
- 8.2.6. Перенос физических способностей.
- 8.2.7. Единство и взаимосвязь между двигательными умениями и физическими способностями.
- 8.3 Принципы развития физических способностей.
- 8.3.1. Принцип регулярности педагогических воздействий.
- 8.3.2. Принцип прогрессирования и адаптационно-адекватной предельности в наращивании эффекта педагогических воздействий.
- 8.3.3. Принцип рационального сочетания и распределения во времени педагогических воздействий различного характера.
- 8.3.4. Принцип целенаправленности и адаптивной адекватности воздействий.
- 8.3.5. Принцип возрастной адекватности педагогических воздействий.
- 8.3.6. Принцип опережающих воздействий в развитии физических способностей.
- 8.3.7. Принцип соразмерности в развитии способностей.
- 8.3.8. Принцип сопряженного воздействия.
- 9 Силовые способности и методика их развития
- 9.2 Методика развития силовых способностей.
- 9.2.1. Средства развития силовых способностей.
- 9.2.2. Методы развития силовых способностей.
- 10 Скоростные способности и методика их развития
- 10.1 Понятие о скоростных способностях, их виды. Факторы, определяющие уровень развития и проявления скоростных способностей.
- 10.2 Методика развития быстроты двигательных реакций.
- 1. Реакции на движущийся объект.
- 2. Реакции выбора.
- 10.3 Методика развития быстроты одиночного движения и частоты движений.
- 10.4 Методика развития комплексных форм проявления скоростных способностей.
- 11 Координационные способности и методика их развития
- 11.1 Понятие о координационных способностях. Критерии и формы проявления координационных способностей.
- 11.2 Методика развития координационных способностей.
- 12 Выносливость и методика ее развития
- 12.1 Понятие о выносливости. Утомление и выносливость. Виды выносливости.
- I. Общая.
- II. Специальная.
- 12.2 Методика развития выносливости.
- 13.2 Задачи, средства и методы развития гибкости.
- 14 Воспитание личностных качеств занимающихся физическими упражнениями
- 14.2 Задачи, содержание и пути патриотического, нравственного, правового и эстетического воспитания на занятиях в сфере физической культуры.
- 14.2.1. Патриотическое и нравственное воспитание.
- 14.2.2. Правовое воспитание.
- 14.2.3. Эстетическое воспитание в сфере физической культуры.
- 14.3 Личность преподавателя, требования к его профессиональным способностям, подготовленности и мастерству.
- 15 Формы построения занятий физическими упражнениями
- 15.1 Общая характеристика форм построения занятий.
- 15.2 Классификация занятий урочного типа.
- 1. По целевой направленности физического воспитания:
- III. В зависимости от того, какая из основных сторон процесса Физического воспитания акцентируется или полностью составляет содержание занятия:
- 15.3 Содержание занятий урочного типа.
- 15.5 Общая характеристика занятий неурочного типа.
- 16 Планирование, контроль и учет в процессе занятий физическими упражнениями
- 16.1 Понятие о планировании, его виды и содержание.
- 16.2 Понятие контроля и учета. Требования к контролю и учету.
- 16.3 Виды, содержание и основы методики контроля и учета.
- 16.4 Документы контроля и учета.
- 17 Физическая культура в системе воспитания детей дошкольного возраста
- 17.2 Особенности методики занятий физическими упражнениями.
- 3. Направленное воздействие на развитие ловкости, быстроты, силы, обшей выносливости.
- 17.3 Формы занятий физическими упражнениями.
- 18 Физическая культура в системе воспитания детей школьного возраста
- 18.1 Социально-педагогическое значение физической культуры детей школьного возраста. Типичные возрастные особенности.
- 18.2 Цель, задачи и направленность физической культуры детей школьного возраста
- 18.3 Формы занятий физическими упражнениями.
- 18.3.1. Учебные занятия (классно-урочные).
- 18.3.2. Занятия физическими упражнениями в режиме учебного дня школы.
- 18.3.3. Внеклассные и внешкольные занятия физическими упражнениями.
- 18.4 Содержание учебного предмета "Физическое воспитание". Особенности методики обучения двигательным действиям школьников.
- 18.5 Особенности развития физических способностей.
- 18.5.1. Основные требования к развитию физических способностей в школьном возрасте.
- 18.5.2. Особенности развития координационных способностей.
- 18.5.3. Особенности развития скоростных и скоростно-силовых способностей.
- 18.5.4. Особенности развития собственно-силовых способностей.
- 18.5.5. Особенности развития выносливости.
- 18.6 Система планирования физического воспитания в школе.
- 18.6.1. Годовой план прохождения программного материала.
- 18.6.2. Четвертной план.
- 18.6.3. Технология составления плана учебно-воспитательного процесса на учебную четверть (полугодие).
- 18.6.4. Методика планирования учебно-воспитательной работы на уроке физической культуры.
- 18.7 Проверка и оценивание успеваемости на уроках физической культуры.
- 18.7.1. Содержание проверки и критерии оценки.
- 18.7.2. Система проверки успеваемости.
- 18.7.3. Учет учебной работы.
- 19 Физическая культура в средних специальных учебных заведениях
- 19.1 Назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки.
- 19.2 Средства профессионально-прикладной физической подготовки, основы методики и формы занятий.
- 20 Особенности физической культуры взрослых
- 20.1 Основные факторы и условия, определяющие физическую культуру взрослых.
- 20.2 Общеподготовительное и рекреационное направления физической культуры взрослых.
- 20.2.1. Неспециальное физкультурное образование взрослых.
- 20.2.2. Физическая рекреация.
- 20.2.3. Спорт.
- 20.2.4. Двигательная реабилитация.
- 21 Физическая культура студентов
- 21.1 Значение, цель и задачи физической культуры студентов.
- 21.2 Структура и особенности содержания действующих программ физической культуры в вузах.
- 21.3 Основные направления деятельности кафедры физического воспитания, спортивного клуба и спортивно-оздоровительного центра.
- 21.4 Специфические особенности работы преподавателя кафедры физического воспитания вуза.
- 22 Физическая подготовка в вооруженных силах
- 22.1 Сущность и структура физической подготовки в Вооруженных силах.
- 22.2 Цель, общие и специальные задачи физической подготовки военнослужащих.
- 22.3 Формы физической подготовки военнослужащих.
- 22.3.1. Учебные занятия по физической подготовке.
- 22.3.2. Утренняя физическая зарядка.
- 22.3.3. Физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности.
- 22.3.4. Спортивно-массовая работа.
- 23 Спорт в системе физической культуры
- 23.1 Возникновение и состояние современного спорта.
- 23.2 Социальные функции спорта.
- 23.3 Классификация спорта.
- 23.4 Подготовка спортсмена как многокомпонентный процесс.
- Раздел I. Общие основы теории и методики физической культуры
- 1.1. Основные понятия теории и методики физической культуры....................6
- Раздел II. Теория и методика физической культуры в различные периоды жизни человека