21.2 Структура и особенности содержания действующих программ физической культуры в вузах.
В Основах законодательства Российской Федерации физическая культура студентов определяется в качестве одного из основополагающих направлений высшего гуманитарного образования. Содержание общероссийской программы для вузов, её структура, выделение приоритетных направлений отражают принципы государственной политики в области профессионального образования.
Активно меняющиеся в обществе требования к профессиональной подготовке специалистов определяют специфику и технологию высшего образования: рыночная конъюнктура современного общества предъявляет более высокие требования к выпускнику вуза. Использование новых концептуальных подходов, апробированных европейским опытом высшего образования, предполагает поэтапное обучение специалистов по избранной специализации. Многоуровневая структура подготовки специалистов нацелена на оптимальную интеграцию общекультурной и общественно-научной подготовки выпускников при формировании у них высокопрофессиональных умений и навыков. Реализуемая в Российской Федерации система высшего образования по своей структуре наиболее близка к англо-американской высшей школе. Её отличительной особенностью является наличие трех уровней. Уровень бакалавра и магистра предполагает обучение на массовых ступенях высшего образования, а более высокий уровень соответствует обучению в аспирантуре. Квалификация "бакалавр" (от латинского корня - первая ученая степень) предполагает владение профессиональными навыками самостоятельной деятельности на базе широкой и систематизированной фундаментальной подготовки. В обязательный минимум содержания курса "Общие гуманитарные и социально-значимые дисциплины" на уровне подготовки бакалавра определен ряд положений. Бакалавр обязан понимать роль физической культуры в развитии человека, хорошо ориентироваться в вопросах физической культуры и здорового образа жизни, а также владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих укрепление здоровья, развитие психофизических способностей и качеств.
Вторая, более высокая ступень профессионального обучения на степень "магистра" (от латинского корня - мастер, учитель) предполагает углубленное профессионально-теоретическое обучение, в значительной степени ориентированное на способных студентов. В области знаний по физической культуре магистр должен иметь глубокие профессиональные знания по теории, методике и практике оздоровительных систем, профессионально-прикладной физической подготовке.
Дальнейшее повышение квалификации в области научной деятельности в аспирантуре осуществляется на основе магистерской степени и предполагает высший
277 Теория и методика физической культуры
духовно-творческий уровень осмысления знаний, накопленных человечеством в сфере физической культуры.
Рекомендации Всероссийской базисной учебной программы по физической культуре студентов носят законодательный характер для вузов федерального пространства и определяют общую стратегию формирования высокой личной физической культуры студента. Её содержание ориентирует педагогический процесс не на усредненного студента, но позволяет дифференцированно подходить к воспитанию каждой конкретной личности будущего специалиста. На всех трех ступенях высшего образования приоритетной является концепция здоровья студентов, их оптимальной двигательной активности. Здоровье студентов рассматривается как абсолютная жизненная ценность, основа их духовной зрелости. Программой выделяется три основные формы физкультурной деятельности студентов.
Первая форма, реализуемая на академических занятиях в учебное время предполагает комплексное решение трех групп педагогических задач: образовательных, воспитательных и оздоровительных с преимущественной образовательной направленностью.
Вторая форма предполагает активные занятия спортом во внеучебное время. Максимальное развитие двигательных способностей, обеспечивающих достижение высоких уровней спортивно-технического мастерства студентов, является приоритетным направлением при сопряженной реализации воспитательных и образовательных задач.
Третья форма активного досуга студентов предполагает организацию самостоятельных занятий во внеучебное время (в том числе и в коммерческих оздоровительных группах с приоритетной оздоровительной направленностью), использование различных форм и средств физической культуры.
Формируемый потенциал физической культуры каждого студента определяется не только степенью развития физических способностей, но главным образом, мерой их комплексной реализации в совокупности с интеллектуальными, нравственными, психологическими качествами в учебной деятельности.
Активные процессы либерализации и гуманизации высшего образования позволяют с учетом особенностей материальной базы, исторически сложившихся традиций, компетентности профессорско-преподавательского состава, наряду с базовой программой реализовать "авторские" программы по физической культуре. Одним из вариантов такой авторской программы, позволяющей учитывать специфику профессионального профиля подготовки специалистов, является комплексная целевая программа по физической культуре (КЦП) в вузе. В ней определены некоторые нетрадиционные пути решения дидактических проблем, основанные на выделении приоритетных направлений образования студентов. Они позволяют определить меру соотношения методов централизации и децентрализации в управлении педагогическим процессом, актуализировать связь между содержанием физического образования на всех трех ступенях профессиональной подготовки, учитывать внутриструктурные связи содержания теоретического и практического её разделов.
КЦП является целевым алгоритмом образования и воспитания студентов с использованием широкого спектра средств физической культуры. Её содержание интегрирует современные принципы физического воспитания и спортивной тренировки: научности, сознательности и активности, доступности и индивидуализации, наглядности, непрерывности и постепенности. Оригинальные методологические подходы позволяют эффективно решать дидактические задачи на новой организационной основе - путем целенаправленного совершенствования как непосредствен-
278
Лекция 21 Физическая культура студентов
но содержания учебно-тренировочной программы, так и механизмов обеспечения, способствующих её реализации: научно-методического, организационного, материально-технического снабжения и финансирования.
Достижение генеральной цели детерминировано, главным образом, технологией физического образования студентов. Приоритет образовательного аспекта обусловлен жестким лимитом времени, отводимым в учебном плане вуза на предмет "Физическая культура", а также выраженной дискретностью педагогического процесса.
Структура КЦП предполагает поэтапное (в течение трех лет обучения на уровне подготовки бакалавра) достижение генеральной цели путем реализации:
комплекса главных целей (целей первого уровня);
педагогических программ и программ обеспечения (подцелей второго уровня);
ряда конкретных педагогических заданий и заданий обеспечения (подцелей третьего уровня).
Главной целью занятий студентов первого курса является адаптация к интенсивной интеллектуальной деятельности средствами физической культуры. Текущими педагогическими задачами являются:
1. Воспитание у студентов устойчивого интереса и потребности к занятиям физическими упражнениями.
2. Развитие резервных возможностей организма студентов.
3. Формирование и совершенствование знаний по организации самостоятельных занятий в форме активного досуга.
На втором курсе обучения главной задачей является всестороннее развитие организма студентов. Текущими педагогическими задачами являются:
1. Воспитание у студентов социально значимых качеств.
2. Освоение оздоровительных программ с использованием различных форм физической культуры.
3. Формирование углубленных знаний в области технологии физической культуры.
Для студентов третьего курса главной целью является развитие потребности в здоровом образе жизни. Текущими педагогическими задачами являются:
1. Гармоничное развитие организма студентов и существенное повышение их физической работоспособности.
2. Воспитание устойчивой потребности студентов в физическом самосовершенствовании, самопознании и самооценке.
3. Воспитание дисциплинированности и трудолюбия в достижении физического совершенства.
Макроструктурный подход, используемый в КЦП, обеспечивает на практических занятиях всестороннее и гармоничное развитие личности студента, максимальную оздоровительную эффективность упражнений и выраженную профессионально-прикладную направленность педагогического процесса.
Теоретический раздел программы по физической культуре реализуется в форме лекций, консультаций и индивидуальных занятий.
В основе реализации теоретического раздела программы лежит формирование потребности студентов в освоении системы знаний в сфере физической культуры. Познавательная деятельность студента является внутренним творческим актом, который осуществляется в форме чувственного восприятия и абстрактного мышления. Переход отчувственного познания осуществляется в виде качественного скачка в процессе познания. Процесс освоения информации осуществляется в трех аспектах: концептуальном (осмысление сущности физической культуры, её структу-
279 Теория и методика физической культуры
ры и функций), категориальном (овладение понятийным аппаратом и определениями [дефинициями] основных категорий) и гносеологическом (освоение принципов и методов познания). В технологии учебно-познавательной деятельности используются различные формы абстрактного мышления: понятия (выделение признаков), суждения (утверждение или отрицание свойств предмета) и умозаключения (обобщение суждений). В процессе формирования понятий в сфере физической культуры проводится анализ (мысленное расчленение предметов на составные части, выделение в них признаков) и синтез (интеграция частей изучаемой дефиниции).
Полученные теоретические знания становятся основой для трансформации сознания личности студентов и определяют уровень их потребностей в двигательной активности. Системный подход к познанию физической культуры стимулирует студентов к анализу фактов, их обобщению и выводам, что несомненно актуализирует их способность к ретроспективному поиску информации, её систематизации, анализу и синтезу, накоплению индивидуального информационного банка. Для познавательного процесса цель выступает в качестве идеальной модели деятельности. В качестве обязательного минимума теоретической части программы определен учебный материал по следующим разделам: роль, функции и основные цели физической культуры в системе общечеловеческих ценностей и профессиональной подготовки специалистов, социально-биологические основы физической культуры; технология физического образования студентов; принципы спортивной тренировки; содержание профессионально-прикладной физической подготовки студентов.
Сопряженный процесс приобщения студентов к ценностям физической культуры через теорию и практику существенно активизирует культурный потенциал личности студента, расширяет его мировоззрение, повышает духовность, способствует формированию активной жизненной позиции.
В практическом разделе программы традиционно реализуется стратегия дифференцированного подхода на трех отделениях: на основном учебном, специальном медицинском и отделении спортивного совершенствования.
Для программы физической подготовки студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальному медицинскому отделению, характер используемых средств, определение объема и интенсивности физических нагрузок осуществляется по результатам медикобиологической диагностики характера заболевания и экспертной оценки текущего состояния здоровья занимающихся. В реабилитаци-онно-оздоровительной программе физической подготовки студентов, имеющих отклонения в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы используются базовые варианты комплексов общеразвивающих физических упражнений, допускается дифференцированное использование упражнений аэробной направленности, дыхательных упражнений.
Для группы студентов с заболеваниями органов пищеварения, нарушением обмена веществ и зрения приоритетной будет целенаправленная работа по формированию разностороннего двигательного потенциала с использованием умеренных нагрузок аэробного воздействия. В группе студентов с откло-нениями в работе опорно-двигательного аппарата используются общеразвивающие физические упражнения локального и регионального воздействия, а также средства профессионально-прикладной физической подготовки.
Практический раздел программы основного учебного отделения строится с учетом повышения интереса студентов к спорту и предполагает приложение передовых спортивных технологий в практику физического воспитания. Спортивная направленность физического воспитания обеспечивает решение задач по формиро-
280
Лекция 21 Физическая культура студентов
ванию разностороннего двигательного потенциала студентов, освоение ими современной техники двигательных действий, развитие механизмов биоэнергообеспечения, формирование индивидуального стиля соревновательной деятельности и обязательное участие в серии соревнований на первенство учебных групп, отделения, факультета, университета, города, республики.
Важное место в разделе занимает профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.
Для программного раздела отделения спортивного совершенствования характерно использование комплекса современных средств, методов и условий, с помощью которых обеспечивается высокая готовность спортсменов и её реализация в соревнованиях. Среди важнейших методологических подходов программы целесообразно выделить поэтапное освоение специальных физических нагрузок, характерных для подготовки высококвалифицированных спортсменов с учетом специфики учебного процесса в вузе, моделирование соревновательной деятельности по технико-тактическим и биоэнергетическим компонентам, полисоревновательная подготовка спортсменов. На передний план выдвигается концепция индивидуального подхода к программированию спортивного совершенствования, рациональное построение учебно-тренировочного процесса, интеграция различных сторон специальной подготовки.
В основе стратегии дифференцированного определения меры индивидуально допустимых физических нагрузок по объёму и интенсивности на трех учебных отделениях заложена концепция гуманного отношения к здоровью студентов, что несомненно способствует развитию их биогенетической программы развития, обеспечивает гармонию духовного и физического совершенствования каждого студента. В данной схеме содержание комплекса педагогических заданий (подцелей третьего уровня) выступает базовой формой целевой структуры планирования учебно-тренировочного процесса.
В КЦП предусмотрено создание каталогов учебно-тренировочных заданий, что позволяет алгоритмизировать процесс достижения педагогических целей второго и первого уровня.
Академические занятия регламентируются учебным планом вуза в объеме 4 часов в неделю на первом и втором курсе, а также 2 часов в неделю на третьем году обучения. Это составляет на первом и втором курсах 140 часов в году и включает: практический раздел в 116 часов, методический раздел в объёме 20 часов и теоретический раздел - 4 часа. На третьем году обучения бакалавра объём нагрузки не превышает 70 часов (в некоторых вузах 140 часов). Из них на теоретический раздел отводится 4 часа и методический раздел - 6 часов.
Для подготовки спортсменов младших разрядов на отделении спортивного совершенствования отводится 6 часов в неделю, для подготовки квалифицированных спортсменов: 8-12 часов в неделю, в межвузовских группах спортивного совершенствования объем возрастает до 16-20 часов в неделю.
- Раздел I. Общие основы теории и методики физической культуры
- 1 Введение в теорию и методику физической культуры
- 1.1 Основные понятия теории и методики физической культуры
- 1.2 Теория и методика физической культуры как наука и как учебная дисциплина
- 1.3 Методы исследования в теории и методике физической культуры
- 1.4. Значение теории и методики физической культуры для студентов и выпускников физкультурных учебных заведений
- 2 Физическая культура как вид культуры
- 2.2. Понятие "культура физическая" и ее связь с общей культурой
- 2.3. Структура физической культуры
- 2.4. Функции физической культуры
- 3. Педагогический процесс в сфере физической культуры
- 3.1. Понятие о принципах и их значение в сфере физической культуры
- 3.2. Специфические особенности и структурные компоненты педагогического процесса при формировании физической культуры личности.
- 3.3. Цель и задачи физкультурного образования.
- 3.3.1. Физкультурное образование как педагогический процесс
- 3.3.2. Высшее физкультурное образование
- 3.4. Общие принципы формирования физической культуры человека
- 3.4.1. Принцип гармонического развития личности
- 3.4.2. Принцип связи с жизнедеятельностью
- 3.4.3. Принцип оздоровительной направленности
- 4 Средства формирования физической культуры личности
- 4.1. Понятие о средствах. Физические упражнения - основное и специфическое средство формирования физической культуры личности
- 4. 2. Факторы, определяющие воздействие физических упражнений
- 4. 3. Классификация физических упражнений
- 4.4 Содержание и форма физических упражнений.
- 4.5 Естественные силы природы и гигиенические факторы
- 4.6 Понятие о технике физических упражнений
- 4.7 Характеристики техники физических упражнений
- 4.7.1. Пространственные характеристики
- 4.7.4. Силовые характеристики
- 4.7.5. Ритмическая характеристика
- 4.7.6. Обобщенные (качественные) характеристики
- 5 Методы формирования физической культуры личности
- 5.2 Современные представления о классификации методов. Общие требования к их выбору.
- 5.2.1. Методы, направленные на приобретение знаний.
- 6 Методические принципы занятий физическими упражнениями
- 6.1.1. Принципы сознательности и активности.
- 6.1.2. Принцип наглядности.
- 6.1.3. Принципы доступности и индивидуализации.
- 6.2 Характеристика принципов, выражающих специфические закономерности занятий физическими упражнениями.
- 6.2.1. Принцип непрерывности.
- 6.2.2. Принцип прогрессирования воздействий.
- 6.2.3. Принцип цикличности.
- 6.2.4. Принцип возрастной адекватности педагогического воздействия.
- 7 Обучение двигательным действиям
- 7.1 Формирование знаний, двигательных умений и навыков как процесс и результат обучения.
- 7.2 Взаимодействие (перенос) навыков.
- 7.3 Структура процесса обучения двигательным действиям.
- 7.4 Управление процессом обучения.
- 7.5 Предупреждение и исправление ошибок.
- 8 Общая характеристика физических способностей
- 8.2 Основные закономерности развития физических способностей.
- 8.2.1. Движения - ведущий фактор развития физических способностей.
- 8.2.2. Зависимость развития способностей от режима двигательной деятельности.
- 8.2.3. Этапность развития физических способностей.
- 8.2.4. Неравномерность и гетерохронность (разновременность) развития способностей.
- 8.2.5. Обратимость показателей развития способностей.
- 8.2.6. Перенос физических способностей.
- 8.2.7. Единство и взаимосвязь между двигательными умениями и физическими способностями.
- 8.3 Принципы развития физических способностей.
- 8.3.1. Принцип регулярности педагогических воздействий.
- 8.3.2. Принцип прогрессирования и адаптационно-адекватной предельности в наращивании эффекта педагогических воздействий.
- 8.3.3. Принцип рационального сочетания и распределения во времени педагогических воздействий различного характера.
- 8.3.4. Принцип целенаправленности и адаптивной адекватности воздействий.
- 8.3.5. Принцип возрастной адекватности педагогических воздействий.
- 8.3.6. Принцип опережающих воздействий в развитии физических способностей.
- 8.3.7. Принцип соразмерности в развитии способностей.
- 8.3.8. Принцип сопряженного воздействия.
- 9 Силовые способности и методика их развития
- 9.2 Методика развития силовых способностей.
- 9.2.1. Средства развития силовых способностей.
- 9.2.2. Методы развития силовых способностей.
- 10 Скоростные способности и методика их развития
- 10.1 Понятие о скоростных способностях, их виды. Факторы, определяющие уровень развития и проявления скоростных способностей.
- 10.2 Методика развития быстроты двигательных реакций.
- 1. Реакции на движущийся объект.
- 2. Реакции выбора.
- 10.3 Методика развития быстроты одиночного движения и частоты движений.
- 10.4 Методика развития комплексных форм проявления скоростных способностей.
- 11 Координационные способности и методика их развития
- 11.1 Понятие о координационных способностях. Критерии и формы проявления координационных способностей.
- 11.2 Методика развития координационных способностей.
- 12 Выносливость и методика ее развития
- 12.1 Понятие о выносливости. Утомление и выносливость. Виды выносливости.
- I. Общая.
- II. Специальная.
- 12.2 Методика развития выносливости.
- 13.2 Задачи, средства и методы развития гибкости.
- 14 Воспитание личностных качеств занимающихся физическими упражнениями
- 14.2 Задачи, содержание и пути патриотического, нравственного, правового и эстетического воспитания на занятиях в сфере физической культуры.
- 14.2.1. Патриотическое и нравственное воспитание.
- 14.2.2. Правовое воспитание.
- 14.2.3. Эстетическое воспитание в сфере физической культуры.
- 14.3 Личность преподавателя, требования к его профессиональным способностям, подготовленности и мастерству.
- 15 Формы построения занятий физическими упражнениями
- 15.1 Общая характеристика форм построения занятий.
- 15.2 Классификация занятий урочного типа.
- 1. По целевой направленности физического воспитания:
- III. В зависимости от того, какая из основных сторон процесса Физического воспитания акцентируется или полностью составляет содержание занятия:
- 15.3 Содержание занятий урочного типа.
- 15.5 Общая характеристика занятий неурочного типа.
- 16 Планирование, контроль и учет в процессе занятий физическими упражнениями
- 16.1 Понятие о планировании, его виды и содержание.
- 16.2 Понятие контроля и учета. Требования к контролю и учету.
- 16.3 Виды, содержание и основы методики контроля и учета.
- 16.4 Документы контроля и учета.
- 17 Физическая культура в системе воспитания детей дошкольного возраста
- 17.2 Особенности методики занятий физическими упражнениями.
- 3. Направленное воздействие на развитие ловкости, быстроты, силы, обшей выносливости.
- 17.3 Формы занятий физическими упражнениями.
- 18 Физическая культура в системе воспитания детей школьного возраста
- 18.1 Социально-педагогическое значение физической культуры детей школьного возраста. Типичные возрастные особенности.
- 18.2 Цель, задачи и направленность физической культуры детей школьного возраста
- 18.3 Формы занятий физическими упражнениями.
- 18.3.1. Учебные занятия (классно-урочные).
- 18.3.2. Занятия физическими упражнениями в режиме учебного дня школы.
- 18.3.3. Внеклассные и внешкольные занятия физическими упражнениями.
- 18.4 Содержание учебного предмета "Физическое воспитание". Особенности методики обучения двигательным действиям школьников.
- 18.5 Особенности развития физических способностей.
- 18.5.1. Основные требования к развитию физических способностей в школьном возрасте.
- 18.5.2. Особенности развития координационных способностей.
- 18.5.3. Особенности развития скоростных и скоростно-силовых способностей.
- 18.5.4. Особенности развития собственно-силовых способностей.
- 18.5.5. Особенности развития выносливости.
- 18.6 Система планирования физического воспитания в школе.
- 18.6.1. Годовой план прохождения программного материала.
- 18.6.2. Четвертной план.
- 18.6.3. Технология составления плана учебно-воспитательного процесса на учебную четверть (полугодие).
- 18.6.4. Методика планирования учебно-воспитательной работы на уроке физической культуры.
- 18.7 Проверка и оценивание успеваемости на уроках физической культуры.
- 18.7.1. Содержание проверки и критерии оценки.
- 18.7.2. Система проверки успеваемости.
- 18.7.3. Учет учебной работы.
- 19 Физическая культура в средних специальных учебных заведениях
- 19.1 Назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки.
- 19.2 Средства профессионально-прикладной физической подготовки, основы методики и формы занятий.
- 20 Особенности физической культуры взрослых
- 20.1 Основные факторы и условия, определяющие физическую культуру взрослых.
- 20.2 Общеподготовительное и рекреационное направления физической культуры взрослых.
- 20.2.1. Неспециальное физкультурное образование взрослых.
- 20.2.2. Физическая рекреация.
- 20.2.3. Спорт.
- 20.2.4. Двигательная реабилитация.
- 21 Физическая культура студентов
- 21.1 Значение, цель и задачи физической культуры студентов.
- 21.2 Структура и особенности содержания действующих программ физической культуры в вузах.
- 21.3 Основные направления деятельности кафедры физического воспитания, спортивного клуба и спортивно-оздоровительного центра.
- 21.4 Специфические особенности работы преподавателя кафедры физического воспитания вуза.
- 22 Физическая подготовка в вооруженных силах
- 22.1 Сущность и структура физической подготовки в Вооруженных силах.
- 22.2 Цель, общие и специальные задачи физической подготовки военнослужащих.
- 22.3 Формы физической подготовки военнослужащих.
- 22.3.1. Учебные занятия по физической подготовке.
- 22.3.2. Утренняя физическая зарядка.
- 22.3.3. Физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности.
- 22.3.4. Спортивно-массовая работа.
- 23 Спорт в системе физической культуры
- 23.1 Возникновение и состояние современного спорта.
- 23.2 Социальные функции спорта.
- 23.3 Классификация спорта.
- 23.4 Подготовка спортсмена как многокомпонентный процесс.
- Раздел I. Общие основы теории и методики физической культуры
- 1.1. Основные понятия теории и методики физической культуры....................6
- Раздел II. Теория и методика физической культуры в различные периоды жизни человека