logo search
Курамшин Ю

17.2 Особенности методики занятий физическими упражнениями.

1. Охрана и укрепление здоровья, всестороннее и гармоническое физи­ческое развитие детей. Учитывая незрелость, большую податливость скелета, слабость мышц, низкий уровень сопротивляемости организма важно избегать та­ких влияний, которые выходят за пределы возможностей детей и поэтому вызыва­ют различные перенапряжения, тормозят и нарушают нормальный процесс разви­тия. Будущие дороги жизни, по которым человеку предстоит пройти в разнообраз­ных областях учебной, трудовой, воинской, научной, спортивной деятельности по­требуют, прежде всего, наличия хорошего здоровья, высокой работоспособности, запасов в сопротивляемости неблагоприятным влияниям внешней среды. Поэтому все возможности использования физической культуры должны быть направлены на закаливание, повышение жизнеспособности и сопротивляемости детского орга­низма неблагоприятным факторам внешней среды, на укрепление костной и мы­шечной систем, а также суставно-связочного аппарата, на совершенствование фун­кций сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и других систем. В дошкольном возрасте должны быть созданы благоприятные предпосылки для формирования пра­вильной осанки. В связи с этим, центральное место занимает всестороннее и гар­моническое укрепление всех групп мышц, особенно спины, живота, стопы. Опыт детских садов и отдельных семей (например, семьи Никитиных) убеждает в том, что при систематическом и правильном использовании всех средств физической куль­туры удаётся достичь значительных успехов в укреплении здоровья детей, форми­ровании телосложения и развитии функций.

2. Своевременное развитие движений, формирование жизненно необхо­димых двигательных умений и связанных с ними элементарных знаний. За первые семь лет жизни ребёнок проходит огромный и очень важный путь в разви­тии движений: от хаотичных элементарных движений руками и ногами в первые месяцы жизни до сложных двигательных действий, какими являются ходьба, бег, прыжки, метания и др. Этому ребёнок впервые учится именно в дошкольном возра­сте. Причём развитие движений идёт параллельно с физическим развитием. Оба процесса находятся в сложном взаимодействии, дополняют и стимулируют друг друга. Постепенное накопление двигательного опыта способствует расширению возможностей для благоприятного воздействия на формы и функции детского орга­низма. С другой стороны, задержка и отклонение от нормы в физическом развитии, тормозят формирование жизненно важных умений. Хорошо организованное и сво­евременное использование, предусмотренных программой, средств физической культуры в единстве с режимом питания, сна и т.п., облегчает и стимулирует разви­тие моторики детей дошкольного возраста. Причём от качества и количества усво­енных разнообразных движений и действий существенно зависит диапазон контак­тов с реальной действительностью, а значит и психическое развитие детей.

216

Лекция 17 Физическая культура в системе воспитания детей дошкольного возраста