Реклама в туризме. Роль и задачи. Средства распространения рекламы в туризме.
Определение понятия «реклама». Цели рекламной деятельности. Отличительныечерты туристской рекламы. Принципы рекламы. Структура и состав рекламного обращения. Рекламный слоган. Брендинг. Ненадлежащая реклама и ответственность. Средства рекламы, их преимущества и недостатки. Выбор средств рекламы. Факторы, влияющие на выбор средств рекламы. Принятие решений об основных параметрах рекламы – охват, частота, сила воздействия. График выхода рекламных материалов.
Реклама – это форма непрямой связи между турпродуктом и потребителем. Для рекламы используются средства массовой информации (пресса, радио, и т.д.) и особенно печатный материал, такой, как каталоги, брошюры и афиши.
Цель рекламы – привлечь внимание, возбудить интерес, передать информацию потребителю и заставить действовать его определенным образом.
Отличительные черты рекламы в индустрии туризма определяются спецификой ее товара (туристских услуг) и заключается в том, что:
- туристская реклама несет большую ответственность за истинность и точность продвигаемых с ее помощью сообщений,
- услуги, которые, в отличие от традиционных товаров, не имеют постоянного качества, вкуса, полезности, нуждаются в приоритетном развитии таких функций рекламы, как информирование и пропаганда,
- специфика туристских услуг предполагает необходимость использования зрительных наглядных средств, более полно отражающих объекты туристского интереса, поэтому здесь, как нигде, часто используется фотоматериалы, картины, красочная изопродукция,
- реклама является постоянным спутником туризма и обслуживает людей не только до, но и во время, и после путешествия, что накладывает на нее особую ответственность и придает черты, не свойственные рекламе других товаров и услуг.
Существуют основные принципы рекламы:
- реклама должна быть краткой, иначе она до конца не воспринимается,
- реклама должна быть понятна клиенту, так как то, что воспринимается сознательно, обычно дольше удерживается в памяти,
- о чем говорится в начале и в конце сообщения, запоминаемся лучше, чем то, о чем говорится в середине.
- материал должен быть разнообразен или необычен, тогда он запомнится лучше,
- информация легче воспринимается и лучше запоминается, если она не противоречит привычным понятиям, убеждениям или мнениям,
- необходимо учитывать дух основных тенденций общественной жизни.
Тактические решения по рекламе в туристской фирме включают 3 блока вопросов:
- выбор средств рекламы или рекламоносителей,
(Реклама туризма чаще всего использует следующие средства: прессу, телевидение, радио, видеоролики, почтовые отправления, наружную рекламу, сувенирную рекламу и т.д.)
- оплата рекламных объявлений и контроль за расходами,
(Для оплаты рекламной компании в туристской фирме составляется смета расходов, которая связывает воедино три показателя: сумму рекламных ассигнований, объем рекламных мероприятий, тарифные ставки (или цены) на публикации в средствах рекламы или рекламоносителей.)
- график выхода рекламных сообщений. (Предусматривает конкретные сроки и даты выпуска рекламных сообщений в СМИ. В туризме эти сроки увязываются прежде всего с резко очерченной сезонностью.)
Структура и состав рекламного материала строятся из следующих составляющих:
1) заголовок;
2) информация;
3) иллюстрация;
4) идентификация.
На что нужно обратить особое внимание? Важно все, однако степень важности того или иного элемента рекламы зависит как от потребителя, на которого рассчитана реклама, так и от рекламируемого товара.
Заголовок, например, обычно производит впечатление на не очень искушенную аудиторию, а также на туристов третьего возраста. Упор на информацию делается в рекламе бизнес-туров. Идентификация имеет важное значение для клиентов среднего и выше среднего уровня достатка, ориентированных на курортный и круизный отдых и т. д.
Слоган — рекламная формула, постоянный рекламный девиз. Четкая, ясная и лаконичная формулировка основной темы рекламного обращения. Фирменный слоган определяет характерные уникальные особенности деятельности рекламодателя и является элементом фирменного стиля. Удачный слоган может оказаться не менее эффективным, чем товарный знак. Его легче запомнить, т. к. он воздействует не только на зрение, но и на слух. Слоган — необязательный элемент фирменного стиля. слоган. регистрируется в качестве собственности фирмы, как и товарный знак.
Брендинг - процесс установления узнаваемости продукта с использованием отличительного имени или символа.
За ненадлежащую рекламу предусматривается ответственность в соответствии с законом РФ от 18 июля 1995г.№ 108- ФЗ “О рекламе.”
Концепция развития туризма в Российской федерации на период 2011-2016 годы. Кластерный подход при организации туризма. Основные цели и задачи развития туризма в России. Понятие туристских кластеров. Принципы государственно-частного партнерства.
Настоящая Концепция разработана на основании положений, содержащихся вБюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах от 25 мая 2009 г., а также в соответствии с порядком разработки и реализациифедеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, восуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлениемПравительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594.В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развитияРоссийской Федерации на период до 2020 года и Основными направлениями деятельностиПравительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными распоряжениями Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р и1663-р, одним из главных направлений перехода к инновационному социальноориентированному типу экономического развития страны является создание условий дляулучшения качества жизни российских граждан, в том числе за счет развитияинфраструктуры отдыха и туризма, а также обеспечения качества, доступности иконкурентоспособности туристских услуг в России.Восстановление работоспособности, поддержание и укрепление здоровья людейявляется одной из важнейших задач государства. В Послании Президента РоссийскойФедерации Федеральному Собранию 2009 года отмечено, что необходимо с особымвниманием относиться к созданию мотиваций и условий для здорового образа жизни. Всвязи с этим развитие внутреннего туризма становится актуальной задачей и одним из реальных инструментов оздоровления нации.Туризм играет важную роль в решении социальных проблем, обеспечивая созданиедополнительных рабочих мест, рост занятости экономически активного населения иповышение благосостояния нации. В настоящий момент туризм является одним изважных направлений оживления экономики, оказывая стимулирующее воздействие на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги коллективных средств размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной продукции,общественное питание, сельское хозяйство, строительство, а также выступаеткатализатором социально-экономического развития регионов Российской Федерации.ЮНЕСКО признает туризм одним из главных факторов культурного игуманитарного развития, способствующего сохранению мира и сближению народов путемведения «диалога между культурами».Российская Федерация обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом,на ее территории сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы,
объекты национального и мирового культурного и исторического наследия, проходятважные экономические, спортивные и культурные события. Во многих регионахпредставлен широкий спектр потенциально привлекательных туристских объектов, развитие которых невозможно без создания всех видов базовой инфраструктуры.Однако туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере. В2009 году Российскую Федерацию посетили 21,3 млн. иностранных граждан, из которыхоколо 15 процентов прибыли с туристскими целями, тогда как согласно прогнозуВсемирной туристской организации Россия при соответствующем уровне развитиятуристской инфраструктуры способна принимать в год до 40 млн. иностранных туристов.Потенциально к 2020 году Российская Федерация может войти в первую десятку самыхпопулярных стран, посещаемых туристами.Для изменения сложившейся ситуации необходимо активное государственноеучастие в решении таких отраслевых проблем, как:высокие издержки на строительство объектов инженерной инфраструктуры длясоздаваемых туристско-рекреационных комплексов (в том числе сети энергоснабжения,водоснабжения, транспортные сети, очистные сооружения);отсутствие доступных инвесторам долгосрочных кредитных инструментов(например, проектное финансирование) с процентными ставками, позволяющими окупатьинвестиции в объекты туристско-рекреационного комплекса в приемлемые дляинвесторов сроки;невысокое качество подготовки отраслевых кадров и, соответственно,предоставляемых услуг.Эффективная государственная поддержка решения указанных проблем в рамкахфедеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма вРоссийской Федерации (2011-2016 годы)» (далее – Программа) позволит не толькопривлечь дополнительные инвестиции в туристскую отрасль на условиях государственно-частного партнерства, но и изменить к лучшему ее имидж.Разрабатываемая Программа характеризуется следующими принципиальнымиособенностями, отраженными в соответствующих разделах настоящей Концепции:системный характер основных целей и задач Программы, а также комплексный иединый методологический подход к их решению с учетом взаимосвязи (исключениедублирования и взаимное дополнение) с другими реализуемыми и планируемыми к реализации действиями государства, направленными на развитие внутреннего и въездноготуризма в Российской Федерации;ориентация целей, задач и мероприятий Программы на достижение результатов,оцениваемых целевыми индикаторами и показателями;запланированное применение новейших технологий, инновационных подходов, атакже мирового опыта в области создания и развития туристско-рекреационныхкомплексов и региональной туристской инфраструктуры, продвижения и рекламытуристских продуктов;конкурсный отбор инвестиционных проектов, предполагаемых к реализации в рамках Программы, с учетом важных для отрасли критериев, в том числе на соответствиекластерному принципу развития регионов;внедрение прогрессивных механизмов государственной поддержки приоритетныхнаправлений туризма на основе государственно-частного партнерства, в том числепосредством субсидирования процентных ставок по кредитам.
Формирование российского туристского рынка началось с 1990г. Одновременно шло три процесса:
1)распад предприятий старого типа (экскурсионных бюро, бюро путешествий;
2)создание новых предприятий, которые впоследствии стали называться туроператорами или турагентами;
3)модификация старых туристских предприятий путём перестройки на разработку туристского продукта, имеющего спрос у российского потребителя.
На первом этапе развития рынка разрабатывались в основном выездные туры. Многолетний дефицит выездного туризма в СССР сформировал повышенный спрос на внешний туристский продукт. Некоторые страны ввели ряд мер по привлечению российских туристов: безвизовый въезд в страны бывшего социалистического содружества (Китай, Чехия, Венгрия, Болгария и др.); упрощение визовых формальностей в Германии, Италии, Испании; экономические туры для российских туристов в некоторые страны (Франция, Испания).
Большим спросом пользовались шоп-туры, туры познавательного характера, отдых в Турции, Италии, Греции, ОАЭ, развлекательный и молодёжный туризм, образовательный и деловой туры, горнолыжный туризм, лечение и оздоровление, морские круизы.
Выездной характер российского туризма был обусловлен следующими причинами:
-новизна иностранного продукта для российского потребителя (отсутствие выездного туризма в СССР);
-упрощение порядка выезда;
-расширение внешних деловых контактов;
-увеличение числа предприятий и отдельных граждан, располагавших валютными средствами;
-доступность цен на выездные туры;
-большая конкурентоспособность иностранного туристского продукта (лучшие условия проживания и гостиничный сервис в целом, комфортабельный транспорт в турах и транстурах).
Развитию туризма был нанесён существенный урон из-за ситуации, сложившейся в России вследствие экономического кризиса (август 1998г.). Многие фирмы переключились на разработку продукта для внутреннего и выездного туризма. Это дало возможность приостановить процесс банкротства туристских фирм и частично перераспределить сегменты на внутренний и выездной туризм.
Наиболее приоритетными направлениями внутреннего туризма стали средняя полоса и юг России. Разрабатываемые туры в основном отличались непритязательностью: отдых в курортных местах России и Украины (Сочи, Геленджик, Дагомыс, Ялта и др.), познавательный туризм в культурно-исторические центры (“Золотое кольцо”, Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург и др.), экологический туризм, сафари-туры (охота, рыбалка), речные круизы по Волге, Лене, Иртышу, Енисею, отдых, лечение.
Приоритетные направления въездного туризма: познавательный, экологический, сафари-туры (рыбалка, охота), отдых, морские круизы на Дальнем Востоке.
Недостатки, тормозящие развитие въездного и внутреннего туризма:
-нестабильность внутренней политики;
-несоответствие дорожно-транспортной инфраструктуры международным стандартам. Мало строится и реконструируется старых аэропортов, авто- и железнодорожных вокзалов, автостоянок с высоким сервисом обслуживания (заправка, ремонт и мойка машин);
-несоответствие гостиничной базы мировым стандартам, в частности, классности гостиниц и уровню сервиса в них;
-завышенные цены на гостиничные и ресторанные услуги в городах;
-несовершенство законодательного и экономического стимулирования российского въездного и внутреннего туризма на государственном и местном уровне;
-недостаточно квалифицированная организация обслуживания туристов, что создаёт отрицательный имидж как конкретному туристскому центру, так и стране в целом;
-отсутствие единой политики государства и местных властей по созданию положительного имиджа России как страны туризма.
Однако в последние годы (2000-е г.г.) наблюдается тенденция улучшения развития туризма в России: увеличивается поток желающих посетить не только зарубежные страны, ни и достопримечательные отечественные места, улучшается качество обслуживания, развивается детский туризм (предлагаются всевозможные детские поездки на морские курорты, в различные лагеря (от палаточных до комфортабельных) и зарубежные страны с познавательной целью и т.д.), разрабатываются новые маршруты туров.
- Понятие туризма и туриста. Классификация туризма.
- Менеджмент туроперейтинга.
- Туроператор и турагент как субъекты туристского рынка. Основные различия между туроператором и турагентом. Виды туристских агентств и туроператоров.
- Туристский продукт. Факторы производства и продвижения туристского продукта. Параметры качества туристского продукта.
- Международные туристские организации, их классификация и роль в развитии мирового туризма.
- Туристская документация.
- Туристские формальности.
- Формирование сбытовой сети туроператора.
- Агентские сети и франчайзинг в туризме и гостеприимстве.
- Реклама в туризме. Роль и задачи. Средства распространения рекламы в туризме.
- Обслуживание клиента при продаже туров
- Подготовка и участие в выставках. Послевыставочная работа.
- Влияние индустрии туризма на экономику страны.
- Железнодорожный туризм. Организация железнодорожных туров.
- Индустрия гостеприимства. Классификация современных средств размещения туристов.
- Информационные и телекоммуникационные системы в туризме.
- Государственное управление туризмом в Российской федерации.
- Анимация в туризме.
- Туризм как социокультурное явление.
- Туроперейтинг туристских направлений.
- Организация авиаперевозок в туризме. Виды и формы взаимодействия туристской фирмы и авиакомпании при организации туристских перевозок.
- Автотуризм. Виды. Менеджмент организации автобусных туров.
- Водный туризм. Менеджмент организации речных и морских круизов.
- Туристский рынок: структура, особенности. Современное состояние и тенденции развития.
- Современное состояние туризма в мире. Прогнозы развития международного туризма. Перспективные туристские дестинации XXI века.
- Безопасность туризма.
- Страхование в туризме. Страхование профессиональной ответственности туроператора.