11.1 Понятие о координационных способностях. Критерии и формы проявления координационных способностей.
В качестве исходного пункта при определении понятия "координационные способности" может служить термин "координация". Слово "координация" латинского происхождения. Оно означает согласование, сочетание, приведение в порядок, в соответствие. В том случае, когда речь идет о согласовании движений звеньев тела в пространстве и времени при решении конкретной двигательной задачи принято говорить о координационных способностях человека.
ПОД КООРДИНАЦИОННЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ следует понимать, во-первых, способность целесообразно строить двигательные акты; во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних действий к другим в соответствии с требованиями изменяющихся условий.
Следовательно, координационные способности характеризуют возможности человека к организации и управлению движений. Их проявление связано с преодолением координационных трудностей, возникающих при решении разнообразных двигательных задач. Трудность управления двигательным аппаратом зависит прежде всего от того, что человеческое тело представляет собой многозвенную систему с огромным количеством степеней свободы. Учитывая возможные перемещения между туловищем, головой и конечностями в нашем теле находится не менее 107 степеней свободы. Например, только руки и ноги имеют по 30 степеней свободы.
Одновременное или последовательное управление многими звеньями тела - задача очень сложная. Если координационные возможности человека недостаточны, то он частично стремится облегчить выполнение движения (обычно не осознавая это) путем фиксации большого числа суставов. Что такой механизм облегчения трудностей действительно имеет место, нетрудно убедиться воочию. Достаточно для этого понаблюдать хотя бы первые шаги новичков при обучении их ходьбе на лыжах или катанию на коньках. Прямые ноги с закрепощенными коленными и даже голеностопными суставами явно указывают на то, что на первых этапах обучения новичок пытается овладеть движениями своих непослушных многозвенных конечностей путем превращения их как бы в одно жесткое звено.
Правда, все это приводит к координационной скованности, напряженности выполнения движений.
При этом значительно облегчается задача управления двигательным аппаратом. Естественно, что такая координация движений не является целесообразной и свидетельствует о соответствующем уровне развития координационных способностей.
Наиболее полное объяснение основных трудностей при выполнении координи-
141 Теория и методика физической культуры
рованного движения впервые еще было дано Н. А. Бернштейном (1947). По его меткому выражению, координация движений и есть не что иное, как преодоление избыточных степеней свободы движущегося органа, т.е. превращение его в управляемую систему.
Помимо указанных затруднений, которые приходится испытывать организму при выполнении новых опытных двигательных актов можно назвать и другие. В частности, неумение человека наиболее полно использовать реактивные силы, т.е. отра-женные силы, возникающие при взаимодействии звеньев тела в процессе движений с ускорениями, негативное влияние старых координационных автоматизмов, утомление, чрезмерная мотивация занимающихся, страх, непривычные условия деятельности, повышенная ответственность за результат и другие причины. Например, новичок, впервые вступивший на лед на коньках, начинает с обыкновенных автоматизированных шагающих движений. Непо-лучая привычной должной опорной реакции при переднем шаге, нога скользит по льду вперед. Обычный результат этого - либо падение, либо судорожное сведение расползающихся ног. Новичок-фигурист вместо того, чтобы оттолкнуться от льда всем ребром конька очень часто отталкивается носком, т.е. использует все тот же автоматизированный механизм толчка при ходьбе.
Критерием координационных способностей является степень соответствия между двигательным процессом и намеченной целью. Выделяют единичные и комплексные критерии (измерители) координационных способностей, которые имеют качественные и количественные характеристики. К основным единичным качественным характеристикам относятся адекватность, своевременность, целесообразность и инициативность решения двигательной задачи. Количественными критериями являются точность, скорость, экономичность и стабильность действий. Например, одним из критериев оценки координационных способностей в общеразвивающих упражнениях без предметов (всевозможные сочетания движений, совершаемых в разных плоскостях) может быть адекватность и точность выполнения этих движений. При метании теннисного мяча в цель - меткость (точность) и т.п. В подобных случаях в процессе управления сложными в координационном отношении двигательными действиями и их регуляции человек может координировать свою двигательную деятельность по одному из перечисленных критериев. Однако, эти критерии координационных способностей изолированно, обособленно друг от друга, встречаются крайне редко. Как правило, более распространены так называемые комплексные критерии. В этом случае человек уже координирует свою деятельность одновременно по двум или нескольким признакам: по скорости и экономичности (ходьба на лыжах по пересеченной местности); по точности, своевременности и скорости (при выполнении передач и других технических приемов в спортивных играх) и т.д.
В качестве обобщенных комплексных критериев оценки выступают показатели эффективности (результативности) выполнения целостных двигательных действий или совокупности этих действий, предъявляющие повышенные требования к координационным способностям человека.
Например, координационные способности оцениваются по времени ведения мяча (руками, ногами) при беге с изменением направления движения; по времени освоения новых двигательных действий; по показателям быстроты перестройки двигательных действий в условиях внезапного изменения обстановки и т.п.
К числу основных координационных способностей относятся:
• способность к дифференцированию различных параметров движения (временных, пространственных, силовых);
142
Лекция II Координационные способности и методика их развития
• способность к ориентированию в пространстве;
• способность к равновесию;
• способность к перестраиванию движений;
• способность к соединению (комбинированию) движений;
• способность приспосабливаться к изменяющейся ситуации и к необычной постановке задачи;
• способность к выполнению заданий в заданном ритме;
• способность к управлению временем двигательных реакций;
• способность предвосхищать (предугадывать) различные признаки движений, условия их выполнения и ход изменения ситуации в целом;
• способность к рациональному расслаблению мышц.
Эти координационные способности находят свое проявление в конкретных двигательных навыках, типичных для того или иного вида двигательной деятельности.
Однако их значимость в каждом виде деятельности будет различной. К примеру, для тенниса ведущими координационными способностями являются способности к ориентированию, реакции, дифференцированию, перестроению, ритму, соединению, равновесию. Для фехтования наиболее характерными являются способности к антиципации, ориентированию, реакции, перестроению и «чувству дистанции», а пля спортивной гимнастики - способности к ориентированию, соединению, равновесию, дифференцированию и ритму.
КООРДИНАЦИОННАЯ | ВОЗРАСТ | |||||||||
СПОСОБНОСТЬ | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
К управлению продолжительностью мышечных | И | И | tl |
|
|
|
|
|
|
|
напряжении |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К дифференцированию пространственных и вре- | It | Н |
| t | t* | t |
|
|
|
|
менных характеристик |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
движении |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К управлению временем реакции на слуховые и |
|
| ft | И | M | t |
|
|
|
|
зрительные сигналы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К ритму |
| * | ft | ti | t |
|
|
|
|
|
К ориентации в пространстве |
|
|
|
| tt | H | tt | it | t |
|
К равновесию |
|
|
| t | it | t |
|
|
|
|
Рис. 11.1. Сенситивные периоды в развитии координационных способностей у детей (по Д. Хиртцу)
Эти важнейшие способности во многом определяют успехи в данных спортив-
143 Теория и методика физической культуры
ных дисциплинах. Поэтому в процессе координационной подготовки их развитию главным образом и следует уделять особое внимание.
Способность к двигательный координации определяется целым рядом психофизиологических факторов:
1) функциональным состоянием сенсорных систем организма (анализаторов);
2) степенью регуляции позы тела и движений различными отделами ЦНС (корой больших полушарий, спинного мозга);
3) возможностью человека запоминать движения и воспроизводить их (моторной памятью).
В значительной степени двигательная координация связана с пониманием занимающимися двигательной задачи и конкретного способа ее решения.
В разные возрастные периоды наблюдается неравномерность в развитии отдельных видов координационных способностей (Рис. 11.1.). Существенное улучшение координационных способностей происходит к 15-16 годам. В этом возрасте их уровень развития приближается к показателям взрослого человека.
- Раздел I. Общие основы теории и методики физической культуры
- 1 Введение в теорию и методику физической культуры
- 1.1 Основные понятия теории и методики физической культуры
- 1.2 Теория и методика физической культуры как наука и как учебная дисциплина
- 1.3 Методы исследования в теории и методике физической культуры
- 1.4. Значение теории и методики физической культуры для студентов и выпускников физкультурных учебных заведений
- 2 Физическая культура как вид культуры
- 2.2. Понятие "культура физическая" и ее связь с общей культурой
- 2.3. Структура физической культуры
- 2.4. Функции физической культуры
- 3. Педагогический процесс в сфере физической культуры
- 3.1. Понятие о принципах и их значение в сфере физической культуры
- 3.2. Специфические особенности и структурные компоненты педагогического процесса при формировании физической культуры личности.
- 3.3. Цель и задачи физкультурного образования.
- 3.3.1. Физкультурное образование как педагогический процесс
- 3.3.2. Высшее физкультурное образование
- 3.4. Общие принципы формирования физической культуры человека
- 3.4.1. Принцип гармонического развития личности
- 3.4.2. Принцип связи с жизнедеятельностью
- 3.4.3. Принцип оздоровительной направленности
- 4 Средства формирования физической культуры личности
- 4.1. Понятие о средствах. Физические упражнения - основное и специфическое средство формирования физической культуры личности
- 4. 2. Факторы, определяющие воздействие физических упражнений
- 4. 3. Классификация физических упражнений
- 4.4 Содержание и форма физических упражнений.
- 4.5 Естественные силы природы и гигиенические факторы
- 4.6 Понятие о технике физических упражнений
- 4.7 Характеристики техники физических упражнений
- 4.7.1. Пространственные характеристики
- 4.7.4. Силовые характеристики
- 4.7.5. Ритмическая характеристика
- 4.7.6. Обобщенные (качественные) характеристики
- 5 Методы формирования физической культуры личности
- 5.2 Современные представления о классификации методов. Общие требования к их выбору.
- 5.2.1. Методы, направленные на приобретение знаний.
- 6 Методические принципы занятий физическими упражнениями
- 6.1.1. Принципы сознательности и активности.
- 6.1.2. Принцип наглядности.
- 6.1.3. Принципы доступности и индивидуализации.
- 6.2 Характеристика принципов, выражающих специфические закономерности занятий физическими упражнениями.
- 6.2.1. Принцип непрерывности.
- 6.2.2. Принцип прогрессирования воздействий.
- 6.2.3. Принцип цикличности.
- 6.2.4. Принцип возрастной адекватности педагогического воздействия.
- 7 Обучение двигательным действиям
- 7.1 Формирование знаний, двигательных умений и навыков как процесс и результат обучения.
- 7.2 Взаимодействие (перенос) навыков.
- 7.3 Структура процесса обучения двигательным действиям.
- 7.4 Управление процессом обучения.
- 7.5 Предупреждение и исправление ошибок.
- 8 Общая характеристика физических способностей
- 8.2 Основные закономерности развития физических способностей.
- 8.2.1. Движения - ведущий фактор развития физических способностей.
- 8.2.2. Зависимость развития способностей от режима двигательной деятельности.
- 8.2.3. Этапность развития физических способностей.
- 8.2.4. Неравномерность и гетерохронность (разновременность) развития способностей.
- 8.2.5. Обратимость показателей развития способностей.
- 8.2.6. Перенос физических способностей.
- 8.2.7. Единство и взаимосвязь между двигательными умениями и физическими способностями.
- 8.3 Принципы развития физических способностей.
- 8.3.1. Принцип регулярности педагогических воздействий.
- 8.3.2. Принцип прогрессирования и адаптационно-адекватной предельности в наращивании эффекта педагогических воздействий.
- 8.3.3. Принцип рационального сочетания и распределения во времени педагогических воздействий различного характера.
- 8.3.4. Принцип целенаправленности и адаптивной адекватности воздействий.
- 8.3.5. Принцип возрастной адекватности педагогических воздействий.
- 8.3.6. Принцип опережающих воздействий в развитии физических способностей.
- 8.3.7. Принцип соразмерности в развитии способностей.
- 8.3.8. Принцип сопряженного воздействия.
- 9 Силовые способности и методика их развития
- 9.2 Методика развития силовых способностей.
- 9.2.1. Средства развития силовых способностей.
- 9.2.2. Методы развития силовых способностей.
- 10 Скоростные способности и методика их развития
- 10.1 Понятие о скоростных способностях, их виды. Факторы, определяющие уровень развития и проявления скоростных способностей.
- 10.2 Методика развития быстроты двигательных реакций.
- 1. Реакции на движущийся объект.
- 2. Реакции выбора.
- 10.3 Методика развития быстроты одиночного движения и частоты движений.
- 10.4 Методика развития комплексных форм проявления скоростных способностей.
- 11 Координационные способности и методика их развития
- 11.1 Понятие о координационных способностях. Критерии и формы проявления координационных способностей.
- 11.2 Методика развития координационных способностей.
- 12 Выносливость и методика ее развития
- 12.1 Понятие о выносливости. Утомление и выносливость. Виды выносливости.
- I. Общая.
- II. Специальная.
- 12.2 Методика развития выносливости.
- 13.2 Задачи, средства и методы развития гибкости.
- 14 Воспитание личностных качеств занимающихся физическими упражнениями
- 14.2 Задачи, содержание и пути патриотического, нравственного, правового и эстетического воспитания на занятиях в сфере физической культуры.
- 14.2.1. Патриотическое и нравственное воспитание.
- 14.2.2. Правовое воспитание.
- 14.2.3. Эстетическое воспитание в сфере физической культуры.
- 14.3 Личность преподавателя, требования к его профессиональным способностям, подготовленности и мастерству.
- 15 Формы построения занятий физическими упражнениями
- 15.1 Общая характеристика форм построения занятий.
- 15.2 Классификация занятий урочного типа.
- 1. По целевой направленности физического воспитания:
- III. В зависимости от того, какая из основных сторон процесса Физического воспитания акцентируется или полностью составляет содержание занятия:
- 15.3 Содержание занятий урочного типа.
- 15.5 Общая характеристика занятий неурочного типа.
- 16 Планирование, контроль и учет в процессе занятий физическими упражнениями
- 16.1 Понятие о планировании, его виды и содержание.
- 16.2 Понятие контроля и учета. Требования к контролю и учету.
- 16.3 Виды, содержание и основы методики контроля и учета.
- 16.4 Документы контроля и учета.
- 17 Физическая культура в системе воспитания детей дошкольного возраста
- 17.2 Особенности методики занятий физическими упражнениями.
- 3. Направленное воздействие на развитие ловкости, быстроты, силы, обшей выносливости.
- 17.3 Формы занятий физическими упражнениями.
- 18 Физическая культура в системе воспитания детей школьного возраста
- 18.1 Социально-педагогическое значение физической культуры детей школьного возраста. Типичные возрастные особенности.
- 18.2 Цель, задачи и направленность физической культуры детей школьного возраста
- 18.3 Формы занятий физическими упражнениями.
- 18.3.1. Учебные занятия (классно-урочные).
- 18.3.2. Занятия физическими упражнениями в режиме учебного дня школы.
- 18.3.3. Внеклассные и внешкольные занятия физическими упражнениями.
- 18.4 Содержание учебного предмета "Физическое воспитание". Особенности методики обучения двигательным действиям школьников.
- 18.5 Особенности развития физических способностей.
- 18.5.1. Основные требования к развитию физических способностей в школьном возрасте.
- 18.5.2. Особенности развития координационных способностей.
- 18.5.3. Особенности развития скоростных и скоростно-силовых способностей.
- 18.5.4. Особенности развития собственно-силовых способностей.
- 18.5.5. Особенности развития выносливости.
- 18.6 Система планирования физического воспитания в школе.
- 18.6.1. Годовой план прохождения программного материала.
- 18.6.2. Четвертной план.
- 18.6.3. Технология составления плана учебно-воспитательного процесса на учебную четверть (полугодие).
- 18.6.4. Методика планирования учебно-воспитательной работы на уроке физической культуры.
- 18.7 Проверка и оценивание успеваемости на уроках физической культуры.
- 18.7.1. Содержание проверки и критерии оценки.
- 18.7.2. Система проверки успеваемости.
- 18.7.3. Учет учебной работы.
- 19 Физическая культура в средних специальных учебных заведениях
- 19.1 Назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки.
- 19.2 Средства профессионально-прикладной физической подготовки, основы методики и формы занятий.
- 20 Особенности физической культуры взрослых
- 20.1 Основные факторы и условия, определяющие физическую культуру взрослых.
- 20.2 Общеподготовительное и рекреационное направления физической культуры взрослых.
- 20.2.1. Неспециальное физкультурное образование взрослых.
- 20.2.2. Физическая рекреация.
- 20.2.3. Спорт.
- 20.2.4. Двигательная реабилитация.
- 21 Физическая культура студентов
- 21.1 Значение, цель и задачи физической культуры студентов.
- 21.2 Структура и особенности содержания действующих программ физической культуры в вузах.
- 21.3 Основные направления деятельности кафедры физического воспитания, спортивного клуба и спортивно-оздоровительного центра.
- 21.4 Специфические особенности работы преподавателя кафедры физического воспитания вуза.
- 22 Физическая подготовка в вооруженных силах
- 22.1 Сущность и структура физической подготовки в Вооруженных силах.
- 22.2 Цель, общие и специальные задачи физической подготовки военнослужащих.
- 22.3 Формы физической подготовки военнослужащих.
- 22.3.1. Учебные занятия по физической подготовке.
- 22.3.2. Утренняя физическая зарядка.
- 22.3.3. Физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности.
- 22.3.4. Спортивно-массовая работа.
- 23 Спорт в системе физической культуры
- 23.1 Возникновение и состояние современного спорта.
- 23.2 Социальные функции спорта.
- 23.3 Классификация спорта.
- 23.4 Подготовка спортсмена как многокомпонентный процесс.
- Раздел I. Общие основы теории и методики физической культуры
- 1.1. Основные понятия теории и методики физической культуры....................6
- Раздел II. Теория и методика физической культуры в различные периоды жизни человека