logo search
силовые единоборства

Бодибилдинг (культуризм)

Родиной бодибилдинга стала Древняя Греция, где культ красоты тела, физического совершенства был поднят на небывалую высоту.

Спортивные снаряды, представляющие собой каменные или металлические ядра, соединенные ручками (гальтересы), — прообраз современных гантелей и штанг — древние греки широко использовали не только для развития мышц, но и в лечебно-профилактических целях для исправления осанки, формирования красивого телосложения, сохранения здоровья. Известно также, что на площади в Афинах лежало увесистое ядро, которое любой эллин мог попытаться поднять, чтобы испытать себя, показать свою силу согражданам.

Систему атлетических упражнений древних греков унаследовали и римляне. Сохранились изображения III века н.э., на которых упражнениями с гантелями занимаются не только мужчины, но и женщины. Знаменитый римский врач и ученый Гален в свой книге «Искусство возвращения здоровья» приводит целый ряд упражнений, которые он рекомендовал пациентам. Так, например, он описывал в своих медицинских трудах упражнения с гантелями для развития боковых мышц туловища, пояснял, что такие занятия помогают сохранить здоровье.

Атлетическую культуру древних греков унаследовали римляне. Культ силы царил на арене Колизея во время смертельных схваток гладиаторов или помпезных представлений великих актеров-силачей — Атаната, Рустицелия по кличке «Геркулес», Фувия Сильвия. Римляне развивали силу по методу древних греков — упражнялись с отягощениями. А как известно, первым тяжелоатлетом вполне можно назвать грека Милона из Кротона, жившего в шестом веке до н.э.

Интерес к бодибилдингу угас с падением Рима. О целенаправленном культивировании мускульной силы человечество вспомнило лишь через несколько столетий — в эпоху Возрождения. Так, в царствование Елизаветы (английская королева в конце XVI века) физические упражнения с тяжестями рекомендовались молодым англичанам вместо танцев и прочих «пустых забав».

В начале XX века все больше и больше атлетов стали увлекаться тренировкой мышц по системе Юджина Сэндоу (1867—1925 гг.). По мнению многих специалистов, «колыбелью» современного культуризма является Англия, а его основателем — Юджин Сэндоу или, как его знали на Руси, Евгений Сандов. Ю. Сэндоу в молодости был очень слабым и болезненным, что привело его к изучению медицины и занятиям физическими упражнениями. Благодаря этому он укрепил свое здоровье, увеличил силу и стал обладателем фигуры совершенных пропорций. Его атропометрические данные: рост — 174 см; окружность шеи — 44 см; талии — 80 см; бедра — 66 см; голени и плеча — 44 см. На основании богатого опыта Ю.Сэндоу разработал методику тренировки, в которой используются упражнения с гантелями и с весом собственного тела. По своей методике Ю.Сэндоу советует тренироваться ежедневно, включая в занятия упражнения на расслабление.

Позирование (вольные упражнения) является квинтэссенцией культуризма, когда демонстрация красоты телосложения приносит исполнителю и зрителям настоящее эстетическое удовольствие. Об этом хорошо знали еще в Древней Греции, когда перед строгими судьями олимпионики проходили полностью обнаженными, являя совершенство и красоту человеческого тела.

В современной истории развития культуризма ведущее место заняли американские атлеты. Особенно огромную популярность получила система братьев Вейдер и Уайдер. Поистине Джо Вейдера называют тренером чемпионов. Среди великих атлетов его ученики: Арнольд Шварценеггер (семикратный «Мр. Олимпия»), Фрэнк Зеин (трехкратный «Мр. Олимпия»), Сержио Олива (трехкратный «Мр. Олимпия»),

Лэрри Скотт (двукратный «Мр. Олимпия»), Франко Коломбо (двукратный «Мр. Олимпия»), Хрис Дикерсон,(«Мр. Олимпия»), Рэкэл Маклиш («Мс. Олимпия»), Лу Ферриньо («Мр. Олимпия»), Коринна Эверсон (чемпионка США среди женщин, трехкратная «Мс. Олимпия»), Ли Хэйни (чемпион США, трехкратный «Мр. Олимпия»).

В нашей стране демонстрация телосложения и силы когда-то была связана с цирком. Парадыалле цирковых борцов и атлетов служили прообразом будущих конкурсов красоты, получивших огромную популярность в послевоенные годы в Англии, Франции и США. Очевидно, для отечественных любителей культуризма будет весьма интересен тот факт, что в 1948 г. в Концертном зале имени П.И.Чайковского в Москве тоже был проведен конкурс красоты телосложения, победителем которого стал известный цирковой акробат Александр Ширай.

Но прошло более десяти лет, прежде чем в начале 60-х годов в нашей стране стали возникать первые группы атлетической гимнастики, проводиться соревнования. Однако, все это носило неофициальный, чуть ли не подпольный характер. Как правило, после окончания соревнований по тяжелой атлетике его участники по завершении официальной части демонстрировали красоту тела перед зрителями. Среди них определялся победитель и награждался призом. Свидетелем таких соревнований автор был еще в 60-х годах на чемпионатах Свердловской области. Тому, что отечественный культуризм выжил, мы обязаны таким энтузиастам, как Г.П.Тэнно и Р.П.Мороз.

Позирование казалось чиновникам от спорта настолько страшным, что участники одного показательного выступления на ВДНХ были доставлены... в милицию. Только к концу 70-х годов выступления с демонстрацией красоты телосложения были официально разрешены и стали называться программой вольных упражнений. Когда в 1988 году в Австралии проходил очередной чемпионат мира по культуризму, участие в нем впервые приняли и атлеты из СССР: Валерий Богданович (Минск), Станислав Поляков (Рига) и Александр Васин (Ленинград). Дебют был неплохим — четвертое место в командном зачете.

Во время проведения этих соревнований на конгрессе ИФББ Советский Союз был единогласно принят в Международную федерацию культуризма.

В 1988 г. под эгидой Госкомспорта СССР в Ленинграде прошел первый Кубок СССР по' вольным упражнениям среди мужчин, а первый чемпионат СССР по атлетизму прошел 26—28 мая 1989 г. также в г. Ленинграде. Чемпионами стали: в весовой категории до 65 кг — Александр Шумлянский (Украина), до 70 кг — Валерий Богданович (Белорусия), до 80 кг — Винцас Дубицкас (Литва), до 90 кг — Гергий Мосалев (Москва) и свыше 90 кг — Ричард Петраус-кас (Литва). В командном зачете первое место завоевала сборная команда культуристов Украинской ССР, второе — литовские и третье — ленинградские атлеты.

На чемпионате Европы по культуризму в 1989 г. (г. Осло. Норвегия) в женских соревнованиях наши соотечественницы не завоевали ни одного призового места и даже не вошли в шестерку лучших. Но зато мужчины выступили более удачно. Так, в весовой категории до 65 кг чемпионом Европы стал Н.Сила, а до 70 кг пятым оказался наш С.Поляков. Но это был первый опыт участия отечественных спортсменов в соревнованиях такого рода.

В 1990 г. несмотря на то, что прошло всего два года, как федерация атлетизма СССР была принята в Международную Федерацию бодибилдинга (ИФББ), нашей стране было доверено проведение очередного чемпионата Европы. И надо сказать, организаторы этого первенства (которое-проходило в г. Ленинграде 26—29 апреля 1990 г.) провели его на высоком уровне. Среди наших женщин успешно выступила только одна спортсменка — Инна Уйт (Эстония). Среди мужчин в финал попали Г.Фатеев в весовой категории до 70 кг, Николай Ясиновский — до 90 кг. А Айн Пааво стал в этой весовой категории чемпионом Европы. Победу наша сборная завоевала и в командном позировании.