logo search
88977

13.15.-13.40. Историческая справка о к. Головкине:

По иронии судьбы, широко известный в дореволюционной Самаре, К. П. Головкин был забыт сразу же после смерти. Более 20 лет о Головкине не вспоминал никто. "Первооткрывателем" имени Головкина стал Владимир Иванович Володин. Первые опубликованные сведения о Головкине-художнике, собранные В.И. Володиным, появились в 1955 году о Головкине как о художнике. Константин Павлович Головкин родился 17 декабря 1871 года в холодный зимний день.

Павел Иванович, отец Константина Головкина прошел тяжкий путь от торговца мелким товаром (лоточника) до владельца нескольких магазинов, выбившись в люди, он стал властным и очень скупым человеком. Торговля не очень увлекала Костю, хотя со временем он прекрасно освоил все ее премудрости: отец "повышал" сына в должностях постепенно от помощника приказчика до заведующего магазином, но всеже каждую свободную минуту Костя проводил на берегу волги. Родные рассказывали, что он умудрялся рисовать на полу, на стенах, на заборах, на земле — мелом, углем, карандашом, красками, он уже к 20 годам слыл неплохим живописцем, а в зрелом возрасте стал признанным мастером, одним из крупных художников Самары. Им написано более 200 крупных полотен, сделано около 2000 рисунков и эскизов.

В 22 года он стал управляющим в одном из новых магазинов отца.

Также Константин П. увлекался техникой , она стала подлинной страстью Головкина. Он мастерил макеты лодок, пароходов, у него были велосипед, моторная лодка, а с 1904 года — автомобиль. На своей даче сам оборудовал громоотвод, провел электричество, собрал и установил телескоп.

Но если бы жизнь Константина Павловича Головкина ограничивалась только этими, даже столь разносторонними увлечениями, врятли память о нем дошла бы до нашего времени. Мало ли было в Самаре удачливых купцов, талантливых живописцев, увлеченных самоучек-механиков, фотографов, спортсменов — конькобежцев, велосипедистов, яхтсменов. О ком из них помнит сегодняшняя Самара?

А имя Головкина на слуху у многих просвещенных Самарцев. Чем же заслужил такую память потомков самарский второй гильдии купец Константин Павлович Головкин? Да тем, что все свои увлечения, весь свой талант и способности он направлял не на удовлетворение личных интересов, а на пользу своему родному городу. Во всех сферах многообразной кипучей деятельности он выступал не просто как энтузиаст, участник, а как вдохновитель, организатор.

1897 год. Городской публичный музей в Самаре получил отдельное помещение и возможность развернуть солидную экспозицию. Но музей не имел художественного отдела. Энтузиастом организации такого отдела стал Константин Павлович Головкин.

В 30-х годах XX века художественный отдел выделился в самостоятельный Самарский художественный музей, основателем которого по праву можно считать Константина Павловича Головкина.

1899 год. В Самаре создан яхт-клуб. Под таким скромным названием в то время скрывалось весьма солидное спортивное общество, объединявшее легкоатлетов, гимнастов, конькобежцев, гребцов, яхтсменов. Одним из организаторов и руководителей этого общества был Головкин.

1907 год. К этому году помещение музея перестало удовлетворять требованиям разросшейся экспозиции. По инициативе Головкина была создана группа по сооружению в Самаре специального Дворца культуры, в котором могли бы разместиться библиотека, читальни, музей, выставочный зал, гимнастический зал.

В 1916—1917 годы. Головкин вновь возвращается к идее строительства в Самаре специального Дома наук и искусств. Он обещает взять на себя значительную часть расходов, связанных со строительством — сначала 300 тыс. рублей, затем — 600 тыс. рублей. Он самостоятельно разработал проект грандиозного трехэтажного здания, сделал планировку местности, составил эскизы всех частей помещения. Но 1917 год с его потрясениями и революциями оставил неосуществленными мечту и планы всей жизни Головкина.

1918—1922 годы. Головкин с семьей проживает далеко от Самары, в Иркутске. Но и там он трудится на пользу родному городу — собирает экспонаты для самарского музея по археологии и палеонтологии, по истории и этнографии народов Сибири, Дальнего Востока, Китая, Японии. В Самару привозит 40 пудов коллекций.

1922—1925 годы. Последние годы жизни. Тяжело больной Константин Павлович, работая в Самарском городском архиве, проделал огромный труд по сбору разбросанных по городу разрозненных ведомственных архивов, их обработке, систематизации, составлению картотек и каталогов. И еще успевает всю эту огромную архивную массу внимательно просмотреть, сделать ценнейшие записи по истории Самары и быту Самарцев.

Наконец, перед самой смертью, в 1924 году он принимает активное участие в создании справочного издания "Вся Самара на 1925 год". Две краеведческих статьи, около 40 рисунков и заставок Головкина помещены в этой книге, которая стала своеобразным памятником нашему неутомимому и талантливому земляку.

Без всякого сомнения, многогранная и плодотворная деятельность Константина Павловича Головкина на пользу родному городу дает право ставить его в ряд самых почетных граждан Самары.