1.1 Системный подход к определению туризма
В современной научной отечественной и зарубежной литературе описано достаточно много подходов к определению понятия «туризм». По разным признакам эти подходы можно объединить в несколько групп:
туризм как особая форма передвижения людей по маршруту с целью посещения конкретного объекта или удовлетворения специального интереса и возвращения к месту постоянного жительства;
туризм как движение (перемещение) людей, их нахождение вне постоянного места жительства и временное пребывание на объекте интереса (поездки);
туризм как особая форма развития личности, реализуемая через его социально-гуманитарные функции (воспитательную, образовательную, оздоровительную и спортивную);
туризм как популярная форма организации отдыха, проведения досуга;
туризм как отрасль хозяйства по обслуживанию людей, находящихся временно вне места постоянного жительства («промышленный» подход к определению туризма);
туризм как сегмент рынка, на котором сходятся предприятия традиционных отраслей хозяйства (транспорта, общественного питания, гостиничного хозяйства, культуры, торговли и др.) с целью предложения своей продукции и услуг потребителям (с точки зрения теории маркетинга);
туризм как явление, выходящее за пределы традиционных представлений, ассоциированных исключительно с отдыхом.
туризм как «временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания» (по определению Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»). [6; c. 12]
Анализируя понятие «туризм» с использованием системного подхода, выделим концепцию Лейпера. Он считает туризм системой, состоящей из следующих основных элементов:
географический компонент;
туристы;
туристская индустрия.
Географический компонент включает в себя три основных составляющих:
а) регион, «порождающий» туристов;
б) транзитный регион;
в) регион туристской дестинации
Туризм — явление многогранное, он воплощается во многих формах, и в литературе встречается множество его определений. Однако описание концепции туризма и по возможности более точная формулировка этого понятия все равно необходимы в силу следующих причин:
для целей изучения туризма — анализ феномена туризма первоначально требует определить, что этот феномен охватывает;
для целей статистики — чтобы измерить феномен туризма, его нужно определить с наибольшей точностью.[4; c.52]
Одно из первоначальных и, по-видимому, наиболее точных определений туризма было дано профессорами Бернского университета Гунзи-кером и Крапфом и позже принято Международной ассоциацией научных экспертов туризма. Ученые считали, что туризм можно рассматривать как ряд явлений и взаимоотношений, возникающих в результате путешествия, пока оно не привело к постоянному пребыванию и не связано с получением какой-либо выгоды (прибыли).
Со временем эта концепция туризма модифицировалась, и к туризму стали относить различные виды деловых путешествий, которые не приводят к постоянному пребыванию и не подразумевают извлечение прибыли в стране пребывания, поэтому их экономическое значение остается тем же. То есть туризм охватывает «деятельность лиц, которые путешествуют и пребывают в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями».
Среди иных характеристик туризма пять должны быть определены концептуально:
туризм — результат передвижения людей к туристским пунктам назначения и их остансщи там с целью удовлетворения туристских потребностей;
различные формы туризма включают два базовых элемента: путешествие (перемещение) в туристский пункт назначения и остановка в этом пункте назначения, которая предполагает удовлетворение потребностей в размещении, питании и пр.;
путешествие означает выезд из страны (региона, места проживания), где турист постоянно проживает;
движение туристов к различным туристским пунктам назначения является временным, т.е. туристы вернутся к местам постоянною проживания через несколько дней, недель или месяцев;
люди посещают туристские места с разными целями, которые не предполагают постоянное проживание и извлечение прибыли (деловую активность).
Туризм во всех его формах представляет собой деятельность, развитие которой зависит от имеющихся денежных ресурсов и свободного времени у индивидуумов. Необходимо отметить, что одна из причин, по которой люди путешествуют,— это развлечения и уход от ежедневных проблем. Туризм является движением путешественников к месту назначения, которое может находиться как в стране, так и за ее пределами. Зачастую количество путешественников может быть сравнимо с местным населением стран, которые они посещают (и даже численно его превосходить). Все формы туризма включают путешествие какого-либо вида, но не все виды путешествия являются туризмом. По рекомендации 1М\\ПХ) все туристы определяются как посетители. Таким образом, все путешественники делятся на посетителей (включаются в туристскую статистику) и прочих путешественников (не включаются в туристскую статистику).
Временный характер туризма отличает его от миграции. Миграция — передвижение населения и постоянное проживание в месте прибытия. Туризм же отличается коротким сроком путешествия и включает сезонные и временные передвижения населения к пунктам назначения, удовлетворяющим их требованиям.
Внутренним туризмом занимаются жители какой-либо страны (региона), путешествующие по своей стране (региону). Этот тип туризма не приносит стране валюту, хотя и влияет на развитие экономики, воздействуя на перераспределение доходов между регионами страны. Одним из условий развития туризма этого типа является наличие необходимых средств приема и обслуживания туристов. Другое условие — соответствующий уровень развития внутренней инфраструктуры (транспорт, дороги страны и т.п.).[6; c. 31]
Выездной туризм — выезд и путешествие жителей какой-либо страны (региона) по другой стране (региону).
Въездной туризм — прибытие и путешествие по какой-либо стране (региону) лиц, не являющихся ее жителями (жителями региона). Въездной туризм с точки зрения получения доходов характеризуется как активный, поскольку создает приток иностранной валюты, а выездной туризм — как пассивный, при котором валюта вывозится из страны. В большинстве стран въездной туризм представляет собой приоритетное направление развития туристской (и национальной) экономики.
При изучении экономики туризма конкретной страны (региона), направлений ее развития и повышения эффективности функционирования необходимо рассматривать такие понятия, как «национальный туризм», «международный туризм» и «туризм в пределах данной страны (региона)». [15; c. 45]
С точки зрения приведенной классификации к национальному туризму относится внутренний и выездной туризм, к международному туризму — въездной и выездной. Туризмом в пределах данной страны (региона) занимаются как граждане данной страны (внутренний туризм), так и приезжающие из других стран и регионов (въездной туризм). С точки зрения повышения доходов страны (региона) он наиболее привлекателен. Развитие этого направления туристской деятельности позволяет, с одной стороны, увеличить приток валюты в страну (регион), с другой — денежные средства граждан, проживающих в данной стране (регионе), остаются в ее пределах и оказываются вовлеченными в развитие экономики данной страны (региона). Кроме того, внутренний туризм выполняет такую экономически важную функцию, как сглаживание уровней доходов в данном государстве (регионе). Экономический смысл функции сглаживания заключается в том, что осуществляется перераспределение более высоких доходов граждан из промышленно развитых регионов в экономически слаборазвитые регионы, где доходы граждан значительно ниже. Но эти регионы располагают, как правило, более богатыми природными ресурсами (сельскохозяйственные регионы).
Необходимо отметить, что часть дохода, который индивидуальный посетитель выделяет для туристских целей, расходуется в пункте назначения, а другая часть — при организации и во время путешествия для достижения этого пункта назначения.
Для определения туризма прежде всего необходимо сформулировать следующие основные постулаты:
турист — это тот, кто стремится удовлетворить свою естественную потребность в путешествиях. Желания и потребности туриста будут определять место назначения, которое он решит посетить, и деятельность, в которой он собирается принять участие;
туристский бизнес — это бизнес, который предполагает деятельность с целью извлечения прибыли по производству и реализации продуктов и услуг, удовлетворяющих потребности туристов;[1; c. 14]
для сферы гостеприимства туризм в основном выступает как позитивный фактор, а также как фактор, позволяющий открывать новые рабочие места и увеличивать доходы региона. Однако туризм может оказать негативное воздействие на окружающую среду;
туризм рассматривается национальными администрациями как фактор развития экономики, нередко без учета возможных негативных последствий (прямой и косвенный ущерб).
В соответствии со сказанным туристская деятельность может быть определена как ряд явлений и взаимоотношений, представляющих собой результат взаимодействия туристов, туристских предприятий, сферы гостеприимства, администрации в процессе привлечения, размещения и обслуживания посетителей.
Туризм — совокупность составляющих: продуктов, сервиса, объектов показа и производственных единиц, которые предлагаются индивидуальным потребителям или группам потребителей, временно оставляющим место постоянного проживания и путешествующим в определенные туристские пункты назначения (дестинации). [2; c. 49]
- Курсовая работа
- Введение
- Глава 1 Общая характеристика туристического досуга
- 1.1 Системный подход к определению туризма
- 1.2 Международный туризм
- 1.2.1 Классификация по типу предложения
- 1.2.2 Классификация по способу организации поездки
- 1.2.3 Классификация по цели путешествия
- 1.2.4 Классификация по способу передвижения
- 1.3 Организация туристического путешествия
- 1.3.1 Функции и технология работы туристских агентств
- 1.3.2 Технология организации автобусного тура
- Аренда автобусов
- Оформление перевозок в автобусных турах
- Глава 2 Организация автобусного тура
- 2.1 О компании Туристическое агентство “Меридиан”
- 2.2 Автобусный тур в Италию
- 2.3 Методические рекомендации по организации автобусного тура
- 2.3.1 Программа тура
- 2.3.2 Железнодорожные, воздушные, морские перевозки
- 2.3.3 Автобусные перевозки
- 2.3.4 Сопровождение
- 2.3.5 Содержание работы экскурсовода
- 2.3.6 Реализация автобусного тура
- 2.3.7 Ответственности сторон
- 2. Ответственность агента
- Заключение
- Список использованных источников
- Приложение №1 агентский договор № ______
- Предмет договора.
- Обязанности сторон.
- Вознаграждение агента. Порядок расчетов.
- Ответственность сторон и условия аннуляции.
- Рекламации
- Дополнительные условия.
- Приложение № 2 Автобусная экскурсия к Дому со Слонами Самарского купца к. Головкина.
- 12.30-12.45. Знакомство:
- 12.45-13.15. Знакомство с историей Самары:
- 13.15.-13.40. Историческая справка о к. Головкине:
- 13.50-14.40. Экскурсия по Даче со Слонами.