logo search
физкультурно-спортивные сооружения (аристова)

524 Физкультурно-спортивные сооружения

зывают хроматическими. Белый, черный и серый цвета — ахроматические. Если хроматические цвета расположены по окружности, то они образуют так на­зываемый цветовой крут (рис. 15.5.1).

Три цвета — красный, желтый и синий — основные. Остальные можно получить, смешивая основные. Цвета, расположенные в круге диаметрально противоположно, называют дополнительными. В зависимости от психологи­ческого ассоциативного восприятия цвета делят на "теплые" (красный, оран­жевый, желтый) и "холодные" (зеленый, синий, фиолетовый). Холодные цвета успокаивают, а теплые — возбуждают, т.е. цвет оказывает влияние на психи­ческое и физическое самочувствие. Основываясь на свойствах различных цве­тов и вместе с тем имея в виду особенности спортивного соревнования и возраст участников, можно подбирать такие цвета и их сочетания, которые способствовали бы повышению результатов спортивных состязаний и улуч­шали условия их восприятия зрителями. При этом необходимо учитывать вид спортивного состязания; архитектурно-художественную композицию и фун­кциональные особенности сооружения; возраст участников спортивного ме­роприятия, их психические особенности и социальный состав; условия зри­тельного восприятия и видимость, которые во многом зависят от размеров спортивного сооружения, его размещения, уровней освещенности зритель­ного поля, коэффициентов отражения, яркости цвета (табл. 15.5.1); влияние цвета на создание эмоциональной атмосферы и физических впечатлений.

Совокупность цветов в интерьере составляет его цветовую гамму. Она может быть теплой, холодной, смешанной или нейтральной - в зависимо­сти от преобладания соответствующих цветов.

Основные в цветовой гамме интерьера — цвета окраски поверхностей

ИНЖЕНЕРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ, ОСВЕЩЕНИЕ И ЦВЕТ В СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИЯХ 525

большой площади потолков, стен, спортивной арены. Вспомогательные — цвета окраски поверхностей средней площади (строительные конструкции, пол, трибуна, оборудование). Акцентные — насыщенные цвета, применяе­мые в цветовой схеме для окраски поверхностей малой площади. Сочетание цветов, вызывающих эстетическое удовлетворение, образует цветовую гар­монию. Контрастная цветовая гармония основана на дополнительных цве­тах — контрастирующих, усиливающих друг друга, обостряющих восприя­тие. Нюансная гармония основана на сочетании цветов одного уровня, раз­личающихся по насыщенности и яркости, или цветов, соседних на цвето­вом круге и близких по своим характеристикам. Применение цветовых триад основано на сочетании трех цветов, равноотстоящих на цветовом круге (рис. 15.5.2).

Для оптимальной цветовой композиции интерьера необходимо иметь в виду особенности восприятия цвета. Цвет окрашенных поверхностей вос­принимается по-разному в зависимости от освещения. Например, при лам­пах накаливания теплые цвета становятся более насыщенными и чистыми, а холодные — серыми и грязными. При свете люминесцентных ламп типа ЛД (дневные) цвет почти не искажается, но при свете люминесцентных ламп других типов восприятие цвета меняется.

Изменяется восприятие цвета при скольжении взглядом по разноокра­шенным поверхностям (так называемый последовательный контраст).

Светлые оттенки цветов улучшают освещение, создают впечатление лег­кости, способствуют поддержанию чистоты. В пользу светлых оттенков цве­тов и теплых тонов говорят и соображения экономические: выгодная отдача светового потока и увеличение доли отражения света в помещении. Светлый тон — лучший фон для движущихся предметов и людей. На крытых теннис­ных кортах игроки и мяч видны главным образом на фоне пола и задних стен. Высоколетящие мячи игроки видят на фоне потолка, а зрители - на фоне трибун. Потому для пола и стен, а также для разметки корта не следует применять материалы с направленным отражением. Стены и пол теннис­ных залов рекомендуется окрашивать в один цвет, при этом коэффициент отражения пола следует выбирать около 25%, коэффициент отражения стен — 20-60 %, а потолка — выше 60 % для того, чтобы снизить яркостный контраст между световыми приборами и потолком. Считают, что контраст­ная цветовая гамма интерьера помогает спортсменам лучше видеть движу­щиеся спортивные объекты (шайбу, мяч), точнее определять их скорость и направление. Такой цветовой контраст в зале целесообразнее гладкого, од­ноцветного фона.

Физиологически оптимальными называют цвета, наименее утомляю­щие человека (желтый, желто-зеленый, зелено-голубой) и относящиеся к среднему участку спектра. Крайние участки спектра составляют актив­ные (красный, оранжевый) и пассивные цвета (синий, фиолетовый). Ак­тивные цвета действуют на человека возбуждающе, стимулируют организм