logo
физкультурно-спортивные сооружения (аристова)

12.4.2. Функциональные (спортивно-технологические) требования

Сооружения для укрепления береговой зоны

При неблагоприятных гидро- и метеорологических явлениях возникает необходимость в особых гидротехнических сооружениях.

Молы (дамбы) защищают от волн и наносного донного песка. Камен­ный мол устраивают из валунов или естественного строительного камня, но лучше использовать готовые бетонные элементы определенных геомет­рических форм, обеспечивающие при их укладке сцепление друг с другом. Каменные молы позволяют избежать строительства причалов (рис. 12.4.1).

Шпунтовые стенки, как правило, устраиваются наряду с каменными молами и состоят из забиваемого в грунт сортового проката. Сторона мола со шпунтовыми стенками, обращенная к пристани, может совмещаться с причалом.

Плавучие понтоны изготавливаются из стали, железобетона с полыми камерами и могут находить применение как молы и причалы (рис. 12.4.2).

Забральные стенки состоят из забиваемых свай с прикрепленными к ним элементами причалов и фартуков. Подводная часть фартука должна иметь погружение не менее 2м для гашения волны (рис. 12.4.2).

Железобетонные опускные кессоны после их установки на грунте запол­няются песком, щебнем или гравием. Поверх кессона кладется плита, вы­полняющая функцию причала (рис. 12.4.2).

Для укрепления береговой зоны оправдали себя также посадки некото­рых деревьев (ольха и др.), кустарников и камыша в сочетании с засыпкой трамбованным камнем и щебенкой.

При слабых грунтах рекомендуется применение фашин с заполнением пространства между деревянными сваями пучками ветвей и другими расти­тельными материалами, а также волокнистыми матами.

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ СООРУЖЕНИЯ 391

Стоянки судов

Стоянками судов на воде могут служить рейды и места у причалов. Наи­более целесообразна система причалов, образующая гавани.



Акватория гавани включает площадь причальных сооружений и площадь для маневрирования. В гавани, обслуживающей преимущественно парусные суда, маневрирование под парусами, как правило, не производится. Киле­вые суда подводятся к стоянкам посредством двигателей, а швертботы — на веслах. Швертботы поднимают из воды и содержат на специальных площад­ках. Расстояние между двумя судами на стоянке зависит от способа их креп­ления к причалу (рис. 12.4.3). Маневренная площадь для места стоянки опре­деляется, исходя как минимум из полуторной длины преимущественного типа судна, для средних и больших килевых судов принимается не менее трех длин.

Причалами для судов служат обычно мостки, не только обеспечиваю­щие удобную связь между судном и берегом, но и служащие опорой для подводки питающих коммуникаций.

Для мостков используются два типа конструкций: на основе свай и с применением плавающих или затопленных понтонов. Легкие деревянные мостки во избежание повреждений льдом после летнего сезона рекоменду­ется демонтировать. Отметку свай в уровне воды рекомендуется защищать оболочкой из металла, сборных железобетонных элементов или пластмасс. Для пешеходной части оптимально применение деревянных досок — они достаточно шероховатые и легкозаменяемые.

Наиболее современны мостки на основе пластмассовых понтонов. Их легко демонтировать и наращивать, кроме того при ледоставе они без по­вреждений выталкиваются наверх.

Для мостков любых типов обязательно устройство легкого ограждения, а для протяженных мостков — стационарных перил и освещения.

Сооружения и средства транспортировки судов

В зависимости от типов судов для их транспортировки с воды к местам стоянок на берегу могут служить рампы, слипы, различные подъемные ус­тройства в сочетании с тележками (кильблоками) или автоприцепами.

Рампы для спуска и подъема из воды легких судов (швертботов) пред-