logo search
Лукьянова Рекреационные комплексы

1.3.6. Архитектура водного туризма

Передвижные мобильные туристские учреждения, размещаемые на акваториях, повлияли на развитие водного туризма. В начале 60-х годов бум водного туризма был вызван появлением более дешевых прогулоч­ных судов из пластических материалов. Это потребовало создания до­полнительных портов и лодочных паркингов. В США с этой целью от моря были проведены каналы-лагуны — марины. Во Франции найдены

новые принципы сочетания сезонного жилья, водного спорта и храи прогулочных судов. Так, в портах Сент-Максиме (вблизи курорта Тропе на Средиземном море) и Довиль-сюр-Мер (Ла-Манш, Франци центре водного массива расположены дома для проживания, окружен портовыми причальными устройствами. Комплекс водного туризма вк чает дома для проживания и лодки для организации активного отды.

В середине 60-х годов были разработаны первые фантастическ проекты создания необычной среды отдыха на воде, под водой, под земле в космосе. Это проекты плавучих городов-воронок системы Интерт лис, которые предлагается внедрить в заболоченных районах; проекп города-поплавка для расселения в океане. Например, порт Камарг (Фран ция) был построен на заболоченной равнине.

В начале 70-х годов в зарубежной практике появились плавучие туристские сооружения (рис. 1.47), размещаемые на баржах, дебаркадерах.

Рис. 1.47. Плавучие туристские учреждения:

а — разрез комплекса туристской базы: 1 — поплавковые камеры; 2 — обеденный зал; 3 — солярий; 4 — крытый плавательный бассейн; 5 — номера; 6 — прогулочные галереи; 7 — площадка для спортив­ных занятий; 8 — клуб; 9 — пово­ротный парус; б — план 1-го эта­жа: 1 — вестибюль с административно-приемными помещениями; 2 — солярий; 3 — открытый плава­тельный бассейн; 4 — холл; 5 — гар­дероб; 6 — парикмахерские; 7 — торговый киоск; 8 — коктейль-холл; 9 — обеденный зал; 10 — кухон­ные помещения; 11 — конференц- зал; 12 — прогулочная площадка

Основой конструкции дебаркадера служит тонкий железобе­тонный корпус прямоугольного или трапециевидного сечения. Впер­вые такие железобетонные конструкции грузовых судов появились еще в 40-х годах. Например, плавучая туристская база в Швейцарии с пя­тиэтажной надстройкой имеет трапециевидный железобетонный кор­пус; плавучее туристское учреждение в Греции в заливе Сароникс за­проектировано в виде полусферы, выполненной из тонкого железобе­тона.

В 70-х годах значительно расширилась типология туристских уч­реждений, связанных с водным спортом и отдыхом: ботель, флотель, акватель. Так, в 1973 г. в Канаде на берегу озера Гурон был построен комплекс: акватель с подводным парком «Фатом файв», в котором проло­жены маршруты для аквалангистов и акванавтов по наиболее интерес­ным местам на дне озера (заросли экзотических подводных растений, фрагмент затонувшего корабля).

Объемно-планировочное решение туристского учреждения у воды в большой степени зависит от ландшафта. Появились проекты подзем­ных туристских учреждений, формы которых не разрушали эмоцио­нальное воздействие природного пейзажа. Так, в Литве здание кафе на пляже в Ниде почти полностью погружено в песок, удачно сочетаясь с ландшафтом — приморскими дюнами.

Во Франции в 1971 г. был разработан проект подземной гостиницы на 424 номера. По замыслу гостиницу можно разместить в любом гео­графическом районе — в горах, в центре города, под транспортными артериями и площадями, под аэропортом. Наземная часть здания за­нимает небольшую территорию, обеспечивая прием туристов и верти­кальную связь с семью подземными уровнями.

Контрольные вопросы и задания

  1. Что определило ускоренное развитие водного туризма?

  2. Назовите виды плавучих туристских сооружений.

  3. Какова типология учреждений водного туризма?

  4. Какие условия определили появление фантастических проектов для вод­ного туризма?