logo search
физкультурно-спортивные сооружения (аристова)

12.5.3. Прыжки на лыжах с трамплина

Значительный рост в середине 70-х годов результатов в прыжках на лы­жах с трамплина стал возможен благодаря прогрессу в технике спорта. Усо­вершенствовались аэродинамика прыжка, экипировка и спортивное снаря­жение. Техника прыжка совершенствовалась благодаря специализированным тренажерам и интенсификации тренировочного процесса. Это повлияло на геометрические параметры трамплинов. Основной технологический показа­тель (отношение Н : N) уменьшился и, соответственно, изменилась вся цепочка геометрических параметров профилей трамплинов. Возросли требо­вания на стадии проектирования, стало обязательным выполнение динами­ческого контроля при расчете профилей трамплина.

Основные требования к трамплинам постоянны. Местность должна обес­печивать оптимальные условия для строительства и эксплуатации трампли­на. Следует максимально использовать ее естественный профиль.

При выборе места для трамплина надо принимать во внимание климати­ческие условия, при которых образуется сплошной естественный снежный покров не менее чем на 2 — 3 месяца; склон северной ориентации не дол­жен быть изолирован от мест для других зимних или летних видов спорта; склон должен быть надежно связан с автомобильными и иными видами дорог; при выборе склона желателен участок с лесом, населенным пунк­том, электро- и телефонной сетью; прыжки на трамплинах разрешаются при скорости ветра до 3 м/с, для чего трамплин должен быть защищен ле­сом или естественным возвышением (рис. 12.5.7).

Выполнение требований необходимо прежде всего для снижения доли риска ошибочных капиталовложений, которые возможны не только при проектировании и строительстве, но в основном при эксплуатации соору­жения.

Возведение спортивного трамплина и сопутствующих ему сооружений связано с серьезным вторжением в природную среду. Следовательно, до про­ектирования необходимо изучить последствия такого вмешательства и най­ти соответствующие экологические компенсации. При условии профессио­нального трассирования профиля и плана трамплина на участке можно со-

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ СООРУЖЕНИЯ 401

кратить бесхозяйственное истребление леса и провести мероприятия, со­действующие восстановлению окружающей среды. К началу проектирова­ния трамплина нужна всеобъемлющая геомеханическая оценка возможно­сти оползней. В горах необходима проверка на лавиноопасность.

Классификация трамплинов для прыжков на лыжах по действующим правилам ФИС (Федерации лыжного спорта) включает пять групп:

  1. Малые трамплины с максимальной длиной полета от 20 до 45 м Н : N = 0,36 - 0,50

  2. Средние трамплины с длиной полета

от 50 до 70 м Н : N = 0,46 - 0,53

  1. Нормальные трамплины с длиной полета от 75 до 90 м Н : N = 0,49 - 0,53

  2. Большие трамплины с длиной полета от 105 до 120 м Н : N = 0,51 - 0,55

  3. Трамплины для полетов

от 145 до 185 м Н : N = 0,55 - 0,57

На стадии проектирования трамплина выполняется привязка расчетно­го профиля к рельефу (рис. 12.5.8). Одновременно следует учитывать геологи­ческие данные и проверять устойчивость проектного профиля земли от на­грузок искусственных сооружений.

Основные обозначения геометрических элементов принимаются по пра­вилам ФИС:

Р — начало участка приземления;

К - критическая точка (конец участка приземления, начало кривой R,-дуга выката);

О - край стола отрыва;

М — зона приземления от Р до точки К, в метрах;

W - расстояние от края стола отрыва О до критической точки К, в метрах;

402 ■ физкультурно-спортивные сооружения

Н — вертикальная проекция, в метрах;

N — горизонтальная проекция W, в метрах;

H:N — один из основных показателей трамплина;

а — угол наклона стола отрыва, в градусах;

b - наклон горы приземления в зоне М, в метрах;

b° — угол наклона горы приземления под столом отрыва;

С - угол наклона прямолинейного участка горы разгона, в градусах;

R1 — радиус дуги окружности горы разгона между прямолинейным учас­тком и столом отрыва, в метрах;

R2 - радиус дуги окружности от К до выката, в метрах;

R3 — радиус дуги окружности горы приземления от уступа стола отрыва до точки Р, в метрах;

R4 — конечный радиус дуги окружности, приходящий в точку Р, в метрах;

Т - длина стола отрыва, в метрах;

S — высота стола отрыва, в метрах;

Е - длина разгона от верхнего старта до начала стола отрыва, в метрах;

е — зона стартовых вышек (площадок);

B1 — ширина горы разгона, в метрах;

В2 - ширина горы приземления в точке К, в метрах;

А — длина площадки остановки, в метрах;

Vo — проектная скорость на столе отрыва;

D - горизонтальное расстояние от края стола отрыва О до нижнего уров­ня окна судьи по стилю, в метрах;

Q — горизонтальное расстояние от оси трамплина до лицевого плана судейской вышки, в метрах;

d — разница высот между столом отрыва и полом кабины крайнего судьи по стилю;

Длина стола отрыва Т= 0,25 Vo

Высота стола S = 0,03N (приблизительно)

Наклон горы приземления bо = 0,25 Vo из-под стола отрыва.

Прямая вставка на горе приземления М = 0,20 W зона приземления.

Длина выката А = 3 Vo до 4 Vo при горизонтальном выкате.

Величина дуг окружностей определяется в зависимости от угла наклона горы приземления:

R1 min = 0,13 Vo для горы разгона при наклоне до 35°

R1 max = 0,14 Vo для горы разгона при наклоне свыше 35°

R1 =0,17V0

R2 =0,14 Vo = 91 - 185м

R2 =0,17V0

R3 = 1,2 W (приблизительно)

R3 = 2,4 W (приблизительно).

Стартовая зона. Вертикальное расстояние между стартовыми площадка­ми должно быть не более 0,6м. Все старты нумеруются по порядку, начиная с первого до самого низшего. Стыковка дуги окружности в зоне R1 должна быть рассчитана по касательной. По аналогии выполняется стыковка R3 и R2

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ СООРУЖЕНИЯ 403

с прямой вставкой М. Гора разгона на всем протяжении должна быть не менее 2,5 м. При расчете профиля трамплинов необходимо соблюдать рас­четную дальность прыжка (К), кратную 5,0 м.

При проектировании комплекса трамплинов следует учитывать разницу между ними (W), равную 20,25 м.

Длина полета до точки К и отношение H:N определяют конкретную скорость, исходя из условий скольжения и угла наклона горы разгона. По представленным диаграммам видна функциональная зависимость между H:N, W,V для одной из конкретных кривых исходя из угла наклона на столе отрыва. Для расчета геометрических параметров трамплина применяют сле­дующие формулы: исходные Voм/с, расчетные Н и N, в метрах.

Начало горы приземления от стола отрыва по ширине должно быть как минимум 0,08W. Далее ширина горы приземления равномерно расширяется до точки К и доводится до В2 = 0,19W. На малых трамплинах ширина горы приземления должна быть не менее 5м. Судейские вышки размещаются со­гласно рис 12.5.8. D = 0,5W - 0,7W; Q = 0,2W - 0,4W.

Расположение судейской кабины возможно как слева по ходу, так и справа. Кабины судей по стилю должны быть отделены друг от друга, иметь мини­мальные размеры 0,8 х 0,8м и подниматься вверх к столу отрыва в виде лестницы в соответствии с траекторией полета. Передний план судейской вышки должен быть параллелен оси трамплина. Для трамплина с искусст­венным покрытием действуют те же нормы, что и для снежных.