Введение
Актуальность работы. По оценке экспертов ВТО – Всемирной Туристской Организации Россия к 2010 году должна была войти в первую десятку наиболее привлекательных стран для совершения туристских поездок. Однако, этого не произошло, в том числе, по причине слабого развития гостиничной инфраструктуры, которая в нашей стране существенно отстает не только от развитых стран, но и от многих развивающихся.
В настоящее время в индустрии гостеприимства доминируют транснациональные конгломераты, именуемые на русском языке «сетями» (в английской языковой картине мира принят более точный образ «цепочек» (chains), подобно которым эти империи растянулись по Земному шару). Глобализация индустрии сопровождалась развитием современных управленческих форм: приобретение лицензионных прав (франшизы), индустрии партнерства, стратегических альянсов, синдицирование, договоры на аренду (лизинг) управление по контракту и т.д. [16, C. 6].
К сожалению, в нашей стране гостиничный бизнес по многим причинам не достиг такого размаха, как за рубежом, изучение экономических и управленческих основ его еще не превратилось в хорошо разработанную отрасль экономической науки, а менеджменту и маркетингу услуг гостеприимства только в последние годы начали обучать на университетском уровне. В этих условиях актуальным представляется освоение зарубежного опыта, а также исследование отечественной практики использования мировых тенденций развития индустрии гостеприимства. По этой причине изучение и использование иностранного (мирового) опыта для России остается актуальным. Перемены в экономике и политике, происшедшие в России за последние несколько лет, поставили нас перед необходимостью заново осмысливать и определить место и роль индустрии гостеприимства в России и мире. Актуальность данного исследования подчёркивается необходимостью применения мирового опыта развития индустрии гостеприимства в России, в целях стимулирования общего развития туризма, которое сдерживается, в том числе, архаичной системой организации и управления индустрией гостеприимства.
Объект исследования – история и современные направления развития мировых гостиничных цепей как основа для оптимизации и модернизации индустрии гостеприимства современной России.
Предмет исследования – особенности современного состояния и перспективы развития мировых гостиничных цепей в разных регионах мира и России.
Цель работы - провести всесторонний и обстоятельный анализ развития современных мировых гостиничных цепей, выявить основные тенденции и перспективы их развития в мире и России.
Задачи исследования:
- Рассмотреть понятие и сущность мировых гостиничных цепей, как ведущей современной формы организации гостиничного бизнеса в глобальном масштабе.
- Изучить историю развития и формирования гостиничной индустрии в разных регионах мира (Европа и Америка) и России.
- Провести статистический и картографический анализ современного состояния международных гостиничных цепей по регионам мира.
- Проанализировать современное состояние развития международных гостиничных цепей в России и определить перспективы развития национальных гостиничных цепей.
Новизна исследования состоит в том, что:
1. Выявлены основные направления развития индустрии гостеприимства в мире.
2. Проведен статистический и картографический анализ развития мировых гостиничных цепей по регионам мира.
3. Рассмотрены перспективы развития национальных гостиничных цепей в России.
В работе применялись следующие методы исследования: статистический, картографический, сравнительно-географический, системный анализ научной литературы. Для подготовки картографического материала использовалась геоинформационная среда (ГИС) ArcView 3.3, для обработки статистического материала применились возможности программного пакет MS Excel.
Теоретическая значимость исследования. Представляемая работа является теоретико-экспериментальным исследованием проблемы применения зарубежного опыта в России.
Практическая значимость исследования заключается в анализе развития мировых гостиничных цепей на конкретных примерах, что может быть использовано, как эффективных опыт для развития национальных гостиничных цепей. Глубокое изучение и осмысление изложенного в работе материала, применение его на практике может повысить эффективность процессов, характеризующих современную индустрию гостеприимства России.
Методологическую и информационную основу работы составили исследования, а также систематизация и анализ статистических материалов, отчетных материалов, литературных источников, в том числе зарубежных авторов. Например, это работы: Уокер Дж. Р. (2006); Firat AF, Dholakia N. (2009), Харрис Г., Кац К.М. (2006), Урри Дж. (2005) и др.
Влияние современных тенденций, в том числе глобализации, на развитие туризма и индустрии гостеприимства является предметом исследования многих современных ученых. В частности вопросов развития мировых гостиничных цепей, как глобальной тенденции касались: Азара В.И., Афанасьева А.Е., Борисова К. Г., Нэсбитт Дж., Сенина П.Б., Семина В.С., Соколова М. В., Эбурдина П. и др. Значительный вклад в исследование экономики международного туризма и индустрии гостеприимства внесли такие исследователи, как - Зорин Г.А., Квартальнов В.А, Ефремова М.В., Папирян Г.А., Александров А.Ю., Бахтияров И. Гуляев В.Г. и др. В работе использованы экономические и статистические данные Всемирной Туристической Организации, опубликованные на сайте www.world-tourism.org, Росстата. Ростуризма и данные Госкомстата России «Туризм в цифрах».
Структура работы: введение, четыре главы, заключение, список использованной литературы и приложения. В первой главе раскрываются теоретические основы изучения мировых гостиничных цепей, даются основные определения, принятие в мировой и российской науке, раскрывается сущность и преимущества гостиничных цепей, как эффективной системы организации бизнесе в индустрии гостеприимства.
Во второй главе разбираются исторические вопросы становления и развития мировых гостиных цепей, в том числе исследуется история развития гостиничных цепей в России.
В третьей главе, на основе данных статистического и картографического анализа исследуется современное состояние мировых гостиничных цепей в разных регионах мира, а так же определяются перспективы их развития.
В четвертой главе проводится анализ деятельности мировых гостиничных цепей в России, определяются проблемы и перспективы развития национальных гостиничных цепей.
- План-график выполнения выпускной квалификационной работы
- Отзыв руководителя выпускной квалификационной работы
- Отзыв рецензента о выпускной квалификационной работе
- Реферат
- Оглавление
- Введение
- Глава 1. Методические подходы к изучению индустрии гостеприимства
- 1.1 Общие понятия в гостиничной индустрии
- 1.2 Гостиничные корпорации и цепи
- Глава 2. История развития и формирования гостиничной индустрии
- 2.1 История развития гостиничных цепей Европы
- 2.2 История развития гостиничных цепей Америки
- 2.3 История развития гостиничных цепей России
- Глава 3. Современное состояние международных гостиничных цепей
- 3.1 Современное состояние Европейских гостиничных цепей
- 3.2 Современное состояние Американских гостиничных цепей
- 3.3 Современное состояние Азиатских гостиничных цепей
- 3.4 Современное состояние Африканских гостиничных цепей
- Глава 4. Российские гостиничные цепи
- 4.1 Современное состояние и перспективы развития международных гостиничных цепей в России
- 4.2 Формирование национальных гостиничных сетей в России
- Заключение
- Список использованной литературы
- Приложение
- Индивидуальное задание