4.1 Современное состояние и перспективы развития международных гостиничных цепей в России
Российский туризм становится гармоничной часть мировой туристкой системы. Сегодня следствия глобализации все больше проявляются в российской индустрии гостеприимства. Россия стоит на пороге коренных преобразований и тот бизнесмен, кто это осознает одним из первых - получит возможность максимально выгодно использовать сложившуюся ситуацию в своих коммерческих интересах. Российский рынок туристических услуг является в настоящий момент самым перспективным рынком в мире, поскольку он огромен, поскольку он не был полностью сформирован во всём многообразии его перспектив в эпоху исторического материализма, а тот его сегмент, который был раскручен советской властью, сейчас находится в стадии полураспада. Поэтому Россия располагает совершенно уникальной возможностью отстроить огромный российский рынок туристических услуг в соответствии с самыми современными тенденциями развития мирового туристического рынка, озвученными выше, и во всём многообразии его региональных возможностей.
Сейчас в России наблюдается гостиничный бум, поэтому у нас наконец-то вообще стали появляться отели, в том числе частные. В настоящее время в России насчитывается почти 3,4 тыс. гостиниц. Лишь 4% из этого количества находится в иностранной и совместной собственности или имеют договоры на управление или франшизу с какой-либо известной иностранной компанией.
На первом этапе освоения мировыми гостиничными цепями российского рынка создавались дорогие и престижные отели. Это, например, Holiday Inn Hotels and Resorts, Hyatt Hotels and Resorts, Utell и др.
На втором этапе стали создаваться отели более низких категорий, в частности трехзвездных. Например, гостиничная цепь Synxis уже имеет объекты в 38 городах России. На повестке дня также их внедрение в регионы и известные туристические центры России.
Сегодня в России работают известные мировые гостиничные цепи (см. рис. 26).
Рис. 26. Характеристика присутствия мировых гостиничных цепей в России по количеству отелей (составлено автором по данным [11, 33, 34, 40])
Крупнейшая мировая гостиничная цепь представленная в России это Synxis, которая имеет объекты в 38 городах России, как городах миллионерах, так и крупнейших и крупных. Однако, эта сеть специализируется на небольших отелях, поэтому значение дайной цепи в России не велико. Объект управляемый Synxis работает и в Рязани – это отель «Русская Тройка». В основном, крупные гостиничные цепи имеют в России по 2-4 объекта.
По числу комнат крупнейшие цепи, работающие на территории России это:
«Carlson / Radisson / SAS» (США). Отели:
«Рэдиссон-Славянская» (5 звезд) - Москва, 430 номеров
«Рэдиссон-Лазурная» (4 звезды) - Сочи, 300 номеров
«Marco Polo Hotels and Resorts» (Австрия). Отели:
«Марко Поло Пресня» (4 звезды) - Москва, 68 номеров
«Москва Палас отель» (5 звезд) - Москва, 221 номер
«Палас отель Невский» (5 звезд) - Санкт-Петербург, 287 номеров
«Береста Палас отель» (4 звезды) - Новгород, 250 номеров
Компания также имеет гостиницы в Грузии и Казахстане. «Marco Polo» предлагает отели трех видов: высококлассные отели 5 и 4 звезд, отели «Club Marco Polo» для отдыха с активными занятиями спортом и отели экономического класса «Stop and Sleep».
«Ассог» (Франция). Отели:
«Новотель» (4 звезды) - Москва, 488 номеров
«Софитель» (4 звезды) - Москва, 195 номеров [42]
Гостиничная цепь «Ассог» является крупнейшей в Европе. Она предлагает отели различных классов и выступает на рынке с разными марками. Марки «Пульман», «Софитель», «Новотель» - это отели высшего класса; марки «Алтеа / меркур» - среднего класса; марки «Архад, Ибис / Урбас» - отели 2 звезды, и отели «Формула 1» - 1 звезда.
Рис. 27. Крупнейшие мировые гостиничные цепи по числу комнат на территории России (кол-во номеров) (составлено автором по данным [42])
Так же в России представлены такие крупные мировые гостиничные цепи как: «Inter-Continental Hotels» (Великобритания), управляющая отелем «Метрополь» (5 звезд) - Москва, 403 номера. Канадская «IMP Group Ltd», которой принадлежит отель «Аэростар» (4 звезды) - Москва, 413 номеров и др.
Рынок России привлекает в настоящее время и другие международные гостиничные компании, в том числе «Hilton» и «Choice Hotels Intern». В России планируется создание собственных гостиничных цепей. Например, ВАО «Интурист» создает гостиничную цепь «Интурист Корона». Создана гостиничная цепь «Интуротель -ЕвроАзия», учредителями которой стали члены Ассоциации «ЕвроАзия»; в Орле - АО «Орелинтурист», в Сочи - АО «Гостиничный комплекс "Жемчужина"» и т. д.
Иностранные инвесторы интересуются в основном Москвой и Санкт-Петербургом и готовы вкладывать деньги в строительство гостиниц в этих городах. Однако в обеих столицах существуют сложности с получением участков. В России при создании гостиниц, принадлежащих мировым гостиничным цепям, наиболее распространен франчайзинговый договор, предусматривающий продажу лицензии на использование торговой марки и прав на участие в системах сбыта и маркетинга сети: московские гостиницы «Мариотт Ройял», «Мариотт Грандъ», «Тверская» (сеть «Marriott»); отель «Холидэй Инн Виноградово» (сеть «Holiday»). При такой форме сотрудничества мировая гостиничная сеть не занимается вопросами менеджмента в отдельно взятой гостинице. Так, например, три московских отеля сети «Marriott» управляются компанией «Interstate», а гостиница «Националь» является муниципальным предприятием. [40]
Другим видом межфирменного обмена является заключение между организациями индустрии туризма контрактов на управление, которые широко используются гостиничными цепями для расширения сфер влияния и проникновения на новые туристские рынки. По контракту компания обычно имеет ограниченную финансовую ответственность и во всех случаях получает доход, который зависит от величины прибыли гостиницы. В России также наряду с франчайзингом и контрактом на управление широкое распространение получила практика создания совместных предприятий (СП) (см. рис. 28).
Рис. 28. Характеристика московских отелей, входящих в международные гостиничные сети (составлено автором по данным [11, C. 132])
Напрмиер, курпнейшие работающие в России цепи по системе СП это «Новотель» (Шереметьево), «Рэдисон Славанякая», «Ренессанс Москва».
В этом случае цепь становится инвестором проекта, привнося в него свой капитал, ноу-хау и участвуя в дальнейшем в прибылях отеля. Схема образования совместных предприятий в индустрии туризма сводится примерно к следующему: имеются два или более инвесторов — собственники будущего отеля, которые несут финансовые риски коммерческой деятельности строящегося объекта в рамках своей доли в уставном капитале гостиничной организации. [31].Именно высококлассные отели в первую очередь притягивают иностранных гостей, прибывающих в нашу страну. Не обходят их вниманием и бизнесмены. Отечественных предпринимателей в гостиницах высокого уровня в четыре раза больше, чем тех, кто приезжает на отдых. Среди иностранных гостей этот разрыв составляет приблизительно 20%. А поскольку деловые поездки продолжают превалировать над другими видами путешествий, роль отелей высоких категорий в российской индустрии гостеприимства остается весьма значимой. В основном отели, представляющие в России международные гостиничные сети, сконцентрированы в Москве и Санкт-Петербурге.
В настоящее время ситуация изменилась. Инвестор, дающий заемный капитал на строительство отеля, не отвечает за дальнейшее развитие деятельности отеля, его интересует лишь вопрос возвратности средств, вложенных в строительство. Инвестор не принимает участия в эксплуатации объекта, однако он рассматривает наличие известной торговой марки как фактор, повышающий престижность отеля на туристском рынке. Приобретение известной торговой марки в настоящее время наиболее вероятно путем заключения франчайзинговых отношений.
Количество объединенных в сеть объектов ещё нигде в России не превысило 20. (Для сравнения: у одного Holiday Inn более полутора тысяч гостиниц по всему миру, у группы Accor в два раза больше) Ну, о чём можно говорить, когда по всей России всех вместе взятых гостиниц менее 4 тысяч, а её доля в мировой индустрии гостеприимства составляет всего 1%. И тем не менее наработка опыта, эксперименты, реализация проектов неумолимо ведёт новоявленных сетевиков к решению стоящих перед ними проблем.
Операторы международных цепей, работающих в России, считают, что этот рынок имеет более высокие показатели спроса, чем в Западной Европе. Динамика прироста основных экономических показателей здесь выше, чем на соседних рынках. Все это способствует тому, что международные операторы позитивно рассматривают перспективы проникновения/расширения своего присутствия в нашей стране.
В итоге можно заключить, что российский гостиничный рынок включается в глобальные процессы, однако, проникновения мировых гостиничных цепей на территорию нашей страны происходит очень медленно, многие проекты на территории нашей страны реализовать так и не удалось. В целом, можно говорить, что Россия пока только в начале пути – число объектов в сети обычно не превышает 4 отелей, мировые лидеры очень осторожно выходят на российский рынок, многие проекты еще находятся в стадии разработки или строительства. В основном международные сети работают по системе франчайзинга или по контракту на управление с уже действующими российскими отелями
- План-график выполнения выпускной квалификационной работы
- Отзыв руководителя выпускной квалификационной работы
- Отзыв рецензента о выпускной квалификационной работе
- Реферат
- Оглавление
- Введение
- Глава 1. Методические подходы к изучению индустрии гостеприимства
- 1.1 Общие понятия в гостиничной индустрии
- 1.2 Гостиничные корпорации и цепи
- Глава 2. История развития и формирования гостиничной индустрии
- 2.1 История развития гостиничных цепей Европы
- 2.2 История развития гостиничных цепей Америки
- 2.3 История развития гостиничных цепей России
- Глава 3. Современное состояние международных гостиничных цепей
- 3.1 Современное состояние Европейских гостиничных цепей
- 3.2 Современное состояние Американских гостиничных цепей
- 3.3 Современное состояние Азиатских гостиничных цепей
- 3.4 Современное состояние Африканских гостиничных цепей
- Глава 4. Российские гостиничные цепи
- 4.1 Современное состояние и перспективы развития международных гостиничных цепей в России
- 4.2 Формирование национальных гостиничных сетей в России
- Заключение
- Список использованной литературы
- Приложение
- Индивидуальное задание