logo
506315_0F92B_mirovye_gostinichnye_cepi

4.2 Формирование национальных гостиничных сетей в России

Вопрос создание национальных гостиничных цепей остается для России сложным, но актуальным. Первые попытки создать российские гостиничные цепи отмечались в 90-е годы прошлого века, однако, по настоящему процесс начался только с началом нового тысячелетия. Что касается заимствования практики и создания собственных гостиничных цепей в российском гостиничном бизнесе, то такие примеры уже есть, но, к сожалению, пока их очень немного. В октябре 1997 года в Москве была создана первая российская гостиничная цепь - «Норд-отель», представляющая собой добровольное объединение из двенадцати гостиничных предприятий различных организационно-правовых форм Северо-Восточного округа Москвы, таких как «Алтай, «Байкал», «Восток», «Заря», «Звездная», «Золотой Колос», ММК «Молодежный», «Останкино», «Саяны», «Турист», «Ярославская», ГАО «Москва» (25% гостиничных мест Москвы) [3, C. 411].

Специалисты отмечают, что в 2003-2004 гг. в области внешнего управления гостиничными объектами, что в нашем случае равнозначно процессу создания гостиничных цепей, был совершен настоящий прорыв. [ ] В этот период начали появляться крупные российские проекты в сфере гостиничного бизнеса. Так, «Дельта капитал менеджмент» объявляла о намерении создать в России в ближайшие десять лет цепь из 50-ти трехзвездных гостиниц под маркой Country Inn корпорации Rezidor SAS. Затем АКБ "Доверительный и инвестиционный банк", дочерняя структура группы «Менатеп», в сотрудничестве с «Сэйбр Проджектс» распространил в печати информацию о предполагающемся строительстве в России сети недорогих гостиниц, управлять которой будет международный оператор Marriott. Подобные проекты были у «Альфа-банка» и компании «Ренессанс».

Сейчас делаются только первые шаги к развитию отечественных цепей, которые насчитывают за редким исключением 4 - 8 объектов. Это и «сеть» Гелиопарк-отелей (два объекта в Подмосковье в собственности и один объект в Сочи в управлении), и СОФТ-Проект («Ирис Конгресс Отель» в Москве).

Негосударственные структуры различного рода неоднократно предпринимали попытки создать гостиничную цепь или гостиничную управляющую компанию, предлагающую услуги внешнего руководства для предприятий этой сферы. Например, компания «ЮМАКО», управляющая и владеющая гостиницей «Катерина» в Москве, в 2001-2002 гг. управляла по договору московским отелем «Ирис». Сейчас эта организация, позиционирующаяся как управляющая компания, работает преимущественно в Сочи, хотя периодически получает из различных регионов предложения взять тот или иной отель в управление. Некоторое время назад в прессе прошла информация о передаче «ЮМАКО» московской гостиницы «Байкал», но, видимо, сделка по каким-то причинам не состоялась. [40]

Департамент инвестиционных программ Правительства Москвы, в период руководства Лужкова. Был готов инвестировать около 70 млн долл. США в строительство в столице и регионах десяти трехзвездных гостиниц. Для управления ими предлагалось пригласить российских специалистов из группы «Интурист» или создать новую компании на базе «Интеко».

Об аналогичных намерениях (строить и управлять построенным) сообщили группы «Бонита» (владеющая двумя гостиницами в Казахстане) и «Русское золото».

Как можно заметить, во всех перечисленных случаях гостиничная цепь создавалась на базе объектов, имевших общего собственника, который или совмещал функции владения и управления («ЮМАКО», «Бонита»), или приглашал внешнего управляющего, например, российского (ДИПС, АФК «Система»), или иностранного («Русское Золото», «Дельта Капитал», Basel и т.д.).

«АФК Система» для управления гостиничными объектами эта компания создала специализированную структуру «Интурист хотелз групп», так что формальные признаки здесь вроде бы соблюдены: есть отели, есть внешнее управление. Но полноценной гостиничной цепью эту структуру все же назвать нельзя, так как у нее нет основного признака – бренда, что подразумевает гомогенность объединяемых объектов, наличие собственных производственных стандартов, соответствующего протокола работы и кадрового резерва, позволяющих тиражировать нужное качество на новых площадках [31].

Замечания в адрес «Интурист хотелз групп» справедливы и в отношении другого претендента на формирование первой российской гостиничной цепочки, который появился в начале 2005 г. – AMAKS.

Интересные проекты реализует Orange Ring Hotels Management (ORHM) самая молодая на рынке. Она полностью перешла на западные схемы ведения бизнеса. За короткое время ей удалось уже внедрить 5 комплексов в регионах России, и 8 ещё находятся на разных стадиях завершённости. ORHM управляет не только рекреационными отелями и комплексами класса люкс, но и городскими гостиницами бизнес-класса. Популярны у инвесторов также бутик-отели.

Быстрыми темпами развивается национальных гостиничный брэнд - «Русские отели», который, прежде всего озабочены созданием brend-book, формированием традиций и устава Изначально созданная в 2004 году компания планировала инвестировать в строительство 3-4* гостиниц, создав вскоре крупнейшую российскую сеть бизнес-отелей.

В количественном выражении (по числу отелей) в России по данным 2008 года лидировали следующие гостиничные цепи (см. рис. 29).

Рис. 29. Крупнейшие российские гостиничные цепи по числу отелей в группе, (кол-во отеле), 2008 г. (составлено по [42])

По числу отелей входящих в группу лидером среди российских гостиничных цепей является -ООО «Гринэкспресс» - 14 отелей и около 600 номеров. Группа ООО «Юмако» управляет 9 отелями и около 4000 номеров. ОАО «Интурист Отель Групп» состоит из 8 отелей и около 3000 номеров, а «Гелиопарк Отель Менеджмент» имеет 5 отелей и около 25оо номеров. Сегодня в систему «Гелиопарков» входят три пансионата отдыха: два в Подмосковье и один в Тверской области, а также сочинская гостиница «Приморская», переданная этой группе в управление. На стадии реконструкции и строительства находятся еще четыре объекта – в Туле и подмосковных Михнево, Скобеево и Бородино. Несмотря на успех двух первых отелей, этот пример пока только первый шаг на пути к созданию серьезной гостиничной корпорации, хотя здесь уже появляются некоторые формальные признаки цепи – общее название, общность продукта. В то же время передача «Приморской» в управление HHM никак на этой гостинице пока не отразилась. И этой компании предстоит развиваться не только вширь, наращивая объемы, но и «вглубь материи», совершенствуя менеджмент и работая над имиджевыми характеристиками.

В количественном отношении (по числу номеров - 1200) так же лидирует AMAKS Grand Hotels, ударно скупившая 13 отелей разной вместимости и классности в регионах. Большинство из них - старые гостиницы советской постройки, типа «Турист» и «Спутник». AMAKS проводит их поэтапную реконструкцию, постепенно достигая определённой унификации общего продукта. При этом отмечается, что в отечественных условиях ведения бизнеса каждое гостиничное предприятие предпочитает выживать само по себе, так что идеи объединения пока не пользуются большой популярностью.

Правда, компания, приобретая проблемные отели, проводит в них поэтапную реконструкцию, в результате которой может быть достигнута определенная унификация общего продукта и производственных процедур. Но пока сказать что-либо определенное в отношении гостиниц группы AMKAS сложно, слишком уж противоречива информация, доступная для анализа. С одной стороны, несмотря на изначальную разницу в уровне комфорта, все эти гостиницы объединяются в цепь «Гранд-отелей», что предполагает определенную элитарность. С другой стороны, компания говорит о позиционировании цепи на стыке среднего и верхнего сегментов (3-4 звезды, не более), да и один из первых отелей цепи – пермский «Турист» – выйдет на рынок после реконструкции под маркой «Премьер-отель». Как известно, в международной практике к этой категории относятся объекты среднего класса. [40]

Наибольшее число гостиниц расположено в центральной части России, немалую долю из них занимают гостиницы Москвы и Санкт-Петербурга. Так, в Москве гостиницы насчитывали в среднем 203 номера на 359 мест каждая, в Санкт-Петербурге -203 номера на 375 мест каждая. Эти же города являются центрами развития национальных гостиничных цепей. Развитие российских гостиничных цепей сдерживают самые разные факторы. Развитие рекреационной сети всегда было тесно связано с политико-экономической обстановкой в стране. Происшедшие в 90-е годы коренные изменения в политике, экономике и социальной сфере самым непосредственным образом сказались на состоянии гостиничного хозяйства России. Коэффициент загрузки по России в целом находится на уровне 39 %, при этом в гостиницах Москвы - 64%. Для сравнения приведем коэффициенты загрузки по регионам мира: Европа - 61 %, Северная Америка - 65%, Азия и Австралия-70% [3, C. 288]

Объективно в России насчитывается не более 20 высококлассных гостиниц. К этой категории можно отнести большинство отелей, входящих в международные гостиничные цепи. Как правило, российские гостиницы класса 4-5 звезд находятся в гостиничном совладении иностранных компаний или полностью управляются ими. Около 40 российских отелей соответствуют категории 3-4 звезды.

Сложности в распространении в России национальных гостиничных цепей, на мой взгляд, можно объяснить следующими причинами:

• российское законодательство не способствует развитию национальных гостиничных сетей (получение многочисленных лицензий, не определены вопросы собственности на тот или иной объект и т.д.), хотя федеральные и муниципальные программы развития туризма декларируют поддержку гостиничного хозяйства;

• отсутствие финансовых средств для развития отечественных гостиниц, невозможность их привлечения на фондовом рынке;

• инвестирование в гостиничный бизнес связано с большим риском из-за отсутствия полной, достоверной статистики по туризму и серьезной аналитики;

• недостаточное количество высокопрофессиональных управленцев и специалистов гостиничного бизнеса в России;

• руководство многих отечественных гостиниц преследует свои, узковедомственные или частные интересы и не стремится к вхождению в сети.

Таким образом, мировые тенденции в развитии индустрии гостеприимства во многом связаны с процессом глобализации, который играет определяющую роль во всем мировом хозяйстве в последние десятилетия. Для России необходимость модернизации индустрии гостеприимства нашей страны может быть решена с приходом в нашу страну гостиничных цепей и распространением их в регионах, т.к. это общемировая тенденция и в это сфере мировой опыт может быть полезен для России.

Приведенные примеры показывают, что создать свой бренд сложнее, чем купить несколько гостиниц. Многие претенденты понимают это и пытаются снизить возможные риски, приглашая, специальные управляющие компании, уже имеющие положительный опыт в данной сфере. Например, такие как «ЮМАКО» или Heliopark Hotel Management, которая в отличие от упоминавшихся выше, сделала имя в рекреационном сегменте и до недавнего времени не имела опыта управления городскими отелями.

Важное значение, будет иметь процесс формирования национальных гостиничных цепей в России, т.к. в настоящее время конкуренция переходит на этот уровень и вне таких цепей российским предприятиям индустрии гостеприимства будет сложно конкурировать с зарубежными компаниями.