2.1 История развития гостиничных цепей Европы
История развития гостиничных цепей неразрывно связна с историей индустрии гостеприимства. Первые гостевые предприятия — прообразы современных гостиниц, как и сама профессия по обслуживанию путешествующих людей, возникли в далеком прошлом — более чем за 2 тыс. лет до н.э. — в древневосточной цивилизации.
В Древней Греции в I тысячелетии до н.э. таверны являлись важным элементом социальной и религиозной жизни. Хотя в тавернах имелись помещения для размещения путешественников, в большей степени они предназначались для предоставления услуг питания [4, C. 33].
Наиболее разветвленная сеть постоялых дворов была создана на территории Римской империи. Постоялые дворы, особенно на главных дорогах, строились римлянами со знанием дела и для своего времени были вполне удобными. После падения Римской империи началась новая, качественно новая эпоха развития индустрии гостеприимства.
В период раннего средневековья предоставлением услуг гостеприимства для обыкновенных людей стали заниматься религиозные заведения, да и акценты в обслуживании стали другими. В Англии, например, постоялые дворы были теперь ориентированы уже не столько на путешествующих, сколько на пьющих. Если в те годы люди и путешествовали, то обычно их путешествия были связаны либо с королевским двором, либо с церковью [4, C. 37].
Огромную роль в появлении предприятий гостеприимства сыграло развитие торговых связей на Ближнем Востоке, в Азии и Закавказье. По территории этих регионов проходили крупнейшие торговые пути, по которым двигались караваны с товаром.
Для организации ночлега путешественников вдоль торговых путей создавались специальные пункты размещения — караванов; рай (помещения для пребывания и отдыха путников), включающие, как правило, помещения для людей и загоны для верблюдов и лошадей.
Толчок к развитию частных постоялых дворов и таверн был дан лишь в позднее Средневековье. Так, в Англии в 1530-х гг. король Генрих VIII перевел церковную собственность в светскую и странствующие уже не могли больше рассчитывать на бесплатный постой в монастырях и были вынуждены останавливаться на частных постоялых дворах [12, C. 56].
К XVI в. относится открытие в Западной Европе первых кофеен, ставших центрами культурной и литературной жизни того времени. Их появлению способствовало распространение таких экзотических напитков, как кофе и чай.
Слово «отель» появилось в XVIII в. во Франции первоначально отелем именовали многоквартирное здание, в котором квартиры сдавались на месяц, на неделю и даже на один день.
В конце XIX — начале XX в. в крупных городах Европы и Америки появились роскошные (пятизвездочные в современной терминологии) гостиницы, рассчитанные на удовлетворение спроса со стороны новых миллионеров и старой знати, для которых путешествия стали модным времяпрепровождением. Несколько таких гостиниц было построено и в России, например «Метрополь» и «Националь» в Москве, «Европа» в Петербурге [12, C. 57].
Индустрия гостеприимства превращается в важную отрасль. Строительством гостиниц, подготовкой кадров, вопросами ценообразования начинают заниматься гостиничные объединения, синдикаты, акционерные общества, корпорации. Наиболее заметными среди них были Лондонский синдикат владельцев гостиниц, французский Союз хозяев гостиниц и Международный союз владельцев гостиниц, объединивший владельцев 1700 гостиниц из различных стран мира.
Прототипы глобальных гостиничных объединений появились в Европе еще в конце 19 - начале 20 века. Гостиничные цепи - явление не новое в гостиничном бизнесе. Гостиницы, управляющиеся из единого центра, появились более полувека назад. Однако в начале этот феномен управления не получил широкого распространения [31].
С 1950-х гг. в организационной структуре управления гостиницами в мировой гостиничной индустрии утвердились различные модели организации гостиничного дела.
Европейская модель, она же исторически первая - модель Ритца, связана с именем швейцарского предпринимателя Цезаря Ритца. Многие престижные отели мира носят его имя. Например, отель “Ритц” в Париже. Основная ставка в этих гостиницах делалась на европейские традиции изысканности и аристократизма. В настоящее время эта модель переживает кризис. [17, C. 164]
Аренда (лизинг) стала популярной в 1950 – 1960-е годы. В гостиничной индустрии этот метод используется и в настоящее время, хотя реже чем прежде. Лизинговое соглашение позволяет и арендатору, и корпорации выйти на рынок или расширить на нем присутствие. При таком подходе отель арендуется за оговоренный процент обычно от 20 до 50% с валовых поступлений от продаж.
Во время инвестиционного бума 1980 х гг. гостиничные цепи (hotel chain) укрупнялись благодаря строительству новых и приобретению уже существующих отелей. Параллельно начался процесс объединения самих гостиничных цепей друг с другом с помощью слияний и поглощений. Эти процессы в совокупности послужили толчком к интенсивной глобализации гостиничной отрасли. В результате на современном рынке гостиничных услуг помимо крупных компаний, объединивших многочисленные бренды, работают как отдельные международные гостиничные цепи, так и самостоятельные отели, не вошедшие в состав глобальных корпораций. [33, C. 117]
В 1980 е гг., когда наблюдался относительно высокий уровень инфляции, мировой капитал начал инвестировать в недвижимость в целом и в отельную отрасль в частности для защиты капитала от обесценивания. В 1990 е гг. вся гостиничная отрасль испытывала постепенный, но устойчивый переход от независимых и самостоятельных отелей к гостиничным цепям.
В 1980–90 е гг. одновременно с объединением отелей в рамках отдельных цепей происходил процесс объединения самих гостиничных цепей друг с другом с помощью слияний и поглощений. В результате этого образовались крупные гостиничные группы, которые и дальше начали активно присоединять к себе другие зарекомендовавшие себя на рынке цепи.
Например, в 1980 г. французская гостиничная цепь Novotel слилась с другой французской цепью отелей класса люкс Sofitel. В 1983 г. объединенную компанию после приобретения ею некоторых новых бизнесов, в том числе ресторанов быстрого обслуживания, назвали группой Accor. В 1990_х гг. группа присоединила к себе две крупные американские гостиничные цепи — Motel 6 и Red Roof Inn. [33, C. 118]
На мировой арене начало снижаться доминирование американских компаний. Именитым американским брэндам — InterContinental Hyatt, Holiday Inn, Hilton, Sheraton, Marriott — достойную конкуренцию начали оказывать европейские цепи, такие как Accor, Forte, Lе Meridien, Sol Melia и др.
На рисунке 7 проведен картографический анализ современного распространения гостиничных цепей по странми мира.
Рис. 7. Число крупных национальных гостиничных цепей по странам мира (составлено автором по данным [36])
Наибольшее число крупных национальных гостиничных цепей отмечается в США – 88. Эта страна стала центром распространения данной формы организации гостиничного бизнеса и является лидером мировой экономики, поэтому ее лидерство не удивительно. Второй страной по числу национальных гостиничных цепей является Япония – 12, эта страна длительное время оставалась второй по мощности экономикой мира и во многом перенимала американских экономический опыт, в том числе, в гостиничном хозяйстве. От 5 до 9 крупных национальных гостиничных цепей имеют такие страны как: Великобритания, Франция, Испания, Канада. Все эти страны относятся к группе крупных развитых стран и выступают одними из лидеров мировой экономики, поэтому, хорошее развитие гостиничного хозяйства в этих странах объясняется общим высоким уровнем развития экономики. Большая группа стран имеют по 2-4 крупные национальные гостиничные цепи, это как развитые станы, так и развивающиеся, чья экономика ориентирована на туризм, поэтому имеется большой спрос на услуги гостиничных цепей.
Таким образом, европейское Средиземноморье можно считать родиной индустрии гостеприимства. Гостиничные цепи возникли в процессе длительной эволюции гостиничных предприятий. Прообраз гостиничных цепей в Европе можно найти в конце 19 века, когда сформировался класс состоятельных владельцев гостинец, которые начали процесс расширения в другие регионы, однако, этот процесс протекал медленно и активизировался только с середины 20 века. В этот период была разработана европейская модель формирования гостиничных цепей, где ставка делалась на изысканность и аристократизм, а основной коммерческой формой организации цепей стали аренда, лизинг. Бурное развитие европейских гостиничных цепей началось в 80-90-х года 20 века, когда гостиничное хозяйство стало привлекательным объектом для инвестирования.
- План-график выполнения выпускной квалификационной работы
- Отзыв руководителя выпускной квалификационной работы
- Отзыв рецензента о выпускной квалификационной работе
- Реферат
- Оглавление
- Введение
- Глава 1. Методические подходы к изучению индустрии гостеприимства
- 1.1 Общие понятия в гостиничной индустрии
- 1.2 Гостиничные корпорации и цепи
- Глава 2. История развития и формирования гостиничной индустрии
- 2.1 История развития гостиничных цепей Европы
- 2.2 История развития гостиничных цепей Америки
- 2.3 История развития гостиничных цепей России
- Глава 3. Современное состояние международных гостиничных цепей
- 3.1 Современное состояние Европейских гостиничных цепей
- 3.2 Современное состояние Американских гостиничных цепей
- 3.3 Современное состояние Азиатских гостиничных цепей
- 3.4 Современное состояние Африканских гостиничных цепей
- Глава 4. Российские гостиничные цепи
- 4.1 Современное состояние и перспективы развития международных гостиничных цепей в России
- 4.2 Формирование национальных гостиничных сетей в России
- Заключение
- Список использованной литературы
- Приложение
- Индивидуальное задание