logo
506315_0F92B_mirovye_gostinichnye_cepi

Заключение

Целью данного исследования являлось проведение анализа развития современных мировых гостиничных цепей и выявление основных тенденций и перспектив их развития в мире и России.

Изучение теоретических основ индустрии гостеприимства показало, что отдельные гостиницы и цепи гостиниц являются частью отраслевого комплексе – индустрия гостеприимства. Гостиницы относятся к средствам размещения, и характеризуются обязательным наличием следующих признаков: номерного фонда (не менее 7-10 номеров); предоставлением разнообразных гостиничных услуг; группировкой в категории и классы в соответствии с предоставляемыми услугами, их качеством, особенностями размещения и другими критериями.

Процессы глобализации обусловили активизацию консолидации гостиниц в группы или цепи, как новой формы организации хозяйства с элементами кооперации и интеграции. Создание и стремительное распространение мировых гостиничных цепей это объективный процесс, который будет продолжаться и дальше. В основе гостиничных цепей положена система осуществления коллективного бизнеса, находящегося под непосредственным контролем руководства цепью. Члены гостиничной цепи объединены посредством единых норм, правил, стандартов, стиля, форм управления и ведения бизнеса. Создание гостиничных цепей позволяет предприятием получать преимущества перед одиночными предприятиями, за счет: экономии на масштабе; повышению инвестиционных возможностей; приобщению к мировым брэндам; объединении систем бронирования, обеспечения и информирования; постоянного роста качества обслуживания.

Рассмотрение истории создания и развитии гостиничных цепей в мире показало, что гостиничные цепи появились в Европе, однако, стремительно развиваться начали в Северной Америке. Гостиничные цепи возникли в процессе длительной эволюции гостиничных предприятий. В середине прошлого века были разработаны две модели организации гостиничных цепей. Европейская модель формирования гостиничных цепей, где ставка делалась на изысканность и аристократизм, а основной коммерческой формой организации цепей стали аренда, лизинг, франчайзинга. Американские модели организации гостиничных цепей основаны на единых стандартах для всех гостинец, гибкостью системы организации, разработкой единого комплекса услуг. В целом американская модель гостиничных цепей более разнообразна и имеет прочный исторический «фундамент», что позволяет американским гостиничным цепям доминировать на мировом рынке. История развития гостиничных цепей в России не богатая. Начало процесса связано с приходом на российский рынок в начале 90-х годов крупных гостиничных цепей. Попытки создать национальную гостиничную цепь в это период не увенчались успехом. Зарубежные гостиничные цепи так же осваивали российский рынок очень осторожно и медленно.

Анализ современного состояния и тенденция развития мировых гостиничных цепей позволил сделать следующие выводы:

- Европа является лидером по развитию индустрии гостеприимства. Большая часть отелей региона являются независимыми. Однако, развитие гостиничных цепей здесь идет активно. Европа – самый привлекательный рынок для большинства гостиничных компаний. Развитие гостиничных цепей в Европе уже давно идет путем поглощения одной гостиничной цепи другой. В первую «десятку» входят три европейские гостиничные цепи - InterContinental Hotels Group, Accor, Hilton Group plc., при этом число отелей и номеров в цепях сильно отличается. Существующие европейские сети не очень крупные, только 14 из них насчитывают в своем портфеле более 100 отелей. Мировые гостиничные цепи охватили почти все страны Европы, наиболее развитые в этом отношении Испания, Великобритания, Германия, Франция.

- Америка, прежде всего, Северная Америка, являются лидером по развитию гостиничных цепей, большинство отелей региона входят в гостиничные цепи. Более половины крупнейших мировых гостиничных цепей принадлежат США. Крупнейшие из них - Cendant Corp., Marriott International, Choice Hotels International, Hilton Hotels Corp., Best Western International, Starwood Hotels & Resorts Worldwide, Hyatt Hotels/Hyatt International. В Америке максимальная концентрация гостиничных цепей отмечается в США, Канаде, Бразилии, Мексике, Аргентине, государствах Карибского бассейна и Центральной Америке. Большая часть Латинской Америки не имеет крупных национальных гостиничных цепей.

- Гостиничный рынок Азии самый бурно развивающийся. Основные районы, где концентрируется рост индустрии гостеприимства - Азии – Юго-Восточная Азия, Ближний Восток и Южная Азия. К этим же районам стремятся мировые гостиничные цепи. Азиатские гостиничные цепи еще находятся в стадии формирования, по основным показателям они сильно уступают европейским и американским гостиничным цепям. Наиболее развитые национальные гостиничные цепи имеют Япония и Китай, остальные страны сильно отстают. Наибольшая концентрация мировых гостиничных цепей в Азии отмечается в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке.

- Африканские гостиничные цепи находятся в стадии становлении. Определенных успехов допились национальные гостиничные цепи ЮАР, в остальных странах доминируют зарубежные брэнды, которые концентрируются в Южной Африке, Северной Африке и на Восточном побережье континента.

Анализ развития гостиничных цепей в России показывает, что это процесс протекает сложно и неоднозначно. В России работают крупные мировые гостиничные цепи, однако их присутствие ограничено (2-4 объекта). На первом этапе освоения мировыми гостиничными цепями российского рынка, создавались дорогие и престижные отели. (Holiday Inn Hotels and Resorts, Hyatt Hotels and Resorts, Utell и др.). На втором этапе стали создаваться отели более низких категорий, в частности трехзвездных. Иностранные инвесторы интересуются в основном Москвой и Санкт-Петербургом. В России при создании гостиниц, принадлежащих мировым гостиничным цепям, наиболее распространен франчайзинговый договор, предусматривающий продажу лицензии на использование торговой марки и прав на участие в системах сбыта и маркетинга сети. В России наряду с франчайзингом и контрактом на управление широкое распространение получила практика создания совместных предприятий. Российский гостиничный рынок включается в глобальные процессы, однако, проникновения мировых гостиничных цепей на территорию нашей страны происходит очень медленно. Для России необходимость модернизации индустрии гостеприимства нашей страны может быть решена с приходом в нашу страну гостиничных цепей и распространением их в регионах

Вопрос создание национальных гостиничных цепей остается для России сложным, но актуальным. Это процесс начался еще в 90-е годы прошлого века, но приобрел активность с начала текущего века, когда у местных элит появились средства для инвестиций. Изначально российская гостиничная цепь создавалась на базе объектов, имевших общего собственника, который или совмещал функции владения и управления («ЮМАКО»), или приглашался внешний управляющий, например, российского (ДИПС, АФК «Система»). По числу отелей входящих в группу лидером среди российских гостиничных цепей является - ООО «Гринэкспресс», по числу номеров, находящихся под управлением лидирует группа ООО «Юмако».

Основные проблемы российской индустрии гостеприимства заключаются в ее слабой интеграции в мировую сферу туризма, больших диспропорциях в развитии регионов России, слабой привлекательности российского рынка для зарубежных компаний индустрии гостеприимства и слабая « восприимчивость» России к современным мировым тенденциям и инновациям.

В качестве мер по активизации развития национальных гостиничных цепей в России можно предложить следующие рекомендации:

• совершенствование российского законодательства, которое пока не способствует развитию национальных гостиничных сетей;

• предоставление финансовых средств (инвестиции) для развития отечественных гостиниц;

• защита инвесторов от рисков, т.к инвестирование в гостиничный бизнес связано с большим риском из-за отсутствия полной, достоверной статистики по туризму и серьезной аналитики;

• увеличение количества высокопрофессиональных управленцев и специалистов гостиничного бизнеса в России.