logo search
физкультурно-спортивные сооружения (аристова)

96 Физкультурно-спортивные сооружения

СПОРТИВНЫЕ ЗАЛЫ 97

Архитектурно-пространственная организация спортивного зала и система его оборудования тесно связаны с технологическими требованиями к каждо­му из видов спорта, а также с возможностью рационального и экономичного использования зала. На первый план выступает задача определения опти­мальной меры специализации или универсализации зала, т.е. подбор видов спорта, поочередные занятия которыми возможны в одном зале - по совме­стимости технологических требований, сложности оборудования зала при пе­реходе от одного вида спорта к другому, а также по степени развития демон­страционных функций, определяющих необходимость в трибунах.

Первоначально определяется возможность рационального сочетания ви­дов спорта в одном зале, затем уточняются необходимость трибун и их вмес­тимость. Одновременно выявляется основной контингент занимающихся, что в свою очередь предопределяет уровень требований к оборудованию зала, составу вспомогательных помещений для его обслуживания. Зал может быть предназначен для спортсменов высшей квалификации или для массовых за­нятий спортом, для оздоровительных занятий, для развлекательной досуго­вой физкультуры, для занятий в учебных целях (ВУЗы, техникумы, школы).

При составлении задания на проектирование по итогам исследования всего комплекса местных требований и возможностей окончательно опре­деляются тип зала, его габариты, назначение, вместимость зрительских мест, если они необходимы.

Необходимость круглогодичного учебно-тренировочного процесса акти­визировала строительство спортивных залов. В результате по многим видам спорта представилась возможность вести занятия и соревнования круглый год, и днем, и вечером, в любом климате, в любую погоду.

Развитие спорта требовало не только все новых спортивных залов, но и четкого их разделения на специализированные и универсальные. При этом специализированными стали считать залы, предназначенные как исключи­тельно для одного вида спорта, так и для нескольких "родственных", попе­ременные занятия которыми не требуют больших усилий и времени на трансформацию — хотя эти залы, казалось бы, могли называться универ­сальными. Но залов все еще недостаточно, и многие залы вынужденно ис­пользуются не как специализированные, а попеременно для занятий по многим видам спорта, т.е. как универсальные. Такая универсализация резко ухудшает эксплуатационные качества залов: при переходе от занятий одним видом спорта к другому много времени и труда уходит на смену оборудова­ния (которое при этом быстрее изнашивается).

Специализированные залы, как правило, используются только для учеб­но-тренировочных занятий, и поэтому в них нет трибун для зрителей. Уст­ройство трибун (и как следствие увеличение площади и объема зала) в них нецелесообразно, т.к. при соревнованиях только по одному виду спорта потребность в местах для зрителей возникает крайне редко. В залах же со стационарными трибунами, особенно с многоместными, арена должна быть универсальной — для проведения соревнований по возможно большему числу видов спорта. В этом случае трибуны наиболее часто используются зрителя­ми, что оправдывает затраты на их сооружение.

Однако не все залы для учебных занятий могут быть специализирован­ными, и не все универсальные залы имеют стационарные трибуны. Исклю­чение составляют залы общеобразовательных школ, профтехучилищ и сред­них специальных учебных заведений (техникумов). Их учебной программой и внеакадемическими занятиями предусматривается большее число видов спорта, чем число спортивных залов в этих учебных заведениях, что ведет к вынужденной универсализации залов.