logo search
Курамшин Ю

8.3 Принципы развития физических способностей.

Процессы обучения движениям и развития физических способностей подчиня-110

Лекция 8 Общая характеристика физических способностей

ются разным закономерностям, несмотря на то, что объект воздействия у них один - конкретный человек, выполняющий физические упражнения. Специфичность за­кономерностей требует и соответствующих педагогических (методических) воздей­ствий их реализации: для обучения движениям - одни педагогические принципы, для развития физических способностей - другие. Кстати, это одна из характерных особенностей педагогического процесса при освоении двигательных действий.

Человеку, ведущему педагогический процесс в сфере физической культуры, при­ходится его строить в соответствии не только с принципами обучения и воспита­ния, но и еще и с принципами развития физических способностей. При этом следу­ет учитывать, что принципы обучения физическим упражнениям (см. Лекция 6) от­ражают единые требования: любой педагогический процесс должен строиться на принципах сознательности, активности и др. Однако конкретная реализация этих принципов (т.е. подбор средств и методов) должны соответствовать решаемым за­дачам (или задачам обучения или задачам развития физических способностей). Предположим, при обучении двигательному действию принцип постепенности мо­жет реализоваться через построение системы подводящих упражнений, а при раз­витии физических способностей - через построение системы физической нагруз­ки.

Следовательно, любая методика развития физических способностей должна предусматривать специфическую реализацию дидактических принципов. Поскольку обучение движениям связано с воздействием физических нагрузок на обучаемого, то возникает потребность в учете закономерностей реакции организма на предпо­лагаемые нагрузки. Поэтому и существуют особые принципы, выражающие глав­ным образом закономерности взаимосвязи состояния человека и физической на­грузки в зависимости от её организации во времени.