2.2. Модель жизненного цикла туристской дестинации
Среди многих зарубежных моделей территориальной организации туризма, появившихся в 70–80-х гг. ХХ в., выделяется модель жизненного цикла туристской дестинации Р.В. Батлера (США). Она опирается на концепцию жизненного цикла продукта американского экономиста Р. Верноне. Р.В. Батлер выделил шесть последовательных стадий эволюции туристской дестинации: разведка, вовлечение, развитие, укрепление, стагнация, упадок или обновление. Главный показатель перехода от стадии к стадии – изменение количества туристских прибытий, а также учёт состояния природной среды и туристской инфраструктуры и отношения местного населения к приезжим (см. рис. 2.2).
Рис. 2.2. Модель жизненного цикла туристской дестинации Р.В. Батлера (США)
1. Разведка (исследование).
2. Вовлечение.
3. Развитие.
4. Укрепление.
5. Стагнация.
6. Обновление.
7. Замедленный рост.
8. Стабилизация.
9. Упадок.
10. Стремительный упадок.
Стадия разведки характеризуется небольшим числом прибытий. Плохая транспортная доступность, отсутствие туристской инфраструктуры, нетронутая природа и культурные достопримечательности. Сегодня эту стадию проходит часть стран Латинской Америки и Канада в границах арктической зоны.
Стадия вовлечения – инициатива местных жителей по организации обслуживанию туристской инфраструктуры. На этой стадии находятся некоторые малые островные государства Тихого океана.
Стадия развития – большой объём туристских прибытий. Туризм становится выгодной сферой вложения капитала. При этом растёт нагрузка на территорию. Требуется планирование и контроль на региональном и национальном уровнях. Такая ситуация характерна для рекреационных районов Мексики и прибрежных территорий севера и запада Африки.
Стадия укрепления – замедление темпов роста прибытий, количество туристов превышает численность местного населения. Эту стадию переживают многие известные курорты Испании, Италии, Франции, стран Карибского бассейна.
Стадия стагнации – предшествует упадку дестинации. Туристская территория утрачивает былую привлекательность. Перед дестинацией встают экологические, социальные и экономические проблемы. Типичный пример – курорт Коста-Брава (Испания).
Стадия упадка или обновления завершает жизненный цикл туристского центра. Основная масса туристов переориентировалась на молодые курорты. Туристские объекты перестраиваются для использования в нетуристских целях. Требуется немало усилий властей для изменения специализации. Так классический приморский курорт Атлантик-Сити (США) был превращен в центр игорного бизнеса. Таким образом, на стадии упадка и обновления задаётся импульс повторному циклу.
Модель находит своё подтверждение в реальной практике туристской деятельности. Например, курорт Канкун (Мексика) или таймшерные курорты на Западе практически мгновенно преодолели начальные стадии жизненных циклов, и продолжают расти, а известному курорту Скарборо в Великобритании потребовалось 350 лет, чтобы проделать весь путь от разведки до упадка, а затем возрождения.
Модель Р.В. Батлера получила признание в географии туризма. Наряду с нею разработаны иные модели территориальной организации туризма, учитывающие иные аспекты взаимодействия туристских потоков и географической среды. Их разработкой занимаются современные зарубежные авторы С.С. Плоге, Гормсен, Ш.М. Миосек, П. Мариот.
Yandex.RTB R-A-252273-3- «Томский политехнический университет» э.В. Головин география туризма
- Предисловие
- Глава 1 География туризма как научная дисциплина общественной географии
- 1.1. Понятие о рекреации и рекреационной географии
- 1.2. Объект и предмет географии туризма
- 1.3. Характеристика географического фактора развития туризма
- 1.4. Методы туристско-географических исследований
- 1.5. Место географии туризма в системе наук
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 2 Становление и развитие географии туризма в XIX–XX вв.
- 2.1. Концепция территориальной рекреационной системы (трс)
- 2.2. Модель жизненного цикла туристской дестинации
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 3 Туристско-рекреационные ресурсы рф
- 3.1. История туризма в России
- 3.2. Туристско-рекреационные ресурсы России
- 3.3. Природные туристско-рекреационные ресурсы
- 3.4. Культурно-исторические рекреационные ресурсы России
- 3.5. Основные виды туризма в России
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 4 Туристские зоны России
- 4.1. Рекреационное районирование России
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 5 География внутреннего туризма рф
- 5.1. Европейский Север
- 5.2. Центр России
- 5.3. Юг России
- 5.4. Юг Сибири и Дальнего Востока
- 5.5. Азиатский Север
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 6 Туризм в Томской области
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 7 Международный туризм
- Глава 8 Туристско-рекреационные макрорегионы мира
- Глава 9 Европейский туристский макрорегион
- 4. Очень важная туристская зона – Южная Европа.
- 9.1. Франция
- Глава 10 Американский туристский макрорегион
- 10.1. Соединенные Штаты Америки
- 10.2. Латинская Америка
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 11 Азиатско-Тихоокеанский регион
- Контрольные вопросы и задания
- 11.1. Япония
- Глава 12 Африканский макрорегион
- Контрольные вопросы и задания
- 12.1. Тунис
- Глава 13 Южно-Азиатский туристский макрорегион
- Контрольные вопросы и задания
- 13.1. Мальдивы
- Глава 14 Ближневосточный туристский макрорегион
- Контрольные вопросы и задания
- 14.1. Саудовская Аравия
- Глава 15 География специальных видов туризма
- 15.1. Деловой туризм в мире
- 15.2. Экологический туризм в мире
- 15.3. Спортивный туризм
- 15.3.1. Горнолыжный туризм
- 15.3.2. Гольф-туризм
- 15.3.3. Дайвинг
- 15.3.4. Экстремальный туризм
- 15.4. Паломничество и религиозный туризм
- Оглавление
- География туризма
- Отпечатано в Издательстве тпу в полном соответствии с качеством предоставленного оригинал-макета