Глава 2 Становление и развитие географии туризма в XIX–XX вв.
XIX в. – период бурного развития промышленности, роста урбанизированных территорий, развития железнодорожных путей сообщения. Масштабные преобразования в социальной и экономической сферах затронули многие страны и регионы Европы. Возникает постоянно растущее туристское движение. Потребность в рекреационных территориях возросла. Отдыхающие направлялись главным образом в курортные местности – к источникам минеральных вод, в здравницы-купальни, на климатические курорты, где сложилась традиция обслуживания нуждающихся в лечении лиц и необходимая курортная инфраструктура. В результате многие населённые пункты, часто малоизвестные, становились большими приморскими (Сопот, Канны, Монте-Карло, Ницца и др.) или горными центрами отдыха (Шамони, Давос, Закопане и др.). До настоящего времени они принимают значительное число туристов.
В XIX в. берут начало исследования туризма с географического изучения связи больших городов и приморской среды. Немецкий географ А. Геттнер (1859–1941) связывал развитие туристских и курортных поселений с большой плотностью населения в городах, что порождало потребность в рекреации и стремление её удовлетворить. Привлекательные пейзажи и благоприятные климатические условия, были, согласно А. Геттнеру, основным стимулом развития туризма.
Понятие «География туризма» ввёл австрийский ученый И. Страднер. В его главном труде «Туризм» утверждалось, что география туризма должна заниматься изучением достопримечательностей природного и антропогенного происхождения, которые составляют туристскую привлекательность территории. А задачей новой дисциплины – составление туристских карт этих достопримечательностей. Также И. Страднер впервые заострил проблему туристского районирования. Под туристским районом он понимает, например Альпы, Карпаты, Адриатическое побережье, Боденское озеро.
В начале XX в. еще один австрийский ученый К. Шпютц проанализировал экономический аспект туристской деятельности и подчеркнул большую роль туризма в различных преобразованиях в странах и регионах, принимающих туристов.
В 1921 г. в Берлине (Германия) создаётся Исследовательский институт туризма – первое из подобных научных учреждений в мире.
30-е гг. отмечены появлением работ известного польского учёного в области географии туризма С. Лещицкого. Он писал о комплексе «экономических, географических, статистических, культурных и социальных проблем, связанных с туризмом. Ученый напрямую связывал проблемы географии туризма с «...человеком, географической средой, хозяйственным использованием земной поверхности, а также с делами и культурой человека...». Подход С. Лещицкого – это качественно новый уровень в географии туризма. Эти исследования были сосредоточены в Кракове – центре ведущего туристского района довоенной Польши.
После второй мировой войны началось интенсивное развитие географии туризма.
В разных странах вводятся новые названия дисциплины. Во Франции «география отдыха» (geographie du loisir), в Италии «экономическая география туризма» (geografia economica de turismo), «география рекреации» или «рекреационная география» (recreational geography, geography of recreation). Термин пришел в Европу из Северной Америки.
Во второй половине ХХ в. туризм превратился в массовое явление современности, приобрел глобальные масштабы. Объектом исследований стали регионы с развитыми туристскими функциями – районы отдыха в горах и на побережье тёплых морей. Стало возможно говорить о «туристской революции» в мире, т.к. туризм привёл к процветанию многие страны.
В 1960-е гг. главные центры развития географии туризма – Франция (П. Деферт, Ж. Шабо) и США (Л. Митчел, К.С. Мак-Мерри).
Рождение отечественной школы рекреационной географии, подготовившей почву для возникновения в России географии туризма, относится ко второй половине 60-х гг. ХХ в., когда в СССР стремительно росли рекреационные потребности при нехватке средств их удовлетворения.
Ресурсно-географический подход быстро сменился социально-географическим и в 1975 г. выходит многолетний труд сотрудников Института географии Академии наук под руководством В.С. Преображенского под названием «Теоретические основы рекреационной географии». В ней впервые рекреационная география представлена не ветвью физической, а социальной географии. Она совершила переворот в отечественной географической науке – обратила внимание на человека – условия его труда, быта, отдыха, развития личности и воспроизводства жизни.
Yandex.RTB R-A-252273-3- «Томский политехнический университет» э.В. Головин география туризма
- Предисловие
- Глава 1 География туризма как научная дисциплина общественной географии
- 1.1. Понятие о рекреации и рекреационной географии
- 1.2. Объект и предмет географии туризма
- 1.3. Характеристика географического фактора развития туризма
- 1.4. Методы туристско-географических исследований
- 1.5. Место географии туризма в системе наук
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 2 Становление и развитие географии туризма в XIX–XX вв.
- 2.1. Концепция территориальной рекреационной системы (трс)
- 2.2. Модель жизненного цикла туристской дестинации
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 3 Туристско-рекреационные ресурсы рф
- 3.1. История туризма в России
- 3.2. Туристско-рекреационные ресурсы России
- 3.3. Природные туристско-рекреационные ресурсы
- 3.4. Культурно-исторические рекреационные ресурсы России
- 3.5. Основные виды туризма в России
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 4 Туристские зоны России
- 4.1. Рекреационное районирование России
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 5 География внутреннего туризма рф
- 5.1. Европейский Север
- 5.2. Центр России
- 5.3. Юг России
- 5.4. Юг Сибири и Дальнего Востока
- 5.5. Азиатский Север
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 6 Туризм в Томской области
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 7 Международный туризм
- Глава 8 Туристско-рекреационные макрорегионы мира
- Глава 9 Европейский туристский макрорегион
- 4. Очень важная туристская зона – Южная Европа.
- 9.1. Франция
- Глава 10 Американский туристский макрорегион
- 10.1. Соединенные Штаты Америки
- 10.2. Латинская Америка
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 11 Азиатско-Тихоокеанский регион
- Контрольные вопросы и задания
- 11.1. Япония
- Глава 12 Африканский макрорегион
- Контрольные вопросы и задания
- 12.1. Тунис
- Глава 13 Южно-Азиатский туристский макрорегион
- Контрольные вопросы и задания
- 13.1. Мальдивы
- Глава 14 Ближневосточный туристский макрорегион
- Контрольные вопросы и задания
- 14.1. Саудовская Аравия
- Глава 15 География специальных видов туризма
- 15.1. Деловой туризм в мире
- 15.2. Экологический туризм в мире
- 15.3. Спортивный туризм
- 15.3.1. Горнолыжный туризм
- 15.3.2. Гольф-туризм
- 15.3.3. Дайвинг
- 15.3.4. Экстремальный туризм
- 15.4. Паломничество и религиозный туризм
- Оглавление
- География туризма
- Отпечатано в Издательстве тпу в полном соответствии с качеством предоставленного оригинал-макета