Глава 7 Международный туризм
Международный туризм – одна из форм обмена услугами. Со второй половины 20 столетия туристская индустрия интенсивно развивается во всех регионах мира. Причинами являются: научно-техническая революция, которая позволила занятому человеку иметь больше свободного времени, глобальный феномен урбанизации, заставляющий жителей городов искать отдохновения в других районах и странах. Это развитие транспорта и инфраструктуры, связанной с ним, общее повышение качества и уровня жизни и доходов. Вообще, общий рост культуры, вызывающий развитие познавательных потребностей людей.
Международный туризм входит в число крупнейших экспортных отраслей мировой экономики. В её структуре туристские услуги занимают в настоящее время 4 позицию после экспорта топлива, продукции химической промышленности и автомобилестроения. Количество международных туристских прибытий в мире ежегодно увеличивается, и в 2006 г. ЮНВТО зарегистрировала более 800 млн. туристских прибытий. По прогнозам к 2020 г., при условии бурных темпов развития мирового туризма, ожидается рост числа туристских прибытий до 1,6 млрд поездок.
На туристскую специализацию стран и, следовательно, международный туризм, оказывает влияние следующая группа факторов.
Социально-экономические факторы играют главную роль. Здесь выделяют общий уровень развития страны, структуру её хозяйства, качество жизни, социально-профессиональный состав общества, его образовательный уровень, степень урбанизированности и мобильности населения, политическую стабильность и др.
В постиндустриальных странах на туристские потоки оказывает воздействие возрастная структура населения. Не менее 1/5 всех туристов составляют молодые люди, которые в развитых странах хорошо обеспечены и стремятся удовлетворить своеобразные познавательные интересы. Также быстро растет доля лиц пожилого возраста, старше 55 лет. Они относятся к так называемому третьему туристскому возрасту, привыкли путешествовать и не отказывают себе в этом удовольствии и после выхода на пенсию.
Рекреационно-ресурсный потенциал территории выражается в количестве и качестве природных и культурно-исторических ресурсов.
Инфраструктурный фактор определяется уровнями развития производственной и социальной инфраструктуры, а также средствами размещения и транспортировки туристов.
Географическое положение. Этот фактор выступает и в виде физико-географического положения, что определяет набор природно-рекреационных ресурсов и экономико-географического положения страны по отношению к главным туристским рынкам, а также транспортно-географического положения. Географическое положение влияет близостью к очагам международного напряжения, военных конфликтов.
Ведущие страны по прибытиям туристов 2005 г.
Страна | Число тур, прибытий млн человек | Место | ||
1999 | 2005 | 1999 | 2005 | |
Франция Испания США Китай Италия Великобритания Мексика Германия Турция Австрия | 73,0 46,8 48,5 27,0 36,5 25,4 19,0 17,1 9,6 17,5 | 76,0 55,5 49,4 46,8 36,5 30,0 21,9 21,5 20,3 20,0 | 1 3 2 5 4 6 8 9 18 12 | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Источник: Tourism Highlights, 2006.
Ведущие страны мира по прибытиям туристов в 2020 г. (прогноз)
Страна | Прибытия туристов в млн человек | Доля в мировом туристском потоке, % |
Китай США Франция Испания Сянган (ОАР Китая) Италия Великобритания Мексика Россия Чехия | 137,1 102,4 93,5 71,0 59,3 52,9 52,8 48,9 47,1 44,1 | 8,6 6,4 5,8 4,4 3,7 3,3 3,3 3,1 2,9 2,7 |
Всего: | 708,8 | 44,2 |
Источник: Tourism: 2020 Vision, 1998.
Субъективные факторы определяются изменениями в психологии человека постиндустриального общества и касаются его отношения к своей личности, к другим людям и их социальным группам, к окружающей среде.
Индустрия туризма оказывает заметное влияние на экономику многих стран. В 83 % стран мира она является одной из пяти главных экспортных отраслей, а в 38 % стран – основными источниками иностранной валюты.
Сегодня особую остроту приобрел вопрос о классификации международного туризма по его целям. ЮНВТО выделяет 5 таких целей:
1. Досуг, рекреация и отдых.
2. Деловой и профессиональный туризм.
3. Лечебно-оздоровительный.
4. Посещение знакомых и родственников.
5. Паломничество и религиозный туризм.
В то же время по данным ЮНВТО, на мировом рынке туризма насчитывается свыше 100 групп потребителей со своими требованиями к туристскому продукту.
Туризм в XXI в. вступил в эпоху индивидуализации запросов потенциальных путешественников. Сегодня туристы не ограничиваются отдыхом на берегу теплого моря, но посещают атомные электростанции, покоряют Северный полюс, совершают полеты в космос.
Перспективы международного туризма связаны с социально-экономическим развитием Центра, Полупериферии и Периферии мирового туризма, страны которых связаны потоками туристов, капитала, рабочей силы и распространением технологий туристского обслуживания.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- «Томский политехнический университет» э.В. Головин география туризма
- Предисловие
- Глава 1 География туризма как научная дисциплина общественной географии
- 1.1. Понятие о рекреации и рекреационной географии
- 1.2. Объект и предмет географии туризма
- 1.3. Характеристика географического фактора развития туризма
- 1.4. Методы туристско-географических исследований
- 1.5. Место географии туризма в системе наук
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 2 Становление и развитие географии туризма в XIX–XX вв.
- 2.1. Концепция территориальной рекреационной системы (трс)
- 2.2. Модель жизненного цикла туристской дестинации
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 3 Туристско-рекреационные ресурсы рф
- 3.1. История туризма в России
- 3.2. Туристско-рекреационные ресурсы России
- 3.3. Природные туристско-рекреационные ресурсы
- 3.4. Культурно-исторические рекреационные ресурсы России
- 3.5. Основные виды туризма в России
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 4 Туристские зоны России
- 4.1. Рекреационное районирование России
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 5 География внутреннего туризма рф
- 5.1. Европейский Север
- 5.2. Центр России
- 5.3. Юг России
- 5.4. Юг Сибири и Дальнего Востока
- 5.5. Азиатский Север
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 6 Туризм в Томской области
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 7 Международный туризм
- Глава 8 Туристско-рекреационные макрорегионы мира
- Глава 9 Европейский туристский макрорегион
- 4. Очень важная туристская зона – Южная Европа.
- 9.1. Франция
- Глава 10 Американский туристский макрорегион
- 10.1. Соединенные Штаты Америки
- 10.2. Латинская Америка
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 11 Азиатско-Тихоокеанский регион
- Контрольные вопросы и задания
- 11.1. Япония
- Глава 12 Африканский макрорегион
- Контрольные вопросы и задания
- 12.1. Тунис
- Глава 13 Южно-Азиатский туристский макрорегион
- Контрольные вопросы и задания
- 13.1. Мальдивы
- Глава 14 Ближневосточный туристский макрорегион
- Контрольные вопросы и задания
- 14.1. Саудовская Аравия
- Глава 15 География специальных видов туризма
- 15.1. Деловой туризм в мире
- 15.2. Экологический туризм в мире
- 15.3. Спортивный туризм
- 15.3.1. Горнолыжный туризм
- 15.3.2. Гольф-туризм
- 15.3.3. Дайвинг
- 15.3.4. Экстремальный туризм
- 15.4. Паломничество и религиозный туризм
- Оглавление
- География туризма
- Отпечатано в Издательстве тпу в полном соответствии с качеством предоставленного оригинал-макета