logo
Дехтярь Г

Глава 11. Гост 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц»

Гостнничное размещение составляет основную часть услуг по размещению туристов. Именно поэтому для сертификации гостиниц (мотелей) применяется ГОСТ Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание». Классификация гостиниц», который разработан Тсхничес-ким комитетом по стандартизации ТК 199 «Туристско-экскурсионное обслуживание», внесен Управлением стандартизации и сертификации в сфере услуг Госстандарта России, утвержден в действие постановлением Госстандарта России от 21 февраля 1994 г. № 33. Согласно определениям данного ГОСТа гостиницей называется предприятие, предназначенное для временного проживания, а мотелем -гостиница, расположенная вблизи автомобильной дороги. Основной характеристикой услуг гостиницы (мотеля) является ее категория (звездность) - классификационная группировка, характеризуемая определенным комплексом требований. Терминология данного ГОСТа, в частности термины: «условия обслуживания», «качество услуги», «уровень качества туристско-экскурсионного обслуживания», определена в ГОСТ Р 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения», рассмотренном нами ранее. Настоящий стандарт устанавливает классификацию гостиниц (мотелей) различных организационно-правовых форм вместимостью не менее !0 номеров, которая не распространяется на дома и помещения, сдаваемые внаем для проживания. Классификация гостиниц по категориям основана на комплексе требований к: - материально-техническому обеспечению: - номенклатуре и качеству предоставляемых услуг; - уровню обслуживания. Категории обозначают символом - «1 звезда». Количество звезд увеличивается в соответствии с повышением уровня качества обслуживания. Гостиницы классифицируют по пяти категориям; мотели -до четырем. Высшую категорию гостиницы обозначают - «5 звезд», низшую - «1 звезда», высшую категорию мотеля - «4 звезды», низшую - «1 звезда». Перечень требований классификации составлен с учетом СНнП 2.08.02, СанПиН 42-123-5774. Сертификация на «звездность» является добровольной, согласно Правилам по проведению сертификации в РФ. Классификация гостиниц (мотелей) содержит минимальные требования для отнесения к определенной категории. При этом, гостиница любой категории должна иметь удобные подъездные пути с необходимыми дорожными знаками, благоустроенную и освещенную прилегающую территорию, площадку с твердым покрытием для кратковременной парковки и маневрирования автотранспорта (в том числе, автобусов), вывеску с названием предприятия и указанием его категории, при наличии отдельного входа в ресторан - вывеску с его названием. Гостиница, занимающая часть здания, должна иметь отдельный вход. Архитектурно-планировочные и строительные элементы гостиницы и используемое техническое оборудование должны соответствовать СНиП 2.08.02. Гостиница должна располагаться в благоприятных экологических условиях. При проживании в гостинице должны быть обеспечены безопасность жизни, здоровья гостей и сохранность их имущества. В здании должны быть аварийные выходы, лестницы, хорошо заметные информационные указатели, обеспечивающие свободную ориентацию гостей как в обычной, так и в чрезвычайной ситуации. Гостиница должна быть оборудована системами противопожарной защиты, оповещения и средствами защиты от пожара, предусмотренными Правилами пожарной безопасности для жилых домов, гостиниц. В гостинице должны соблюдаться санитарно-гигиенические нормы и правила, установленные органами санитарно-эпидемиологического надзора в части чистоты помещений, состояния сантехнического оборудования, удаления отходов и эффективной зашиты от насекомых и грызунов. Все электрическое, газовое, водопроводное и канализационное оборудование должно быть установлено и эксплуатироваться в соответствии с Правилами технической эксплуатации гостиниц и их оборудования. Гостиница должна быть оснащена инженерными системами и оборудованием, обеспечивающими: - горячее и холодное водоснабжение (круглосуточно); в районах с перебоями в водоснабжении необходимо иметь емкость для минимального запаса воды не менее чем на сутки; - канализацию; - отопление, поддерживающее температуру не ниже 18,5°С в жилых и общественных помещениях; - вентиляцию (естественную или принудительную), обеспечивающую нормальную циркуляцию воздуха и исключающую проникло-вение посторонних запахов в номера и общественные помещения; - радиовещание и телевидение (подводка во все номера): - телефонную связь; - освещение в номерах: естественное (не менее одного окна), искусственное, обеспечивающее освещенность при лампах накаливания - 100 лк. при люминесцентных лампах - 200 лк; в коридорах -круглосуточное естественное или искусственное освещение. При проектировании новых и реконструкции старых гостиниц (мотелей) необходимо предусматривать условия для приема и обслуживания инвалидов, использующих кресла на колесах, и соответствии с требованиями ВСН 62.

Таблица 11.1.

Требования к гостиницам различных категорий

Требования  

Категория

*

**

***

****

*****

1. Здание и прилегающая к нему территория

Вывеска: освещаемая или светящаяся светящаяся с эмблемой

x

x

x

x

x

Вход для гостей: отдельный от служебного входа

x

x

x

x

x

с козырьком для защиты от атмосферных осадков на пути от автомобиля

 

 

 

x

x

воздушно-тепловая завеса

 

 

 

x

x

в ресторан (кафе, бар): из гостиницы с улицы

x

x

x

x

x

Автостоянка:

 

 

 

 

 

охраняемая, в гостиницах

 

 

x

x

x

охраняемая.в мотелях

x

x

x

x

x

или гараж  

 

 

 x

 x

 x

количество мест от количества номеров, не менее: для гостиниц

 

 

 

 

 

10%

x

x

 

 

 

20%

 

 

x

 

 

30%

 

 

 

x

x

для мотелей - 80%

x

x

x

x

 

2. Техническое оборудование

аварийное освещение и энергоснабжение: аварийное освещение (аккумуляторы, фонари, свечи) стационарный генератор1.

x

x

 

 

 

обеспечивающий основное освещение и работу обору­дования (атом числе лиф­тов) в течение не менее 24 ч

 

 

x

 

 

стационарный генератор, обеспечивающий работу всего энергопотребляю­щего оборудования

 

 

 

x

x

Водоснабжение: горячее от резервной системы ГВС на время аварии, профилак­тических работ

 

 

x

x

x

Оборудование для дополни­тельной фильтрации воды

 

 

 

x

x

Кондиционирование воздуха во всех помещениях, кругло­годично

 

 

 

x

x

Внутреннее радиовещание с возможностью радиотрансляции во всех помещениях включая лифты

 

 

 

x

x

Лифты в здании:

 

 

 

 

 

более одного этажа

 

 

 

x

x

более двух этажей

 

 

x

 

 

более трех этажей

x

x

 

 

 

грузовой и пассажирский отдельно

 

 

 

x

x

время ожидания не более:

 

 

 

 

 

30 с

 

 

x

x

x

45 с

x

x

 

 

 

круглосуточный подъем и спуск

 

 

x

x

x

служебный, отдельный от лифта для гостей

   

   

 

x

x

Телефонная связь из номера:

 

 

 

 

 

внутренняя (без выхода в город) или кнопка вызова обслуживающего персона­ла в 100% номеров

x

 

 

 

 

внутренняя в 100% номеров

 

x

 

 

 

прямая с городской сетью в 100% номеров

 

 

x

 

 

прямая с городской, междугородной, международной сетью в 100% номеров

 

 

 

x

x

Телефоны коллективного пользования в общественных помещениях) вестибюле) в кабине или под акустичеким колпаком:

 

 

 

 

 

городской, междугородный, международный городской:

x

x

x

x

x

не менее одного на этаж при отсутствии телефона в номере

x

x

 

 

 

3. Номерной фонд

Мест в одно-двухместных номерах, не менее:

 

 

 

 

 

60%

x

 

 

 

 

80%

 

x

 

 

 

100%

 

 

x

x

x

Много комнатные номера (апартаменты) н/нлн номера, которые могут быть соедине­ны

 

x

x

 

 

Многокомнатные номера (апартаменты)

 

 

x

x

 

Площадь номера2 (не учиты­вает площадь санузла, лод­жии, балкона), м2:

 

 

 

 

 

Однокомнатного одноместного / Однокомнатного двухместного

 

 

 

 

 

8 / 12

x

x

 

 

 

10 / 14

 

 

x

 

 

12 (16) / 14 (20)

 

 

 

x

 

14 (18) / 16 (25)

 

 

 

 

x

Номера, предназначенные для приема большего числа гос­тей, должны иметь площадь, определяемую из расчета: 6 м2 - на каждое дополнитель­ное место

x

x

 

 

 

Санузел в номере:

 

 

 

 

 

умывальник, унитаз, ванна или душ: не менее 25% номеров

x

 

 

 

 

не менее 50% номеров 100% номеров

 

x

x

 

 

умывальник, унитаз, ванна: 100% номеров

 

 

 

x

x

дополнительный туалет для многокомнатных номеров

 

 

 

x

x

Номер без санузла оборудуется умывальником

x

x

 

 

 

Плошадь санузла, м2

 

 

 

 

 

3,8

x

x

x

 

 

4,0

 

 

 

x

 

5,0

 

 

 

 

x

4. Техническое оснащение

Двери и замки:

 

 

 

 

 

с внутренним предохрани­телем

x

x

x

x

x

замок повышенной секретности

 

 

 

x

x

глазок в дверн

 

 

 

 

x

Охранная сигнализация или электронные средства контроля за безопасностью номера

 

 

 

 

x

Звукоизоляция:

 

 

 

 

 

на уровне 35 дБ

x

x

x

 

 

повышенная, обеспечивающая уровень шума менее 35 дБ

 

 

 

x

x

Освещение:

 

 

 

 

 

от потолочного (настенного), напольного светильника

x

x

x

x

x

прикроватный светильник

x

x

x

x

x

настольная лампа

 

 

x

x

x

светильник над умывальником

x

x

x

x

x

выключатель дистанционного управления всех источников света у изголовья кровати

 

 

 

x

x

 Электророзетки:

 

 

 

 

 

с указанием напряжения

x

x

x

x

x

разнопазовые

 

 

 

х

x

Отопление:

 

 

 

 

 

термостат для индивидуальной регулировки температуры

 

 

 

x

x

подогрев пола в ванной комнате

 

 

 

 

x

Регулятор кондиционирования воздуха

 

 

 

x

x

Телефонный аппарат:

 

 

 

 

 

в аппартаментах в каждой комнате

 

x

x

x

x

в ванной комнате

 

 

x

x

x

или кнопка вызова обслуживающего персонала

 

 

 

 

x

Буднльное устройство (таймер)

 

 

 

x

x

Радиоприемник

x

x

x

x

x

Телевизор:

 

 

 

 

 

в многокомнатных номерах

x

x

 

 

 

по просьбе гостя

x

x

 

 

 

цветной в каждом номере

 

 

x

x

x

с экраном не менее 37 см по диагонали,

 

 

x

x

x

приемом программ основных телекомпаний мира и гостиничного видеоканала, дистанционным управлением

 

 

x

x

x

Холодильник в многокомнатных номерах

x

x

x

 

 

Мини-бар

 

 

 

x

x

Мини-сейф

 

 

 

x

x

5. Оснащение мебелью и инвентарем

Кровать (минимальные размеры):

 

 

 

 

 

односпальная 80 х 190 см

x

x

 

 

 

односпальная 90 х 200 см

 

 

x

x

x

двуспальная 160 х 190 см

x

x

x

 

 

двуспальная 160 х 200 см

 

 

 

x

x

двуспальная 200 х 200 см

 

 

 

 

x

детские кровати (по просьбе)

 

x

x

x

x

Комплект постельных принадлежностей и белья:

 

 

 

 

 

матрац с наматрацником, две подушки, одеяло, дополнительное одеяло, покрывало на кровать, простыня, пододеяльник, наволочки льняные или хлопчато­бумажные

x

x

x

x

x

Прикроватный коврик:

 

 

 

 

 

у каждой кровати при отсутствии ковров или коврового покрытия

x

x

x

 

 

Ковры или ковровое покры­тие пола

 

 

 

x

x

Прикроватная тумбочка (сто­лик) у каждого спального места

x

x

x

x

x

Шкаф:

 

 

 

 

 

с полками, вешалкой и плечиками (не менее 5 шт./место), допускается встроенный

x

x

x

x

x

Вешалка для верхней одежды и головных уборов

х

х

x

 

 

Стул (не менее одного):

 

 

 

 

 

на гостя

x

x

x

x

x

на комнату

x

x

x

 

 

Кресло для отдыха:

 

 

 

x

x

на гостя

 

 

 

x

x

на номер

 

x

x

 

 

Стол/письменный стол

x

x

 

 

 

Письменный стол с рабочим креслом

 

 

x

x

x

Журнальный столик

 

 

 

x

x

Полка (подставка) для багажа

x

x

x

x

x

Подставка под телевизор

 

 

x

x

x

Плотные занавеси (или  жалюзи), обеспечивающие затемнение помещения

x

x

x

x

x

Зеркало:

 

 

 

 

 

в полный рост, в каждой комнате

 

 

 

x

x

в комнате, дополнительно к зеркалу в ванной/над умывальником

x

x

x

 

 

Щетки: одежная, сапожная

x

x

x

x

x

Ключ комбинированный (для открывания бутылок)

x

x

x

x

x

Графин, стаканы

x

x

x

 

 

Набор посуды для мини-бара

 

 

 

x

x

Пепельницы

x

x

x

x

x

Информационные материалы в номере:

 

 

 

 

 

на иностранных языках

 

 

x

x

x

телефонный справочник

 

x

x

x

x

перечень предоставляемых гостиницей услуг

x

x

x

x

x

рекламные материалы (буклеты, брошюры и пр.) с туристской и другой информацией

 

x

x

x

x

Набор письменных принад­лежностей (конверты, почто­вая бумага, ручка, карандаш)

 

 

x

x

x

Противопожарная инструк­ция

x

x

x

x

x

Инструкция о действиях в экстремальных условиях, характерных для данного места (оползни в горах, землетрясения и т.п.)

x

x

x

x

x

6. Инвентарь и предметы санитарно-гигиенического оснащения номера

Зеркало над умывальником

x

x

x

 

 

большого размера или зеркальная стенка

 

 

 

x

x

косметическое для бритья и макияжа

 

 

 

x

x

Полка для туалетных принадлежностей

x

x

x

x

x

Занавес для ванной

 

 

x

x

x

Коврик

x

x

x

x

x

Фен для сушки волос

 

 

 

 

x

Полотенцедержатель, крючки для одежды

x

x

x

x

x

Полотенца (на каждого гостя):

 

 

 

 

 

не менее двух

x

x

 

 

 

не менее трех

 

 

x

 

 

не менее пяти

 

 

 

x

x

в том числе банное

x

x

x

x

x

Махровая простыня: в апар­таментах

 

 

x

 

 

Халат банный (на каждого гостя)

 

 

 

 

x

Шапочка банная (на каждого гостя)

 

 

x

x

x

Тапочки банные (на каждого гостя)

 

 

 

 

x

Туалетные принадлежности на каждого гостя (замена по мере потребления):

x

x

x

x

x

туалетное мыло: в фирменной упаковке

 

 

x

x

x

шампунь, гель, лосьон, соль для ванны

 

 

 

x

x

Салфетки:

 

 

 

 

 

бумажные

 

 

x

x

х

махровые

 

 

 

x

x

Туалетная бумага (с резервным рулоном)

x

x

x

x

x

Держатель для туалетной бумаги

x

x

x

x

x

Крышка для унитаза

x

x

x

x

x

Щетка для унитаза (в футляре)

x

x

x

x

x

Корзина для мусора

x

x

x

x

x

Пакеты для предметов гигиены

 

x

x

x

x

Пакеты прачечной, химчистки

 

 

x

x

x

7. Санитарные объекты общего пользования

Туалеты:

 

 

 

 

 

вблизи общественных помещении на этажах для номеров

x

x

x

x

x

без санузлов (не менее 1 на 5 номеров, включая туатеты в душевых и ванных комнатах обшего пользования но не менее - на этаж)

x

x

 

 

 

Оборудование туалетов:

 

 

 

 

 

туалетные кабины, умывальник с зеркалом, электророзетка, туалетная бумага, мыло, бумажные салфетки или электрополотенца, крючки для одежды, корзины для мусора

x

x

x

x

x

Ванные комнаты/душевые: на этажах для номеров без сан узлов( ванные/душевые кабины из расчета 1 на каж­дые 5 номеров без санузла, но не менее 2 на этаж)

x

x

 

 

   

Оборудование ванных комнат/душевых: ванные, душевые кабины, туалетная кабина, умывальник с зеркалом и полкой для туалетных принадлежностей, крючки для одежды, корзина для мусора

x

x

 

 

 

8. Общественные помещения

Должны иметь мебель и другое оборудование, соответствующее функ­циональному назначению помещения

x

x

x

x

x

Служба приема (рецепция) с зоной для отдыха и ожида­ния: кресла, диваны, стулья, столы, журнальные столики

x

x

x

x

x

Специальное напольное покрытие: (гранитное, мраморное, мозаичное)

x

x

x

x

x

Ковры или ковровое покры­тие в зоне отдыха

 

 

x

x

x

Декоративное озеленение, художественные композиции, музыкальное вещание

 

 

x

x

x

Газеты, журналы

 

 

 

x

x

Сейф для хранения ценностей гостей

x

x

x

x

x

Гардероб: в вестибюле

x  

  x

  x

x

x

Гостиные (салоны)

 

 

x

x

x

Помещение (часть помещения) для просмотра телепередач

x

x

 

 

 

Зал универсальный для культурных/деловых мероприятий, с оборудо­ванием для синхронного перевода, аудио- и видео­аппаратурой

 

 

x

x

x

Бизнес-центр:

 

 

 

 

 

электронные средства связи, копировальная техника

 

 

x

x

x

помещения для перегово­ров, компьютеры, телефакс

 

 

 

 

x

Спортивно-оздоровительный центр (с тренажерным или спортивным залом) или клуб здоровья

 

 

 

x

x

Плавательный бассейн:

 

 

 

 

 

с сауной

 

 

 

 

x

или сауна

 

 

 

x

 

Медицинский кабинет

 

 

 

 

x

Парикмахерская:

 

 

x

x

x

в гостинице с количеством номеров более 50 салон (косметический каби­нет, маникюр, педикюр)

 

 

 

x

x

Комната бытового обслужи­вания

x

x

x

 

 

Магазины и торговые киоски

 

 

 

x

x

Коридоры: сплошное ковро­вое покрытие/ковры

 

 

x

x

x

9. Помещения для предоставления услуг питания

Ресторан или кафе3

 

x

x

 

 

Кафе  

 

 

 

x

x

Ресторан:

 

 

 

 

 

несколько залов

 

 

 

x

x

отдельные кабинеты

 

 

 

x

x

банкетный зал (залы), возможен трансформи­руемый в конференц-зал

 

 

 

x

x

ночной клуб

 

 

 

 

x

Бар

 

 

x

x

x

10. Услуги

Служба приема (круглосуточный прием)

x

x

x

x

x

Швейцар

 

 

 

x

x

Подноска багажа (из машины в номер и из номера в машину) круглосуточно:

 

 

 

 

 

обязательная

 

 

 

x

x

по просьбе

x

x

x

 

 

Утренняя побудка (по просьбе)

x

x

x

 

 

Уборка номера горничной:

 

 

 

 

 

ежедневная

x

x

x

x

x

с контролем за его состоя­нием (в течение дня)

 

 

 

x

x

Уборка кроватей горничной

x

x

x

x

x

Вечерняя подготовка номера

 

 

 

 

x

Смена постельного белья:

 

 

 

 

 

один раз в пять дней

x

x

x

 

 

один paз в три дня

   

   

   

x

x

ежедневно

 

 

 

 

x

Смена полотенец:

 

 

 

 

 

одни раз в три дня

x

x

 

 

 

ежедневно

 

 

x

x

x

Стирка и глажение:

 

 

 

 

 

исполнение в течение суток

x

x

x

x

x

исполнение в течение 12 ч

 

 

 

x

x

Глажение:

 

 

 

 

 

исполнение в течение 1 ч

 

 

 

x

x

предоставление утюга, гла­дильной доски

x

x

x

 

 

Химчистка:

 

 

 

 

 

исполнение в течение суток

 

x

x

x

x

исполнение в течение 12 ч

 

 

 

x

x

Мелкий ремонт одежды

x

x

x

x

x

Чистка обуви:

 

 

 

 

 

персоналом гостиницы

 

 

 

x

x

или автоматом

 

x

x

x

x

Почтовые и телеграфные услуги:

x

x

x

x

x

отправление и доставка заказной корреспонденции, телексов

 

 

 

x

x

телефаксов

 

 

 

 

x

Вручение корреспонденции гостям

x

x

x

x

x

Машинопись, копирование документов, услуги секретаря, стенографиста, переводчика (в том числе синхрониста), посыльного, других услуг бизнес-центра

 

 

 

x

x

Предоставление в пользование (самостоятельное или с участием обслуживающего персонала) компьютеров, электронных средств связи, видео-, аудиооборудования

x

x

x

x

x

Хранение ценностей в сейфе администрации

 

 

 

x

x

Хранение багажа

x

x

x

x

x

Обмен валюты:

 

 

x

 

 

круглосуточный

 

 

 

x

x

Организация встреч и проводов (в аэропорту, на вокзале и т.д.)

 

 

 

x

x

Вызов такси

x

x

x

x

x

Аренда (прокат) автома­шины Парковка(персоналом гостиницы! и подача из гаража (со стоянки) к подъезду автомобиля

 

 

 

x

x

Основные виды технического обслуживания автомобилей

 

 

 

 

x

гостей:

 

 

 

 

 

в гостинице

 

 

 

x

x

в мотеле

 

x

x

x

 

Бронирование билетов на различные виды транспорта

 

 

x

x

x

Бронирование н/илн про­дажа билетов в театры, на спортивные, зрелищные мероприятия

x

x

x

x

x

Туристские:

 

 

 

 

 

туристская информа­ция

x

x

x

x

x

экскурсии, гиды-пере­водчики, инструкторы-проводники

 

 

x

x

x

Медицинские:

 

 

 

 

 

вызов скорой ломоши, поль­зование аптечкой

x

x

x

x

х

11. Услуги питания

Обслуживание:

 

 

 

 

 

возможность выбора любого из вариантов предоставляемого питания (завтрак, двухразовое, трехразовое питание)

 

x4

x4

x

x

работа хотя бы одного кафе или бара в любое вре­мя суток

 

 

 

x

x

Завтрак: предоставление  

 

x

x

x

x

начало - не позднее 7.00

 

 

x

x

x

окончание: не ранее 10.00

 

x

x

x

 

не ранее 11.00

 

 

 

 

x

Бронирование мест в ресто­ране (при наличии ресторана)

 

x

x

x

x

Обслуживание в номере:

 

 

 

 

 

в часы завтрака

 

x

x

 

 

с 7.00 до 24.00

 

 

x5

x

 

круглосуточно

 

 

 

 

x

меню завграка в номере

 

 

 

x

x

12. Требования к персоналу и его подготовке

Письменные стандарты (инструкции) для персонала, фиксирующие функциональ­ные обязанности и установ­ленные правила работы

x

x

x

x

x

Квалификация: руководители и персонал должны пройти профессиональную подготовку: соответствую­щую выполняемой работе

x

x

x

x

x

по обеспечению безопасно­сти в гостинице

x

x

x

x

х

Знание иностранных языков достаточное:

 

 

 

 

 

знание персоналом, заня­тым в зоне обслуживания, одного иностранного языка международного общения или наиболее употребляе­мого иностранными клиен­тами в данном районе

x

x

 

 

 

свободное владение персо­налом одним из иностран­ных языков; в службе приема обеспечение перс-вода с 2-3 иностранных языков

 

 

x

x

x

Медицинские требования: персонал должен проходить периодическое медицинское освидетельствование

x

x

х

x

x

Внешний вид персонала:

 

 

 

   

   

форменная одежда, дифференцированная по службам

 

 

x

x

x

служебные значки

 

 

x

x

x

Требования к поведению: персонал должен быть способен создавать в гостинице атмосферу гостеприимства, в отношении гостей проявлять доброжелательность

x

x

x

x

x

Примечания: Знак «x» означает обязательное выполнение требования. 1. Не обязателен при использовании централ изо ванного аварийного электроснабжения. 2. В скобках указаны плошали для строящихся и реконструируемых гостиниц. 3. Для гостиниц, имеющих более 50 номеров. 4. Для гостиниц, имеющих более 50 номеров. 5. При наличии ресторана.