Специфика экономики бон и его социальные функции
БОН – особая собирательная отрасль народного хозяйства, отрасль материального производства в сфере обслуживания, которая объединяет предприятия, выполняющие заказы населению по изготовлению и ремонту изделий личного потребления и оказывающие бытовые услуги.
По данным НИЭИ БР домашнее хозяйство отнимает у людей 275 млрд. чел.-час. в год, или 17% суточного фонда времени у работающих женщин и 6% - у работающих мужчин. Применение СБТ уменьшает затраты времени на ведение домашнего хозяйства в 3 раза, а пользование услугами предприятий БОН – до 6 раз. Социальные функции БОН проявляются в экономии общественного труда, высвобождении значительных ресурсов (материальных и финансовых), рациональном использовании свободного времени населения.
БОН имеет свои специфические особенности, которые позволили ей выделиться в особую отрасль народного хозяйства. Рассмотрим основные отличительные особенности, это:
Непосредственная связь производства бытовых услуг с их потреблением. Эта специфическая особенность проявляется в том, что фаза производства и распределения (обмена) совпадает по времени и по месту. В бытовом обслуживании сначала имеется заказ на производство услуг, затем осуществляется его выполнение. Например, в легкой промышленности в массовом производстве продукции помимо ее производства имеется реализация, осуществляемая через торговлю, которая отделена от производства, как по месту, так и по времени.
Обязательное участие в производстве бытовых услуг потребителя и документальное оформление заказа. Для производства бытовой услуги необходимо непосредственное участие заказчика, который дает установку производству в форме заказа. В процессе массового же производства потребитель не участвует.
Участие БОН в создании совокупного общественного продукта. Бытовое обслуживание населения в своей основе направлено на образование вещественного богатства страны. Рассмотрим его проявление при производстве новой вещи, где непременным участником является труд, предметы труда и средства производства. Здесь целесообразная деятельность человека направлена на создание новых материальных благ. При ремонте вещей происходит восстановление ее потребительной стоимости.
Создание меновой стоимости. Она находит свое выражение в обмене материальных ценностей на денежные доходы населения. Заказчик платит за оказанную услугу, получает материальную ценность, а предприятие службы быта выступает как часть торговли, где формируется товарооборот.
БОН имеет также ряд особенностей частного порядка, связанных с производством и потреблением бытовых услуг, которые дополняют основные особенности отрасли, к ним относятся:
Индивидуальные особенности и вкусы потребителей.
Невзаимозаменяемый характер бытовой услуги.
Локальный (местный) характер работы предприятий службы сбыта.
Возникновение потребности в бытовых услугах.
Сезонность в поступлении заказов.
Срочность выполнения заказов.
Целесообразность ремонта.
Размещение предприятий службы сбыта.
Реклама бытовых услуг.
Таким образом, данная специфика позволяет формировать социально значимую для региона отрасль народного хозяйства, которая в условиях рынка должна стать в социальной сфере определяющей, т.к. она обслуживает различные слои населения, в том числе и социально незащищенные.
- «Международный институт трудовых и социальных отношений»
- Введение
- 1. Учебно-тематический план курса “Менеджмент в социальной сфере”
- 2. Курс лекций Тема 1. Теоретические аспекты менеджмента в социальной сфере Вопросы
- Социальная политика государства, ее модели
- Социальная сфера и ее структура
- Тема 2. Понятие территориальной организации. Социальная сфера, факторы ее формирования. Вопросы
- 1. Сущность территориальной организации социальной сферы, факторы ее формирования.
- 2. Территориальные социальные комплексы, их классификация.
- Тема 3: Становление и развитие менеджмента в социальной сфере Вопросы
- 1. История развития менеджмента в социальной сфере. Предмет курса
- 2. Социальное управление: сущность, функции, структуры.
- 3. Концепция антропосоциального управления обществом
- Тема 4: Программы социальной защиты населения
- 2. Социальная защита в плановой и рыночной экономике. Принципы эффективной системы социального обеспечения
- Тема 5: Характеристика бон как отрасли социальной сферы Вопросы
- Специфика экономики бон и его социальные функции
- Классификация бытовых услуг
- Организационные формы бон, формирование контактной зоны
- Тема 6: Организация туристической деятельности
- 2. Виды туризма, условия развития, принципы и функции
- 3. Понятие туристического продукта, его отличительные особенности и специфика
- 4. Сегментация туристического продукта, изучение потребностей потребителей
- Тема 7: Банковские услуги и социальные гарантии населению Вопросы
- 1. Сущность банковской системы в Республике Беларусь, ее задачи по реализации социальных гарантий населению
- 2. Организация маркетинговых структур в банках
- 3. Эволюция маркетинга в банковской сфере (на примере банков сша и Англии).
- Тема 8: Организация торговли в условиях рынка Вопросы
- Сущность, цель и задачи торгового менеджмента
- Функции и механизм торгового менеджмента.
- Тема 9: Сущность, роль и значение социального управления трудовым коллективом Вопросы
- Социальные отношения трудового коллектива
- Социальное управление трудовым коллективом: сущность, роль и значение
- Характеристика основных факторов социальной среды предприятия
- 3. Литература
- 3.1. Нормативно-законодательные акты:
- 3.2. Основная литература
- 3.3. Дополнительная литература
- Содержание