1. История развития менеджмента в социальной сфере. Предмет курса
Теоретической и методической основой социального менеджмента являются социология и психология.
Термин «социология» ввел в научный оборот Огюст Конт (французский философ, основатель школы позитивизма, социальный реформатор). Под термином социология он понимал научное изучение явлений общественной жизни. Новую науку он противопоставил философии. Он исходил из необходимости исследования взаимосвязей факторов, их функционирования в рамках больших систем. Высшим видом систем он считал общество. Социология, как самостоятельная наука об обществе, сформировалась в середине 19 века. Определенный вклад в развитие социологии внесли Чарльз Дарвин (борьба за существование и естественный отбор – социальный дарвинизм). Герберт Спенсер (считал, что социальный организм состоит из трех главных систем: «регулятивной», «производящей средства для жизни», и «распределительной»). Далее социология развивается как концепция массового общества, межличностных отношений, психологии толпы и делится на «общую» и специальную».
В становлении и развитии социального менеджмента большую роль сыграли исследования немецкого социолога – Макса Вебера. Он являлся основоположником понимающей социологии и теории социального действия, т.е. экономического поведения людей в обществе. Он создал концепцию рациональной бюрократии, идеальный тип которой, это:
управленческая деятельность осуществляется постоянно,
установлена сфера деятельности и компетенции каждого человека в управлении,
иерархия образует основной принцип контроля за чиновниками,
чиновник отделен от собственности на средства производства, а должность отделена от индивида, выполняющего административные функции,
управленческие функции документируются и т.д.
Вебер считал, что бюрократия обладает точностью, быстротой, компетентностью; она обеспечивает служебную тайну, единоначалие, субординацию, сведение конфликтов до минимума, экономичность.
Итальянский социолог Вильфредо Парето рассматривал общество как систему, находящуюся в состоянии динамического равновесия; он делил общество на элиту (лучшие) и неэлиту, пытался математически обосновать концепцию взаимосвязи всех экономических факторов; сформулировал закон распределения доходов.
В начале 20 века социология дополняется психоаналитической школой, ярким представителями которой являлись: З. Фрейд, Э. Рос и др. Т.о. в 19-м – первой половине 20 веков были разработаны основы социологии, составившие специфику социологического подхода к изучению общества и способствовали становлению и развитию социального менеджмента.
Современные концепции менеджмента базируются на концепции человеческих отношений (американский социолог Элтон Мэйо) в производственном процессе. Проведенные исследования обнаружили факт существования неформальных групп в социальной организации внутри трудовых групп. Э.Мэйо пришел к выводу, что решающее влияние на рост производительности труда рабочего оказывают не материальные, а психологические и социальные факторы. Затем Курт Левин (немецко-американский социолог) разрабатывает теорию социальной психологии малых групп, где действуют лидеры и рядовые члены; Роберт Кинг Мертон (американский социолог) вводит понятие «социальная ситуация» при изучении массовых коммуникаций в обществе.
Таким образом, школа «человеческих отношений» разработала концепцию, в соответствии с которой человек стремится к существованию в социальной связи с другими людьми; и все проблемы производства должны решаться с учетом социального и психологического факторов.
Следует назвать еще одну теорию организации управления, разработанную американским ученым Д.Макгрегором, известную как «теорию икс» и «теорию игрек». Согласно первой («икс») люди в организации не любят своей работы и их нужно принуждать выполнять ее и строго контролировать. Поэтому им нужно четко определять поощрения и наказания. Согласно второй («игрек») внимание обращается на природу взаимоотношений, созданию среды, благоприятствующей возникновению преданности организационным целям и проявлению самостоятельности при достижении поставленных целей.
Исходя из вышеуказанного:
Менеджмент в социальной сфере охватывает экономические, технико-организационные, юридические, психологические вопросы управления социальной сферой.
Предметом социального менеджмента является управление социальными системами и социальной сферой.
Социальный менеджмент имеет дело с человеком, взятом в его социальном качестве, с личностью, управлением процессами взаимодействия социальной среды и личности.
- «Международный институт трудовых и социальных отношений»
- Введение
- 1. Учебно-тематический план курса “Менеджмент в социальной сфере”
- 2. Курс лекций Тема 1. Теоретические аспекты менеджмента в социальной сфере Вопросы
- Социальная политика государства, ее модели
- Социальная сфера и ее структура
- Тема 2. Понятие территориальной организации. Социальная сфера, факторы ее формирования. Вопросы
- 1. Сущность территориальной организации социальной сферы, факторы ее формирования.
- 2. Территориальные социальные комплексы, их классификация.
- Тема 3: Становление и развитие менеджмента в социальной сфере Вопросы
- 1. История развития менеджмента в социальной сфере. Предмет курса
- 2. Социальное управление: сущность, функции, структуры.
- 3. Концепция антропосоциального управления обществом
- Тема 4: Программы социальной защиты населения
- 2. Социальная защита в плановой и рыночной экономике. Принципы эффективной системы социального обеспечения
- Тема 5: Характеристика бон как отрасли социальной сферы Вопросы
- Специфика экономики бон и его социальные функции
- Классификация бытовых услуг
- Организационные формы бон, формирование контактной зоны
- Тема 6: Организация туристической деятельности
- 2. Виды туризма, условия развития, принципы и функции
- 3. Понятие туристического продукта, его отличительные особенности и специфика
- 4. Сегментация туристического продукта, изучение потребностей потребителей
- Тема 7: Банковские услуги и социальные гарантии населению Вопросы
- 1. Сущность банковской системы в Республике Беларусь, ее задачи по реализации социальных гарантий населению
- 2. Организация маркетинговых структур в банках
- 3. Эволюция маркетинга в банковской сфере (на примере банков сша и Англии).
- Тема 8: Организация торговли в условиях рынка Вопросы
- Сущность, цель и задачи торгового менеджмента
- Функции и механизм торгового менеджмента.
- Тема 9: Сущность, роль и значение социального управления трудовым коллективом Вопросы
- Социальные отношения трудового коллектива
- Социальное управление трудовым коллективом: сущность, роль и значение
- Характеристика основных факторов социальной среды предприятия
- 3. Литература
- 3.1. Нормативно-законодательные акты:
- 3.2. Основная литература
- 3.3. Дополнительная литература
- Содержание