2. Территориальные социальные комплексы, их классификация.
Практически во всех странах мира в большей или меньшей степени идет процесс территориального комплексообразования. Он охватил как производственную, так и социальную сферу.
Территориальный социальный комплекс (ТСК) представляет собой относительно автономную систему в составе территориально-социально-производственного комплекса ТПСК, включающую социальную сферу последнего, тесно связанную с производством и обеспечивающую его функционирование.
Состав ТСК и его структура различны в разных ТСПК и зависят от многих факторов: природных и природно-ресурсных, населенческих (в самом широком их понимании, включая историко-культурные традиции), специализации ТСПК, иерархии ТСК и их типологии.
Иерархия ТСК носит, в основном, территориальный характер. Следует различать ТСК локальные (местные), региональные, межрегиональные.
Место в иерархии ТСК – один из важных элементов определения типов этих комплексов. Другой элемент – структура ТСК.
Структура ТСК – это соотношение между отраслями социальной сферы. Количественных показателей доля выявления этого соотношения много, среди них – стоимость основных фондов, стоимость предоставляемых разными отраслями социальной сферы услуг, занятость в разных отраслях и др. Определение структуры социальной сферы может выявить комплексообразующие отрасли – отрасли региональной специализации этой сферы, а также обслуживающие и вспомогательные. При этом в разных ТСК, в зависимости от их специализации, эти отрасли иногда меняются местами.
В ряде районов к комплексообразующим отраслям (отраслям специализации социальной сферы) можно отнести, например, международный туризм, санаторно-курортное дело, высшее образование, культуру и др. К обслуживающим отраслям можно отнести гостиничное хозяйство, бытовой облуживание и пр., а к вспомогательным – пассажирский транспорт, связь в части ее услуг населению и т.д.
Исходя из иерархии и специализации ТСК, его можно отнести к определенному типу. Число таких типов достаточно велико. Так, может быть локальной ТСК со специализацией в области науки (рис. 1.).
Говоря о развитии социальной сферы и ее специализации, нельзя не отметить, что во многих городах и районах она используется лишь для обслуживания тех территориальных объектов, в которых предприятия данной сферы расположены (это, так сказать социальная сфера для «внутреннего обслуживания»). Но в отдельных субъектах федерации, в ряде городов и районов значение социальной сферы выходит за рамки обслуживания «своего» населения (это как бы социальная сфера «внешнего обслуживания»). Именно в этих случаях некоторые отрасли социальной сферы превращаются в отрасли специализации социальной сферы не только внутри ее, но, иной раз, и в составе всего территориального социально- производственного комплекса (ТСПК). Так обстоит, например, в России дело в санаторно-курортном районе Сочи (где туристско-рекреационная сфера становится отраслью специализации всего ТСПК), во Владимиро-Суздальском районе (рекреационно-познавательный туризм), за рубежом – в Оксфорде или Кембридже (высшее образование) или в Мекке и Медине (конфессиональный туризм). Число примеров может быть умножено.
Территориальные объекты, где социальная сфера предназначена для «внутреннего обслуживания», могут в процессе управления и финансирования ориентироваться на общегосударственные нормативы, с поправками на местные условия (природные, населенческие, экономические), а для районов и городов, где социальная сфера предназначена для «высшего обслуживания», необходимы специальные нормативы, зависящие от масштабов социальной сферы «внешнего значения» и ее специализации. При этом соответствующие нормативы должны, конечно, учитывать перспективы развития отраслей специализации социальной сферы.
Показатель средней временной (транспортной) доступности центра для жителей прилегающего района представляет собой средневзвешенную величину затрат одним жителем района для достижения центра и рассчитывается по формуле:
где
Тср - средняя временная (транспортная) доступность центра для жителей рассматриваемого района;
ni - население i-го населенного пункта;
ti - время достижения центра по существующим дорогам из i-го пункта;
m - множество населенных мест;
N- население района.
Различают отраслевой и территориальный подходы к управлению социальной сферой.
В социальной сфере исторически сложилось, что отраслевые органы управления занимали ведущее положение. Это было обусловлено директивным управлением всего народно-хозяйственного комплекса, в том числе и социальной сферы. Был строгий идеологический контроль в таких отраслях, как культура и образование. По мере усложнения протекающих в обществе социальных процессов, отраслевой подход стал объектом острой критики, и акцент в управлении переместился на территориальный уровень.
В настоящее время основными субъектами, управляющими социальной сферой, являются территориальные органы управления, чья роль существенно возросла в ходе экономических реформ. В результате приватизации объектов государственной собственности, многие объекты социальной инфраструктуры предприятий были переданы в ведение областных, городских и районных исполнительных комитетов. Территориальные органы получили дополнительный рычаг управленческих действий. Значительная часть налоговых сборов остается сейчас в распоряжении региональных и местных бюджетов.
Период рыночных преобразований характеризуется также массовым переходом в собственность регионов имущества организаций социальной сферы. На территориальные органы управления возложена вся полнота ответственности за социально-экономическое развитие региона, его социальной сферы, в частности, им переданы основные ресурсы, необходимые для решения данной задачи. Ныне сложившейся принцип управления социальной сферы получил определение территориально-отраслевого.
Рис. 1. Территориальный социальный комплекс
- «Международный институт трудовых и социальных отношений»
- Введение
- 1. Учебно-тематический план курса “Менеджмент в социальной сфере”
- 2. Курс лекций Тема 1. Теоретические аспекты менеджмента в социальной сфере Вопросы
- Социальная политика государства, ее модели
- Социальная сфера и ее структура
- Тема 2. Понятие территориальной организации. Социальная сфера, факторы ее формирования. Вопросы
- 1. Сущность территориальной организации социальной сферы, факторы ее формирования.
- 2. Территориальные социальные комплексы, их классификация.
- Тема 3: Становление и развитие менеджмента в социальной сфере Вопросы
- 1. История развития менеджмента в социальной сфере. Предмет курса
- 2. Социальное управление: сущность, функции, структуры.
- 3. Концепция антропосоциального управления обществом
- Тема 4: Программы социальной защиты населения
- 2. Социальная защита в плановой и рыночной экономике. Принципы эффективной системы социального обеспечения
- Тема 5: Характеристика бон как отрасли социальной сферы Вопросы
- Специфика экономики бон и его социальные функции
- Классификация бытовых услуг
- Организационные формы бон, формирование контактной зоны
- Тема 6: Организация туристической деятельности
- 2. Виды туризма, условия развития, принципы и функции
- 3. Понятие туристического продукта, его отличительные особенности и специфика
- 4. Сегментация туристического продукта, изучение потребностей потребителей
- Тема 7: Банковские услуги и социальные гарантии населению Вопросы
- 1. Сущность банковской системы в Республике Беларусь, ее задачи по реализации социальных гарантий населению
- 2. Организация маркетинговых структур в банках
- 3. Эволюция маркетинга в банковской сфере (на примере банков сша и Англии).
- Тема 8: Организация торговли в условиях рынка Вопросы
- Сущность, цель и задачи торгового менеджмента
- Функции и механизм торгового менеджмента.
- Тема 9: Сущность, роль и значение социального управления трудовым коллективом Вопросы
- Социальные отношения трудового коллектива
- Социальное управление трудовым коллективом: сущность, роль и значение
- Характеристика основных факторов социальной среды предприятия
- 3. Литература
- 3.1. Нормативно-законодательные акты:
- 3.2. Основная литература
- 3.3. Дополнительная литература
- Содержание