Социальная политика государства, ее модели
Основные элементы социальной политики государства:
создание правовых, организационных и финансовых условий организациям социальной сферы для удовлетворения различных потребностей членов общества;
создание правовых, организационных, производственных предпосылок для самостоятельного зарабатывания гражданами средств на поддержание необходимого уровня жизни;
создание условий для удовлетворения потребностей населения путем развития социальной инфраструктуры, находящейся в собственности и/или распоряжении государственных или муниципальных органов управления;
организация производства, распределения и потребления отдельных товаров и продуктов на производственных предприятиях и в учреждениях социальной сферы, находящихся в собственности и/или распоряжении государственных или муниципальных органов управления.
Модель социальной политики – общая схема описания важнейших ее элементов, целей, задач, инструментария, форм реализации во взаимосвязи с обусловливающими ее экономическими, демографическими, политическими и другими факторами.
Литературные источники по проблеме [1,2] выделяют следующие основные модели социальной политики:
Патерналистская модель. Была характерна для директивной экономики нашей страны и других бывших социалистических стран. Здесь государство берет на себя ответственность за экономическое и социальное положение граждан; осуществляет жесткое директивное регулирование производства, распределения и обмена социальных благ и услуг. Вмешивается в функционирование социальной сферы, в результате происходит ее огосударствление. Социальные блага получают все граждане, практически в равной степени.
Шведская модель благосостояния. Ей присуще равноправие отдельных классов, солидарность различных социально-экономических групп и слоев населения. Здесь государство берет на себя равную защиту интересов всех членов общества, добивается относительного сближения благосостояния отдельных групп населения. В результате обеспечивается высокий уровень качества и общедоступность социальных услуг, на которые расходуется примерно 40% всех расходов государственного бюджета.
Концепция «государства благосостояния». – широко распространена в индустриально развитых странах: Великобритании, Франции и др. Она сформировалась в периоды экономических и политических потрясений, когда государство брало на себя все функции, включая социальную сферу, минимизируя при этом действия рыночных структур. Это гарантировало общедоступность социальных благ и услуг, причем критериями доступа к социальным благам становилось гражданство как право каждого гражданина получать социальную поддержку и защиту со стороны государства.
Концепция «социального рыночного хозяйства» – наиболее полно была реализована в ФРГ. Ее сущность заключается в признании примата экономической свободы предпринимателя и невмешательстве администрации в экономику, поскольку рыночная свобода создает предпосылки для достижения социальных целей. В результате была развита целая система социальных амортизаторов, не позволяющих любому гражданину опускаться ниже установленной черты бедности. Это более рыночная, чем концепция «государства благосостояния» модель социальной политики.
Рыночная модель социальной политики – предполагает усиление рыночного начала в социальной сфере взамен широкого государственного вмешательства. Это находит свое воплощение, во-первых, в частичном разгосударствлении социальной сферы, во-вторых, в расширении применения рыночных инструментариев в функционировании социальных отраслей. Выделяется два вида социальной политики: для трудоспособных граждан (это создание условий для повышения их трудовой активности и развитию самопомощи) и нетрудоспособных по причинам болезни, несчастного случая, старости и безработицы.
- «Международный институт трудовых и социальных отношений»
- Введение
- 1. Учебно-тематический план курса “Менеджмент в социальной сфере”
- 2. Курс лекций Тема 1. Теоретические аспекты менеджмента в социальной сфере Вопросы
- Социальная политика государства, ее модели
- Социальная сфера и ее структура
- Тема 2. Понятие территориальной организации. Социальная сфера, факторы ее формирования. Вопросы
- 1. Сущность территориальной организации социальной сферы, факторы ее формирования.
- 2. Территориальные социальные комплексы, их классификация.
- Тема 3: Становление и развитие менеджмента в социальной сфере Вопросы
- 1. История развития менеджмента в социальной сфере. Предмет курса
- 2. Социальное управление: сущность, функции, структуры.
- 3. Концепция антропосоциального управления обществом
- Тема 4: Программы социальной защиты населения
- 2. Социальная защита в плановой и рыночной экономике. Принципы эффективной системы социального обеспечения
- Тема 5: Характеристика бон как отрасли социальной сферы Вопросы
- Специфика экономики бон и его социальные функции
- Классификация бытовых услуг
- Организационные формы бон, формирование контактной зоны
- Тема 6: Организация туристической деятельности
- 2. Виды туризма, условия развития, принципы и функции
- 3. Понятие туристического продукта, его отличительные особенности и специфика
- 4. Сегментация туристического продукта, изучение потребностей потребителей
- Тема 7: Банковские услуги и социальные гарантии населению Вопросы
- 1. Сущность банковской системы в Республике Беларусь, ее задачи по реализации социальных гарантий населению
- 2. Организация маркетинговых структур в банках
- 3. Эволюция маркетинга в банковской сфере (на примере банков сша и Англии).
- Тема 8: Организация торговли в условиях рынка Вопросы
- Сущность, цель и задачи торгового менеджмента
- Функции и механизм торгового менеджмента.
- Тема 9: Сущность, роль и значение социального управления трудовым коллективом Вопросы
- Социальные отношения трудового коллектива
- Социальное управление трудовым коллективом: сущность, роль и значение
- Характеристика основных факторов социальной среды предприятия
- 3. Литература
- 3.1. Нормативно-законодательные акты:
- 3.2. Основная литература
- 3.3. Дополнительная литература
- Содержание