2. Социальное управление: сущность, функции, структуры.
Управление социальными процессами и социальной сферой на любом уровне – сложная, комплексная система. С одной стороны она затрагивает вопросы социальной деятельности людей, а с другой – управление организациями социальной сферы.
Социальный менеджмент имеет дело с человеком в его социальном качестве, с управлением процессами взаимодействия социальной среды и личности.
Социальный менеджмент – одна из разновидностей менеджмента, которая имеет свою цель и задачи развития, принципы и функции управления. Ему свойственны этапы: планирования, оперативного руководства, учета и контроля. Он решает проблемы учета и согласования экономических, технических, организационных, социологических, психологических и политических вопросов. В структурном плане – это органы правления, кадры управления, система коммуникаций, техника управления.
В зависимости от приоритета выбранных средств управление может быть:
командно-административным;
экономическим;
социально-экономическим;
технократическим.
Социально-экономическое управление в современных условиях хозяйствования является приоритетным, т.к. ориентировано на учет социальных и психологических моментов, использует экономические средства воздействия и главное внимание уделяет человеческому фактору в производстве.
В зависимости от степени жесткости, формализации и статичности управление подразделяется на:
Регламентное, в организации которого лежит идея обеспечения согласованности действий при помощи тщательно выверенных и хорошо разработанных регламентов. Регламент – это организационное положение, жестко предписывающее виды действий, условия и ограничение их осуществления.
Нормативное, строящееся преимущественно на нормативах, которые представляют собой организационные положения, неоднозначно предписывающие действия и требования к ним. Здесь устанавливается диапазон деятельности управляющего, уровень оценки средней величины параметра.
Распорядительное – организовано по принципу минимального объема организационно-стабилизирующей части, опирается на распорядительную организацию.
Социально-регулируемое – основывается на учете социально-психологических связей в коллективе, отражает взаимопонимание и взаимоподдержку, взаимоуважение, доброжелательность, понимание миссии организации, укрепление ее имиджа. Это достигается специальной программой работы с персоналом, стилем управления, мотивацией поведения человека.
Менеджмент в социальной сфере – это система гибкого предприимчивого управления в обществе, направленная на эффективное регулирование социального положения всех участников общественной жизни и на обеспечение достойного, цивилизованного существования.
Объектами управления в социальном менеджменте являются работники социальной сферы, а также вся система взаимоотношений, складывающихся между людьми в процессе функционирования социальной сферы.
Субъектами управления являются руководящий состав подразделений социальной сферы и формируемые ими органы управления, наделенные управленческими функциями.
Управление социальной сферой рассматривается на макро- и микроуровне в комплексе экономических и социальных задач. Так, на макроуровне дерево целей социально-экономических реформ, социальные и экономические вопросы, комплексы потребительского рынка и др. инфраструктуры. На микроуровне осуществляется решение этих задач в рамках отдельно взятого предприятия.
Функции управления – это виды деятельности органов управления и должностных лиц, с помощью которых они воздействуют на управляемый объект.
Менеджмент в социальной сфере имеет трехзвенное управление, он реализуется при помощи следующей системы функций:
Предварительное управление (целеполагание, прогнозирование, планирование).
Оперативное управление (организация, координация, руководство, мотивация).
Заключительное управление (контроль, учет и анализ)
Рассмотрим первую функцию – целеполагание.
Целеполагание – это начальный момент управления, в который устанавливают цели управления на определенный период и разрабатываются механизмы достижения этих целей.
Конкретные цели управления социальной инфраструктурой формируются на основе анализа потребностей всех слоев общества в социальных услугах. При этом учитываются как ближайшие (тактические), так и долгосрочные (стратегические) цели. В качестве стратегической цели может выступать наиболее полное удовлетворение потребностей всех слоев населения в услугах социальной сферы на базе передовых достижений мировой науки и НТП. Тактической целью может быть удовлетворение потребностей наиболее нуждающихся в социальной защите слоев населения с учетом возможностей экономики.
Эффективность деятельности элементов социальной инфраструктуры во многом зависит от типа используемой организационной структуры управления. Под организационной структурой управления в социальной сфере понимается совокупность элементов органа управления и устойчивых связей между ними, обеспечивающая ее целостность, сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях. Основные требования к организационной структуре: минимальное число звеньев и уровней управления, четкое распределение функций, устойчивость, непрерывность, оперативность и гибкость управления.
В социальной сфере линейные структуры, самые простые и экономичные, могут быть использованы на нижних уровнях управления однотипной деятельностью. Для управления разнотипными видами работы в социальной сфере на нижних уровнях применяются функциональные организационные структуры управления, на верхних – дивизионные. Проектные структуры целесообразно применять при управлении новыми или кратковременными видами работы в социальной сфере. Наиболее прогрессивными являются матричные организационные структуры, которые могут быть эффективно использованы при проектировании и совершенствовании в различных элементах социальной сферы.
- «Международный институт трудовых и социальных отношений»
- Введение
- 1. Учебно-тематический план курса “Менеджмент в социальной сфере”
- 2. Курс лекций Тема 1. Теоретические аспекты менеджмента в социальной сфере Вопросы
- Социальная политика государства, ее модели
- Социальная сфера и ее структура
- Тема 2. Понятие территориальной организации. Социальная сфера, факторы ее формирования. Вопросы
- 1. Сущность территориальной организации социальной сферы, факторы ее формирования.
- 2. Территориальные социальные комплексы, их классификация.
- Тема 3: Становление и развитие менеджмента в социальной сфере Вопросы
- 1. История развития менеджмента в социальной сфере. Предмет курса
- 2. Социальное управление: сущность, функции, структуры.
- 3. Концепция антропосоциального управления обществом
- Тема 4: Программы социальной защиты населения
- 2. Социальная защита в плановой и рыночной экономике. Принципы эффективной системы социального обеспечения
- Тема 5: Характеристика бон как отрасли социальной сферы Вопросы
- Специфика экономики бон и его социальные функции
- Классификация бытовых услуг
- Организационные формы бон, формирование контактной зоны
- Тема 6: Организация туристической деятельности
- 2. Виды туризма, условия развития, принципы и функции
- 3. Понятие туристического продукта, его отличительные особенности и специфика
- 4. Сегментация туристического продукта, изучение потребностей потребителей
- Тема 7: Банковские услуги и социальные гарантии населению Вопросы
- 1. Сущность банковской системы в Республике Беларусь, ее задачи по реализации социальных гарантий населению
- 2. Организация маркетинговых структур в банках
- 3. Эволюция маркетинга в банковской сфере (на примере банков сша и Англии).
- Тема 8: Организация торговли в условиях рынка Вопросы
- Сущность, цель и задачи торгового менеджмента
- Функции и механизм торгового менеджмента.
- Тема 9: Сущность, роль и значение социального управления трудовым коллективом Вопросы
- Социальные отношения трудового коллектива
- Социальное управление трудовым коллективом: сущность, роль и значение
- Характеристика основных факторов социальной среды предприятия
- 3. Литература
- 3.1. Нормативно-законодательные акты:
- 3.2. Основная литература
- 3.3. Дополнительная литература
- Содержание