logo
Организация прозводства / Конспект лекций МСС 2006

Тема 4: Программы социальной защиты населения

в различных странах

Вопросы

  1. Сущность программ социальной защиты населения в различных странах, их кризис.

  2. Социальная защита в плановой и рыночной экономике. Принципы эффективной системы социального обеспечения.

1. Сущность программ социальной защиты населения в различных странах,

их кризис

В любом государстве основным вопросом, который требует безотлагательного решения, является справедливое распределение дохода между членами общества. Проводя соответствующую фискальную политику, взимая налоги с прибыли и личных доходов, государство получает возможность осуществлять трансфертные платежи наименее социально защищенным слоям населения (пенсионерам, безработным, многодетным семьям с низкими доходами и т.п.). При этом можно наблюдать разную степень вмешательства правительства в перераспределение, начиная радикальным (в Швеции) и кончая консервативным (США).

Швеция раньше других стран сумела провести структурную перестройку промышленности при максимальной занятости населения и сокращении безработицы. Активная политика по обеспечению полной занятости и уменьшению естественного уровня безработицы подкрепляется системой мероприятий правительства и муниципальных органов. Из всех средств, направленных на поддержание занятости, около ¾ расходуется на создание рабочих мест, переквалификацию рабочих и специалистов и осуществление других мер, способствующих профессиональному росту кадров. Пособие по безработице только на 15 % оплачиваются самими рабочими, а 85 % - правительством и предпринимателями. В Швеции создана широкая сеть бюро по трудоустройству населения, которые стремятся к тому, чтобы предоставить человеку не временную и неквалифицированную работу, а работу по специальности, его склонности и интересам.

Американская модель социальной защиты основывается на двух источниках финансирования: государственном и частном. Поощряя частное предпринимательство во всех секторах экономики и взимая налоги, американское правительство тем самым способствует перераспределению национального дохода, ослаблению неравенства между богатыми и бедными. Основную тяжесть по социальной защите несет государство, которое оказывает помощь наименее социально защищенным группам населения. Эта помощь идет по линии государственного социального страхования (выплата пенсий по старости, инвалидности, в связи с потерей кормильца и т.п.), а также государственного вспомоществования. Такая помощь оказывается не только федеральной администрацией, но и в рамках социальных программ штатов. Она включает не только денежное пособие, но и материальную помощь в виде талонов на продовольствие, школьные завтраки и обеды, специальное питание беременным женщинам и грудным детям и т.п. Частная социальная помощь осуществляется в разнообразных формах от простой благотворительности до частного социального страхования и пособия, которые выплачивают фирмы своим работникам, уходящим на пенсию, пострадавшим на работе и заболевшим. Однако эта помощь не имеет обязательного и регулярного характера, особенно в условиях общего спада производства.

Неравенство доходов, создаваемое в рыночной экономике, которое усиливается особенно в период спада производства и инфляции, которое должно быть ослаблено и в определенной мере компенсировано системой мер, программ и законов по социальной защите наименее обеспеченных групп населения. Во всех развитых странах с рыночной экономикой такие программы давно работают и способствуют ослаблению социальной напряженности.

Система мер, программ и законов по социальной защите исходит из основного положения Декларации прав человека, где человеческая жизнь признается высшей ценностью для общества. Поэтому любое цивилизованное государство обязано защищать своего гражданина от экономических и социальных невзгод, потрясений, вызванных потерей работы или от резкого падения доходов, инвалидности, старости и т.п.

Опыт Западной Европы свидетельствует о том, что социальные программы являются популярным, важным и эффективным способом уменьшить степень экономической незащищенности в условиях рыночной экономики. Однако их стоимость может оказаться слишком высокой, если правительство предоставляет непомерно щедрые социальные льготы. Восточная Европа познала на собственном опыте, что первые годы экономических реформ сопряжены с риском молниеносного роста социальных затрат. Так, например, в Польше, когда в 1990 году страна приступила к программе экономических реформ, её расходы по социальным программам составляли около 10 % ВВП. Всего 3 года спустя, в 1993 году, она расходовала уже около 21 % ВВП на основные социальные программы, в том числе на выплату пособий по безработице, дотаций бедным, пенсий по возрасту и по инвалидности. В Польше Оля социальных расходов в процентном отношении к объему валового внутреннего продукта была одной из самых высоких в мире. Это можно объяснить увеличением с одной стороны выплат по безработице, с другой стороны – увеличением доли пенсионеров. В Польше пенсионеры составляли 32% взрослого населения, в США – всего 20%.

Следовательно, из опыта Западной и Восточной Европы вытекает несколько важных уроков. В гуманном обществе расходы на социальное обеспечение играют большое значение, ибо они позволяют смягчить недостатки рыночной системы. Но в тоже время социальные гарантии обходятся недешево, и если предоставляемая социальная защита выходит за рамки разумного, она может обернуться неприятными последствиями: ростом безработицы, налогов и инфляции.

В общем, социально-направленная рыночная экономика - замечательное изобретение, однако доведенная до крайности, она начинает давать сбой. Страны Западной Европы обеспечивали своим гражданам меньшую социальную защиту, чем Советский Союз, во многих из них системы социальной защиты были слишком дорогостоящими, что было оправданным в условиях экономического роста. В 60-х годах безработица оставалась на очень низком уровне, проблемы инфляции не существовало, экономический рост отличался постоянством и достигал 4% в год. 1973 год ознаменовал поворотный момент истории – мировые цены на нефть выросли более, чем в 3 раза. Это вызвало замедление темпов экономического роста, в то время как стоимость социальных программ продолжала расти. Ситуация продолжала обостряться: выросли государственные расходы, налоги перестали поспевать за ростом социальных выплат, возрос дефицит бюджета. Правительства стран Западной Европы стали покрывать свои расходы на социальное обеспечение за счет кредитов Международного валютного банка. Как следствие резко возросли налоги, возросла безработица (10% активного населения).

Таким образом, социальные программы тяжелым бременем ложатся на государственный бюджет и только сильное в экономическом отношении государство может позволить себе сильную социальную защиту населения.