Социальные отношения трудового коллектива
Результаты деятельности предприятия во многом зависят от характера отношений между сотрудниками. Эти отношения могут быть двух типов: конструктивными, способствующими успешной деятельности и неконструктивными – мешающими успешной деятельности предприятия. Конструктивными могут быть отношения либо сотрудничества, взаимной помощи, либо конкуренции, организованной так, чтобы способствовать достижению положительных результатов. Конструктивное взаимодействие сотрудников предприятия может быть основано на авторитете руководителей, системе пожизненного найма (как в Японии), высоком уровне доходов, рациональном стиле управления, психологической атмосфере в коллективе.
Неконструктивные взаимоотношения возникают тогда, когда общая направленность интересов сотрудников и социальных групп не соответствует целям предприятия. Само по себе различие сотрудников по данным признакам не обязательно ведет к неконструктивным взаимоотношениям. Мешать может авторитарный стиль руководства; конфликтные ситуации, возникающие в коллективе.
Эффективная система управления персоналом должна учитывать различие характеристик и интересов сотрудников. Например, необходимо учитывать особенности работы женщин, пенсионеров, инвалидов, молодежи. Должны уважаться религиозные чувства и национальные обычаи.
Опыт развитых стран показывает, что отношения социального партнерства более эффективны, чем отношения, основанные на административном принуждении.
Социальное партнерство – это идеология, формы и методы согласования интересов партнеров социальных групп для обеспечения их конструктивного взаимодействия. Устойчивость общественной системы и эффективность рыночной экономики зависят, прежде всего, от характера взаимоотношений предпринимателей и работающих по найму.
Целью социального партнерства является обеспечение устойчивого эволюционного развития общества.
Условия, при которых это будет возможно, определил еще в 20-х годах Питирим Сорокин. Он установил, что устойчивость общественной системы зависит от двух основных параметров:
- уровня жизни большинства населения;
- степени дифференциации доходов.
Существенное влияние на развитие идей социального партнерства оказали немецкие экономисты: Вильгельм Репке, Людвиг Эрхард и др. Они создали концепцию социального рыночного хозяйства, которая исходит из сочетания конкуренции, экономической свободы предпринимателей и активной роли государства в перераспределении доходов и организации социальной сферы.
Население развитых стран ориентировано на поиск социальных компромиссов. Благодаря идеологии социального партнерства профсоюзы и другие представители работающих по найму стали осознавать свою ответственность не только за уровень заработной платы, но и за эффективность хозяйства.
Экономической основой социального партнерства является оценка вклада различных социальных групп в создании доходов предприятия и национального дохода страны. Организация справедливой оплаты может стать одним из факторов роста эффективности производства. Опыт Швеции – эгалитарная практика заработной платы: рабочие и служащие определенной квалификации при определенных условиях труда получают одну и ту же заработную плату независимо от финансового положения (прибыльности) предприятия.
Социальное партнерство отражает исторически обусловленный компромисс интересов главных субъектов современных экономических процессов и выражает общественную необходимость социального мира как одного из основных условий политической стабильности и экономического прогресса.
К основным слагаемым социального партнерства следует отнести утверждение общечеловеческих ценностей в производстве и в других сферах общественного труда. Социальное партнерство предполагает участие наемных работников в управлении.
Социальное обустройство граждан, удовлетворение их социальных потребностей и постоянное повышение качества жизни населения давно стали нормой поведения государства (социальное государство), рыночных отношений (социально ограниченный рынок), взаимоотношений классов и социальных групп (социальное пространство). Осознан факт: высокое качество жизни населения – не только цель общественного развития, но и современный механизм получения высокого качества и надежности продукции, эффективного решения экономических проблем.
Социальная сфера управления становится относительно самостоятельной, многоструктурной и массовой как с точки зрения объекта воздействия, так и его субъекта. Социальный менеджмент – отрасль управления, формирующая у будущих специалистов теоретические и практические навыки и знания, позволяющие эффективно воздействовать на социальные процессы, влиять на формирование благоприятной для человека социальной сферы, проектировать социальные организации, что в свою очередь обеспечит рациональное использование самого богатого из всех ресурсов – человеческого.
- «Международный институт трудовых и социальных отношений»
- Введение
- 1. Учебно-тематический план курса “Менеджмент в социальной сфере”
- 2. Курс лекций Тема 1. Теоретические аспекты менеджмента в социальной сфере Вопросы
- Социальная политика государства, ее модели
- Социальная сфера и ее структура
- Тема 2. Понятие территориальной организации. Социальная сфера, факторы ее формирования. Вопросы
- 1. Сущность территориальной организации социальной сферы, факторы ее формирования.
- 2. Территориальные социальные комплексы, их классификация.
- Тема 3: Становление и развитие менеджмента в социальной сфере Вопросы
- 1. История развития менеджмента в социальной сфере. Предмет курса
- 2. Социальное управление: сущность, функции, структуры.
- 3. Концепция антропосоциального управления обществом
- Тема 4: Программы социальной защиты населения
- 2. Социальная защита в плановой и рыночной экономике. Принципы эффективной системы социального обеспечения
- Тема 5: Характеристика бон как отрасли социальной сферы Вопросы
- Специфика экономики бон и его социальные функции
- Классификация бытовых услуг
- Организационные формы бон, формирование контактной зоны
- Тема 6: Организация туристической деятельности
- 2. Виды туризма, условия развития, принципы и функции
- 3. Понятие туристического продукта, его отличительные особенности и специфика
- 4. Сегментация туристического продукта, изучение потребностей потребителей
- Тема 7: Банковские услуги и социальные гарантии населению Вопросы
- 1. Сущность банковской системы в Республике Беларусь, ее задачи по реализации социальных гарантий населению
- 2. Организация маркетинговых структур в банках
- 3. Эволюция маркетинга в банковской сфере (на примере банков сша и Англии).
- Тема 8: Организация торговли в условиях рынка Вопросы
- Сущность, цель и задачи торгового менеджмента
- Функции и механизм торгового менеджмента.
- Тема 9: Сущность, роль и значение социального управления трудовым коллективом Вопросы
- Социальные отношения трудового коллектива
- Социальное управление трудовым коллективом: сущность, роль и значение
- Характеристика основных факторов социальной среды предприятия
- 3. Литература
- 3.1. Нормативно-законодательные акты:
- 3.2. Основная литература
- 3.3. Дополнительная литература
- Содержание