Введение
В современных условиях хозяйствования все более актуальной становится проблема сбалансированной эффективной социальной политики. Социальные вопросы развития коллектива предприятия самым тесным образом связаны с экономическими проблемами хозяйствования. Особое внимание отводится социальным аспектам управления персоналом на предприятии, анализу социального развития и социальной защищенности коллектива предприятия, а также анализу роли профсоюзов в решении этих вопросов.
Обзор отечественной литературы по проблеме позволяет говорить о том, что менеджмент в социальной сфере имеет новизну и актуальность. Уже имеющийся опыт партнерских отношений показывает их действенность и эффективность, является залогом успеха экономического развития предприятия. Рациональное распределение полномочий между социальными партнерами создает больше возможностей для социальной защищенности работников в условиях рынка.
Социальное обустройство граждан, удовлетворение их социальных потребностей и постоянное повышение качества жизни населения давно стали нормой поведения государства (социальное государство), рыночных отношений (социально ограниченный рынок), взаимоотношений классов и социальных групп (социальное пространство).
Социальная сфера управления становится относительно самостоятельной, многоструктурной и массовой как с точки зрения объекта воздействия, так и его субъекта. Социальный менеджмент – отрасль управления, формирующая у будущих специалистов теоретические и практические навыки и знания, позволяющие эффективно воздействовать на социальные процессы, влиять на формирование благоприятной для человека социальной сферы, проектировать социальные организации, что в свою очередь обеспечит рациональное использование самого богатого из всех ресурсов – человеческого.
Таким образом, изучение дисциплины обусловлено необходимостью стабилизации и подъема экономики, укрепления экономического потенциала организаций для формирования возможностей его социального развития, обеспечения социальных гарантий коллектива в стратегии и тактике работы профсоюзов.
Цель преподавания дисциплины.
Целью преподавания дисциплины является формирование методических основ управления социальной сферой на макро- и микро- уровне, обусловливающих эффективное бесконфликтное руководство на основе социального партнерства и конструктивного сотрудничества.
Задачи изучения дисциплины:
рассмотреть сущность, роль и значение антропосоциального управления обществом (коллективом);
ознакомиться с программами социальной защиты населения в различных странах;
изучить специфику менеджмента в различных отраслях социальной сферы;
обеспечить специальную подготовку экономиста менеджера в области социального управления трудового коллектива;
привить навыки комплексного подхода к формированию рациональных, бесконфликтных отношений трудового коллектива и уметь дать им количественную оценку.
- «Международный институт трудовых и социальных отношений»
- Введение
- 1. Учебно-тематический план курса “Менеджмент в социальной сфере”
- 2. Курс лекций Тема 1. Теоретические аспекты менеджмента в социальной сфере Вопросы
- Социальная политика государства, ее модели
- Социальная сфера и ее структура
- Тема 2. Понятие территориальной организации. Социальная сфера, факторы ее формирования. Вопросы
- 1. Сущность территориальной организации социальной сферы, факторы ее формирования.
- 2. Территориальные социальные комплексы, их классификация.
- Тема 3: Становление и развитие менеджмента в социальной сфере Вопросы
- 1. История развития менеджмента в социальной сфере. Предмет курса
- 2. Социальное управление: сущность, функции, структуры.
- 3. Концепция антропосоциального управления обществом
- Тема 4: Программы социальной защиты населения
- 2. Социальная защита в плановой и рыночной экономике. Принципы эффективной системы социального обеспечения
- Тема 5: Характеристика бон как отрасли социальной сферы Вопросы
- Специфика экономики бон и его социальные функции
- Классификация бытовых услуг
- Организационные формы бон, формирование контактной зоны
- Тема 6: Организация туристической деятельности
- 2. Виды туризма, условия развития, принципы и функции
- 3. Понятие туристического продукта, его отличительные особенности и специфика
- 4. Сегментация туристического продукта, изучение потребностей потребителей
- Тема 7: Банковские услуги и социальные гарантии населению Вопросы
- 1. Сущность банковской системы в Республике Беларусь, ее задачи по реализации социальных гарантий населению
- 2. Организация маркетинговых структур в банках
- 3. Эволюция маркетинга в банковской сфере (на примере банков сша и Англии).
- Тема 8: Организация торговли в условиях рынка Вопросы
- Сущность, цель и задачи торгового менеджмента
- Функции и механизм торгового менеджмента.
- Тема 9: Сущность, роль и значение социального управления трудовым коллективом Вопросы
- Социальные отношения трудового коллектива
- Социальное управление трудовым коллективом: сущность, роль и значение
- Характеристика основных факторов социальной среды предприятия
- 3. Литература
- 3.1. Нормативно-законодательные акты:
- 3.2. Основная литература
- 3.3. Дополнительная литература
- Содержание