logo search
лекции по туризму

Рекреационные ресурсы (если будет время)

Важнейшей составной частью рекреационного потенциала являются рекреационные ресурсы, под которыми понимаются: компоненты природной среды; объекты хозяйственной деятельности, обладающие уникальностью, оригинальностью, эстетической привлекательностью, целебно-оздоровительной значимостью, которые могут быть использованы для организации различных видов и форм рекреационных занятий.

Рекреационные ресурсы оказывают влияние на территориальную организацию рекреационной деятельности, формирование рекреационных районов и центров, их специализацию и экономическую эффективность. Но это влияние не прямое. Оно опосредуется социально-экономическими факторами и, прежде всего, объемом и структурой рекреационных потребностей.

Для рекреационных ресурсов характерна социокультурная пространственная и временная относительность, контрастность с привычной средой обитания человека и сочетание различных природных и культурных сред. Рекреационным ресурсом является почти любое место, отвечающее следующим двум критериям:

1) место отличается от привычной среды обитания человека;

2) место является сочетанием двух различных в природном отношении сред и более.

Статистически наиболее привлекательными являются краевые зоны и совокупность различных сред (вода — суша, лес — поляна, холм — равнина и т.п.). В идеале наиболее привлекательны совокупности контрастных сред: горы + море + разнообразная культурная среда.

Потребности социокультурного освоения территорий — это основная причина и фактор превращения совокупности тех или иных свойств территории в рекреационные ресурсы.

Рекреационные ресурсы во многом являются производным от рекреационных потребностей населения, которые, в свою очередь, определяются задачами социокультурного освоения территорий. Рекреационные потоки ориентированы именно в те регионы, которые подлежат освоению. На уровне массового сознания формируется установка на то, что именно в этих местах сконцентрированы самые важные и престижные рекреационные ресурсы. При достижении пика процесса освоения территории значимость ее рекреационных ресурсов значительно снижается. Никогда не происходит полного отрицания их значимости, но нет и возврата к прежней оценке одних и тех же рекреационных ресурсов.

Потребность в социокультурном освоении территорий — это основная причина и фактор превращения совокупности тех или иных свойств территории в рекреационные ресурсы.

В настоящее время существуют различные научные и учебные публикации, в которых дается определение термина «рекреационные ресурсы».

С точки зрения автора, наибольший интерес представляет работа Н. С. Мироненко который под рекреационными ресурсами понимает объекты и явления природы, результаты человеческой (антропогенной) деятельности, которые можно использовать для отдыха, туризма и лечения. Это определение следует считать наиболее удачным и емким. Оно и будет использоваться в последующих главах учебного пособия.

Рекреационные ресурсы обладают рядом свойств.

Во-первых, они историчны, т. е. могут видоизменяться по мере роста рекреационных потребностей, технико-экономических и социальных возможностей. Например, рекреационными ресурсами (объектами туристского показа) становятся болота, промышленные предприятия, старая техника и оборудование и др.

Во-вторых, они территориальны, т.е. занимают большие площади; отдых как социально-экономическое явление уже сейчас требует территорий, почти равных используемым сельским и лесным хозяйством.

В-третьих, обладают организующей ролью, способствуя формированию особых рекреационных пунктов, районов и зон, имеющих ту или иную специализацию.

Некоторые авторы под рекреационными ресурсами понимают всю совокупность элементов природных и антропогенных комплексов, а также их пространственно-временных сочетаний. Они подразделяют рекреационные ресурсы на семь больших типов, которые основаны на генезисе и оценке их состояния:

1) ресурсы, компонентов сфер Земли: литосферы, гидросферы и атмосферы;

2) ресурсы биосферы, представленные элементами различных природных комплексов, не испытывающих преобразующего воздействия человека;

3) метаморфный тип рекреационных ресурсов, возникающий при антропогенном воздействии на природные объекты и комплексы;

4) реституционно-динамический тип рекреационных ресурсов, возникающий с прекращением активного антропогенного воздействия на метаморфный тип рекреационных ресурсов;

5) конструкционный тип рекреационных ресурсов, возникающий в процессе хозяйственной деятельности человека и сохраняющий свое состояние благодаря частому или постоянному его присутствию;

6) деструкционный тип рекреационных ресурсов, связанный с катастрофическими явлениями природы или просчетом в хозяйственной деятельности человека: следы землетрясений, оползней или извержения вулканов, а также техногенных аварий и катастроф;

7) эпиантропоморфный тип рекреационных ресурсов в прошлом испытывал антропогенное воздействие, однако за длительный период времени с момента прекращения он смог восстановить свое естественное состояние или находится в стадии естественной переходной формации к нему.

На основании приведенных данных рекреационные ресурсы можно подразделить на две большие группы — природные и культурно-исторические.

Природные рекреационные ресурсы — это элементы природного комплекса, которые проявляются на определенной площади в течение определенного времени и которые могут быть использованы для целей рекреации и туризма.

Под природными рекреационными ресурсами также понимаются природно-территориальные комплексы, их компоненты и свойства, такие как привлекательность (аттрактивность), контрастность и чередование ландшафтов, экзотичность, уникальность, размеры и формы туристских объектов, возможность их обзора. Выделяют следующие группы природных условий организации отдыха: орографические; гидрологические; климатические (биоклимат); бальнеологические; комплексные (ландшафтные); приморские; фаунистические и флористические (более редкие).

Культурно-исторические ресурсы — это культурные объекты, памятники, исторические местности, этнографическое разнообразие и др. В качестве рекреационных ресурсов они могут рассматриваться лишь при анализе их как средств удовлетворения рекреационной потребности некоторого множества людей в течение некоторого времени.

Культурно-исторические ресурсы включают в себя:

а) материальные ресурсы — все средства производства и мате

риальные ценности общества (памятники истории и культуры,

предприятия всех отраслей народного хозяйства);

б) духовные ресурсы — достижения в науке, культуре, искусстве.

Кроме того, существуют социально-экономические объекты, которые в процессе отдыха туристов выступают то как условия, то как ресурсы. Так, население курортной местности выступает как условие рекреационной деятельности, а часть его, которая может быть занята в учреждениях отдыха, — как трудовые ресурсы этого хозяйства. Рекреационные ресурсы состоят из трех групп: А — интенсивно используемые, Б — экстенсивно используемые и В — неиспользуемые.

Рекреационные ресурсы обладают емкостью, т.е. способностью принимать определенное количество рекреантов и выдерживать определенные антропогенные нагрузки без нарушения состояния экологического и природного равновесия. Емкость рекреационных ресурсов является важным фактором предельной нагрузки туристских потоков в системе природных комплексов и тесно связана с величиной рекреационных ресурсов, которая определяется следующими нагрузками:

• антропогенной, которая определяется применительно к различным биогеоценозам в различных природных зонах (прогулочным, пешеходным и экскурсионным);

• предельно допустимыми, увеличение которых приводит к нарушению устойчивости геосистем разного уровня, а также к необратимым изменениям в состоянии здоровья человека.

Антропогенная нагрузка называется в туризме рекреационной. Предельно допустимые рекреационные нагрузки не определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации, так как они различны для каждого ландшафта, а имеющиеся нормативы касаются единичных случаев, например пляжей, природоохранных зон.

Рекреационный ресурс, как и любой другой, требует изучения, но ресурсом он будет независимо от того, исследован или нет. Так, если водопад известен и манит туристов — это ресурс независимо от того, измерена ли его высота и каково количество человек, которые могут его посетить; если пляж привлекает людей для отдыха и купания — это ресурс, независимо от того, известна ли его площадь, длительность пляжно-купального сезона и рекреационная емкость. Неверно утверждение, что природное условие становится ресурсом только тогда, когда оно изучено, что климатические условия становятся ресурсом лишь в том случае, если известна продолжительность периода с комфортными условиями.

При этом существует и другая точка зрения. Многие специалисты указывают на то, что существует несколько критериев превращения категории «условия» в категорию «ресурсы». Во-первых, условия переходят в ресурсы в случае перехода от косвенного их использования к непосредственному. Во-вторых, условия становятся ресурсами только после проведения соответствующей стоимостной (экономической) их оценки. В-третьих, условия превращаются в ресурсы по мере улучшения их инфраструктурного оснащения.

Каждая точка зрения имеет право на существование. Поясним это следующим примером. Уголок черноморского побережья, не имеющий туристской инфраструктуры, не оборудованный для приема туристов и избежавший соответствующей ihm < оценки, будет привлекательным для туристов, организующих отдых самостоятельно (так называемых «дикарей»). ( roMI И 1|развития неорганизованного туризма, такой «забытым i> лок» является ресурсом. Однако для развития организованного туризма данная территория не обладает ресурсами, так как не хватает соответствующей туристской инфраструктуры. Следовательно, соотношение категорий «условия» и «ресурсы», а также процессы перехода одной категории в другую находятся в зависимости от конкретных факторов внешней среды и туристского бИЭНК I

Уголок черноморского побережья, не имеющий туристской инфраструктуры, не оборудованный для приема туристов и избежавший соответствующей ihm < иН

оценки, будет привлекательным для туристов, органи lyK illil I отдых самостоятельно (так называемых «дикарей»). ( roMI И 1|

развития неорганизованного туризма, такой «забытым i>

лок» является ресурсом. Однако для развития организованно!

ризма данная территория не обладает ресурсами, так khi I

хватает соответствующей туристской инфраструктуры. Следоп

но, соотношение категорий «условия» и «ресурсы», а Т8КЖ1 про

цессы перехода одной категории в другую находятся в зави< ИМ

от конкретных факторов внешней среды и туристского бИЭНК I