logo
лекции по туризму

2. Предмет и задачи туристского ресурсоведения

Предметом изучения туристского ресурсоведения являются туристские ресурсы, которые определяют формирование туристского бизнеса в том или ином регионе и рассматриваются как один из важнейших факторов развития туризма, как основа для планирования производства туристского продукта. Именно специфика туристских ресурсов региона определяет особенности и структуру регионального туристского продукта. Туристские ресурсы определяют специфику развития туризма в регионе, формирование приоритетных направлений инвестиционной политики. На основе наличия и разнообразия туристских ресурсов выделяются туристские районы и зоны, планируются и открываются новые туристские маршруты.

Будущие специалисты в сфере туризма должны иметь представление о содержании, структуре и роли туристских ресурсов в развитии регионального туризма, владеть основными методами оценки туристских ресурсов, которая необходима для управления использованием природных и культурно-исторических ресурсов и охраны окружающей среды.

Представление о ценности территории как перспективном месте туризма традиционно связывали с богатством природы, ее разнообразием, с культурно-историческим наследием, в качестве которого рассматривались, прежде всего, памятники архитектуры, исторические города, достопримечательные места и т.д.

Туристское ресурсоведение дает представление об основных концепциях и понятиях географии туризма и туристского ресурсоведения, а также о важнейших и современных способах оценки туристских возможностей отдельных территорий для их дальнейшего использования и развития как туристских регионов.

Особое внимание отводится авторским методикам оценки природных, культурно-исторических и социально-экономических ресурсов туризма. Приводится также и обзор основных методов оценки иных категорий рекреационных и туристских территорий — культурных ландшафтов, историко-культурных и ландшафтных комплексов, особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и др.

Целью учебного пособия «Туристское ресурсоведение» является выделение и характеристика основных разновидностей туристских ресурсов, а также рассмотрение, оценка и особенности практического применения существующих методик их оценивания.

Для реализации поставленной цели в процессе изучения дисциплины предусматривается решение следующих задач:

1) определение содержания учебной дисциплины «Туристское ресурсоведение»;

2) раскрытие основных положений и определение важнейших понятий, терминов и категорий туристского ресурсоведения;

3) выявление системы показателей и критериев количественной и качественной оценки туристского потенциала определенных территорий;

4) характеристика основных видов туристских ресурсов, а также выделение и изучение их важнейших свойств;

5) анализ методов оценки природных, культурно-исторических и социально-экономических ресурсов туризма;

6) рассмотрение основных аспектов экологии и охраны туристских ресурсов.

Выделенные задачи учебного пособия определяют и его структуру:

• теоретические основы туристского ресурсоведения;

• туристский потенциал территории;

• туристские ресурсы как важнейшая составная часть туристского потенциала;

• природные туристские ресурсы и их оценка;

• культурно-исторические ресурсы туризма и их оценка;

• социально-экономические ресурсы туризма и их оценка;

• экология и охрана туристских ресурсов.

После изучения дисциплины студенты должны знать:

1) основные теоретические положения, базовые понятия и термины курса;

2) возможности применения картографического метода для целей оценки туристских возможностей территорий;

3) специфику комплексных методов оценки туристских ресурсов;

4) особенности количественной и качественной оценки природных, историко-культурных и социально-экономических ресурсов туризма;

5) принципы и проблемы составления реестра и кадастра туристских ресурсов;

6) принципы рекреационного и туристского природопользования и особенности комплексного влияния всех компонентов природы на степень благоприятности территории для организации отдыха;

7) современные технические и технологические средства и приемы для проведения оценки туристских ресурсов.

Изучение учебной дисциплины предполагает также приобретение ряда умений и навыков, среди которых наиболее важными являются:

1) критический анализ основных концепций и понятий дисциплины;

2) работа с различными группами источников — литературой, справочниками, путеводителями, картами, кадастрами, реестрами, статистическими данными;

3) выявление и оценка факторов, влияющих на размещение туристских ресурсов;

4) применение геоинформационных систем (ГИС) для моделирования и оценки туристских ресурсов;

5) характеристика и комплексная оценка туристских ресурсов отдельных стран и регионов, на базе которых развивается международный и внутренний туризм;

6) использование основных методов и приемов оценки туристских возможностей территории в камеральных и экспедиционных условиях.