logo
лекции по туризму

Характеристики туристских ресурсов

По мнению И. И. Пирожника, важнейшими характеристиками туристских ресурсов являются:

• объем запасов (дебет источников минеральных вод; площадь туристских территорий; экскурсионный потенциал туристских центров), необходимый для определения потенциальной емкости туристских комплексов, уровня освоенности, оптимизации нагрузок;

• площадь распространения ресурсов (размеры водоносных горизонтов, пляжей; лесистость или водные ресурсы территории; границы стойкого снежного покрова), позволяющая определить потенциальные туристские территории, установить округа санитарной охраны;

• период возможной эксплуатации (продолжительность благоприятного климатического периода, купального сезона, залегание стойкого снежного покрова), определяющий сезонность туризма, ритмичность туристских потоков;

• территориальная неподвижность большинства видов ресурсов, обусловливающая тяготение туристской инфраструктуры к местам их концентрации;

• сравнительно низкая капиталоемкость и невысокая стоимость эксплуатационных затрат, что позволяет достаточно быстро со^ здавать инфраструктуру и получать социальный и экономический эффекты, а также самодеятельно использовать отдельные виды ресурсов;

• возможность многократного использования при соблюдении норм рационального природопользования и проведении необходимых мероприятий по рекультивации и благоустройству.

К туристским ресурсам их потребители предъявляют следующие требования:

• использование природных ценностей (осмотр достопримечательностей природы, заповедных территорий, обзор пейзажа и др.);

• усвоение культурных ценностей (осмотр памятников истории, культуры, архитектуры, посещение музеев, выставок, театров и т. п.);

• возможность занятий спортом (пешеходные, водные, лыжные, велосипедные, авто- и мотопутешествия, прогулки, плавание, спортивные игры и др.);

• любительские занятия (рыбалка, охота).