Основные понятия о туристских ресурсах
Туризм как одна из отраслей хозяйства ориентируется на использование природных и культурно-исторических ресурсов. Это выражается в том, что он способствует:
• миграции людей к местам сосредоточения туристских ресурсов;
• вовлечению в хозяйственный оборот ранее не используемых природных и культурных комплексов и их элементов;
• комплексному использованию природных и историко-культурных ресурсов;
• предъявлению весьма разнообразных требований к природным и культурным комплексам;
• антропогенному воздействию на природные и культурные комплексы.
В результате труда работников турбизнеса восстанавливаются физические, психические и интеллектуальные силы человека.
В СССР туризм рассматривался как разновидность рекреации, один из видов активного отдыха. Поэтому понятие «туристские ресурсы» зачастую приравнивалось к понятию «рекреационные ресурсы». Если понятие «рекреационные ресурсы» включают в себя туристские объекты (средства размещения и питания, музеи), объекты и явления природы (памятники природы, климат и т.д.), то понятие «туристские ресурсы» существенно шире и распространяется также на экономические, финансовые, трудовые, производственные, социальные, инфраструктурные ресурсы, которые могут быть использованы для организации туристского хозяйства.
Понятия «рекреационные ресурсы» и «туристские ресурсы» необходимо рассматривать как взаимодополняющие (взаимозаменяющие).
Поэтому многие авторы, не желая заниматься разделением категорий «туристские ресурсы» и «рекреационные ресурсы», широко используют понятие «туристско-рекреационные ресурсы» как совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, необходимых для формирования туристского продукта.
В Федеральном законе № 132-ФЗ от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в редакции от 05.02.2007 г.) дается следующее определение: «туристские ресурсы — природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие в себя объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил».
Туристский ресурс — категория, обладающая довольно четким экономическим содержанием, имеющая смысл лишь с точки зрения организаторов туризма или территориального управления.
В экономическом плане туристские ресурсы выступают как факторы производства туристского продукта, так как их дифференциация порождает различия в результатах хозяйственного использования. Помимо этого ресурсы являются и предметами труда в схеме производственного процесса туристских услуг.
Туристские ресурсы способствуют созданию расширенного производства туристского продукта, что определяется активами, запасами, внутренними резервами туристской организации, а также природными и социальными условиями. Туристские ресурсы доступны для ознакомления и использования независимо от формы собственности, если к тому нет наложенных в установленном законом порядке ограничений.
Туристские ресурсы количественно ограничены и качественно дифференцированы, выступают как товар, требующий значительных затрат на воспроизводство.
Туристские ресурсы используются не только туристами, но и туристскими предприятиями. Особенно это касается социально-экономических ресурсов туризма, представленных в первую очередь объектами туристской инфраструктуры.
Туристские ресурсы являются национальным достоянием. Однако часть из них, имеющих особое значение, отнесена к объектам и памятникам мирового значения. Такой перечень устанавливает и ежегодно обновляет ЮНЕСКО.
Все памятники культуры и природные объекты находятся под охраной государства, на поддержание и сохранение памятников и объектов всемирного значения выделяются также средства ООН.
Основой использования туристских ресурсов и туристских объектов для целей туризма являются туристский интерес — перспектива получения туристом объективной информации, положительных эмоций и/или потенциальная возможность удовлетворения планируемой потребности туриста в конкретной туристской услуге (работе), туристском товаре и туристском продукте, основанных на определенном комплексе туристских ресурсов, которые выступают в виде объектов туристского интереса.
К объектам туристского интереса относятся достопримечательности, природные объекты и природно-климатические зоны, социокультурные объекты показа и иные, способные удовлетворить потребности туриста в процессе осуществления туристской поездки или путешествия.
Однако для того чтобы эти объекты были реально использованы в целях туризма, необходима надлежащая инфраструктура и индустрия туризма, которые обеспечат: доведение до туриста информации о данном туристском объекте, необходимой и достаточной для уверенной мотивации выбора путешествий именно в эту местность и к этому объекту; достаточно комфортную и безопасную доставку туриста к этой местности; размещение; питание; развлечения.
Классификация туристских ресурсов и требования, предъявляемые к ним
Существует множество классификаций туристских ресурсов.
1. Туристские ресурсы подразделяют на две большие группы:
непосредственные и косвенные.
К непосредственным туристским ресурсам относятся природные и историко-культурные ресурсы, используемые самими туристами и отдыхающими (привлекательность ландшафта, оздоровительные средства местности, объекты познания и т.д.).
Косвенные (социально-экономические) туристские ресурсы привлекаются для освоения и использования непосредственных туристских ресурсов, которые в свою очередь подразделяют на материальные, технические, финансовые, трудовые и др.
2. По функциональным качествам туристские ресурсы подразделяют на оздоровительные, познавательные и спортивные. Важна и природно-эстетическая ценность территории, которая усиливает или, наоборот, снижает функциональные качества. Познавательные свойства территории обусловлены наличием природных и социально-культурных объектов (памятников истории и культуры, музеев, национальных особенностей и традиций населения, уникальных объектов природы, культуры, промышленности и др.).
3. Н. П. Крачило весь комплекс туристских ресурсов подразделяет на три группы:
• природные: климат, водные ресурсы, минеральные источники и лечебные грязи, рельеф, пещеры, растительный и животный мир, природные памятники и заповедники, живописные ландшафты, уникальные природные объекты и др.;
• культурно-исторические: музеи, выставки, театры, археологические, исторические, архитектурные памятники, этнографические особенности, фольклор, центры прикладного искусства и т.д.;
• социально-экономические: транспортная доступность и уровень развития транспортной сети, экономико-географическое положение, уровень экономического развития, современная и перспективная территориальная организация, уровень обеспечения обслуживания населения, трудовые ресурсы, особенности населения.
4. Популярными являются классификации туристских ресурсов, предложенные польским и французским экономистами М. Труаси и П. Дефером.
В основе классификации М. Труаси лежит подразделение туристских ресурсов на созданные и не созданные трудом человека. М. Труаси выделяет три группы туристских ресурсов: природные, определяемые как «потенциальный туристский капитал»; туристские ресурсы, созданные трудом человека; «дополнительные» (инфраструктура, экономические удобства).
П. Дефер в отличие от М. Труаси не относит к туристским ресурсам объекты инфраструктуры. П. Дефер подразделяет все туристские ресурсы на четыре группы: гидром (водные объекты); фитом (земля, природа); литом (созданная трудом человека архитектура); антропом (нематериальные виды человеческой деятельности — обычаи, праздники, обряды, нравы и др.).
5. С.А.Быстров и М.Г.Воронцова [12] приводят следующую классификацию туристских ресурсов (таб. 3.1).
Ресурсы туристской сферы дестинации
Туристские ресурсы
| |||
Природные
| Формирующие туристский интерес
|
Инфраструктурные | Ресурсы как факторы производства |
Рельеф |
Памятники истории
|
Гостиницы |
Финансовые
|
Климат
|
Памятники культуры
|
Транспорт |
Трудовые
|
Вода
|
Зрелищные объекты
|
Торговля |
Технологические
|
Прочие |
Зрелищные объекты
|
Предприятия питания |
Материальные
|
| Прочие
|
Банки |
Прочие
|
|
|
Прочие |
|
Рис. 3.1. Классификация туристских ресурсов
6. С точки зрения основных целей путешественников туристские ресурсы условно можно подразделить на четыре группы: курортологические; рекреационные; религиозно-культурологические; информационно-деловые. Перечисленные ресурсы определяют формирование базовых видов туристского бизнеса.
Рис. 3.2. Классификация туристских ресурсов в рамках развития туристского потенциала
7. Существует классификация туристских ресурсов в рамках развития туристского потенциала (рис. 3.2). Данная классификация достаточно схематична и имеет сугубо экономическую направленность. Однако она концентрирует в себе все основные параметры, по которым осуществляется классификация туристских ресурсов, и по этой причине достаточно часто используется в научном обиходе.
В зависимости от целей путешествия могут рассматриваться следующие туристские ресурсы.
Туристская территория, или акватория, — географически определенное место концентрации наиболее ценных туристских ресурсов, а также объектов туристского интереса, выделяемое в составе туристского региона с указанием в реестрах и кадастрах и иных видах документации с введением режима приоритетного целевого функционирования и использования в целях туризма в ее пределах.
Природными лечебными ресурсами являются рекреационные ресурсы, предназначенные для лечения и отдыха населения, относящиеся к особо охраняемым природным объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите. На базе природных лечебных ресурсов выделяются лечебно-оздоровительные и курортные местности, создаются курорты.
Туристские информационные ресурсы представляют собой информацию о территории, ее истории, культуре, природе и людях, полученную туристами непосредственно во время путешествия, в ходе подготовки к нему или по прошествии некоторого времени. В сфере туризма информация становится главным ресурсом, поскольку главная цель туризма — получение туристами интересной и разнообразной информации о территории, ее истории, культуре, природе, людях. Вся эта информация воспринимается туристами во время путешествий в другие страны, регионы, города и села.
Основная ценность информации как туристского ресурса заключается в ее новизне, уникальности, потенциальном богатстве эстетических, эмоциональных, ассоциативных впечатлений, которые могут получить от нее туристы.
Требования, предъявляемые к туристским ресурсам.
В самом идеальном варианте для создания туристских ресурсов к ним предъявляются следующие требования.
1. Объект должен быть доступен (транспортная и финансовая доступность). Кроме того, необходима достаточная информация о данном объекте. Отсутствие доступа к объекту резко ограничивает его использование в качестве туристского ресурса даже, несмотря на его уникальность и мировое значение.
2. Важное значение придается комплексности объектов. У одиночных объектов (за некоторым исключением) гораздо меньше шансов стать туристским ресурсом по сравнению с группой интересных объектов.
Комплексно размещенные объекты способны притягивать туристов и стимулировать дальнейшее развитие окружающей территории для создания здесь крупной системы туризма.
3. Объект должен обладать привлекательностью для туристов —аттрактивностью; при этом объект может привлекать как своей красотой и экзотичностью, так и уникальностью (большими размерами, необычностью, редкой встречаемостью). Без соблюдения этого принципа отнесение объектов к категории туристских ресурсов представляется невозможным.
4. Объект должен быть безопасным для туристов. Первостепенное значение придается охране объекта от вандализма. Большое значение имеет и степень сохранности объекта. Например, развалины старинного и легендарного в прошлом замка привлекут гораздо меньшее количество туристов, нежели дворец периода Ренессанса, находящийся в отличном состоянии.
5. Большое значение имеет и географическое положение объекта, например положение объекта на стыке природных ландшафтов и зон в сочетании с разнообразной культурной средой и богатым историческим прошлым территории.
6. Определяющее значение имеет и происхождение объектов. Зачастую объекты естественного (природного) происхождения привлекают больше внимания, нежели объекты антропогенного происхождения. Однако некоторые объекты искусственного происхождения, созданные в последние десятилетия, способны привлекать многочисленных туристов.
7. Имеется особая группа объектов, являющихся одновременно туристским ресурсом и инфраструктурным объектом. Например, путешествие туристов на ретро-поездах предполагает использование поезда и как туристского ресурса, т.е. объекта туристского интереса, и как средства передвижения — инфраструктурного объекта.
- Тема 1. Теоретические основы туристского ресурсоведения
- 1. Туристское ресурсоведение как часть комплексного страноведения
- 2. Предмет и задачи туристского ресурсоведения
- 3. Методы туристского ресурсоведения
- 4. Туризм и рекреация
- 5. Ресурсоориентированные виды туризма
- Тема 2. Туристский потенциал территории План
- Понятие и структура туристского потенциала территорий
- 2. Методики оценки туристского потенциала территорий
- 3. Оценка качества территорий для развития туризма и отдыха
- 4. Сопряженная оценка туристского потенциала территории и экономико-географических условий развития туризма
- Тема 3. Туристские и рекреационные ресурсы как важнейшая составная часть туристского потенциала территории
- Основные понятия о туристских ресурсах
- Свойства и характеристики туристских ресурсов
- Характеристики туристских ресурсов
- Кадастр туристских ресурсов
- Рекреационные ресурсы (если будет время)
- Картографический метод оценки туристских ресурсов (для туристов по картографии на 3 курсе)
- Методы оценки природных ресурсов туризма
- 4. Роль орографических условий при организации туризма
- 5. Роль климатических условий при организации туризма
- Оценка воздействия биоклимата на организм человека.
- 7. Роль биологических ресурсов при организации туризма
- Рекреационная оценка растительного покрова
- 8. Природные лечебные ресурсы
- Тема 5. Культурно-исторические ресурсы туризма и их оценка
- Культурно-исторические ресурсы туризма
- Роль культурного наследия в развитии туризма
- Памятники, входящие в Список Всемирного наследия юнеско
- Тема 6. Социально-экономические ресурсы туризма и их оценка
- Инфраструктура транспорта в туризме
- Инфраструктура размещения и питания туристов
- Туристские объекты, комплексы и учреждения
- Тема 7. Экология и охрана туристских ресурсов
- Туризм и окружающая среда
- Экологический туризм
- Рекреационные нагрузки на ландшафтные комплексы
- Список литературы