logo
лекции по туризму

Инфраструктура транспорта в туризме

Инфраструктура авиационного транспорта. Согласно статистике, темпы роста популярности авиатранспорта выше, чем автотранспорта, что обусловливается все большим расширением географии путешествий и существующей тенденцией к сокращению сроков путешествия. Вследствие этого воздушный транспорт — наиболее динамично развивающийся вид транспорта. Сеть международных перевозок охватывает более 150 стран мира.

В инфраструктуру транспорта входят авиакомпании, аэродромы и аэропорты.

Число авиакомпаний в мире достигает более 1 300. Почти в каждой стране мира существует авиакомпания, чья надежность, пунктуальность, сервис и комфорт соответствуют самым высоким международным стандартам. Такими авиакомпаниями в разных странах считаются: французская «Air France», немецкая «Lufthansa», британская «British Airways», австрийская «Austrian Airlines», испанская «Iberia», швейцарская «Swiss», финская «Finnair», российская «Аэрофлот — Российские авиалинии» и др. Три четверти имеющихся авиалайнеров размещены в Северной и Южной Америке. В США крупнейшими авиакомпаниями являются «Federal Express», «United Airlines», «Delta Air Lines», «American Airlines», «Continental Airlines», «Nortwest Airlines», «US Airways», «Southwest Airlines», TWA (Trans World Airlines), «America West Airlines», «Alaska Airlines»; в Канаде — «Air Canada» и «Canadian Airlines»; в Бразилии — «Varig» и «Brasilian Airlines».

Крупнейшими авиакомпаниями Европы считаются «British Airways» (Великобритания); «Lufthanza German Airlines» (Германия); «Air France» (Франция); SAS (Scandinavian Airlines System — Швеция, Дания, Норвегия); «Alitalia» (Италия); «Iberia Airlines» (Испания); «KLM — Royal Dutsh Airlines» (Нидерланды); «Crossair», «Swiss» (Швейцария); «Sabena Belgian World Airlines» (Бельгия); «Finnair» (Финляндия). Из стран Восточной Европы наиболее крупным самолетным парком располагают Болгария и Венгрия.

В Азии крупнейшими авиакомпаниями считаются: ANA («All Nippon Airways») и JAL («Japan Airlines») (Япония); «Korean Air» (Республика Корея); «Saudia — Saudi Arabian Airlines» (Саудовская Аравия); «Malaysia Airlines» (Малайзия); «China Southern Airlines», «Air China» (Китай); «Cathay Pacific Airways» (Гонконг); JAS («Japan Air System») (Япония); «Singapore Airlines» (Сингапур); «Thai Airways International» (Таиланд); «Iraqi Airways» (Ирак); «THY — Turkish Airlines» (Турция); «Philippine Airlines» (Филиппины).

На Африканском континенте крупные авиакомпании имеются в Ливии, ЮАР, Египте, Алжире.

В Австралии и Океании также есть сравнительно крупные авиакомпании: в Австралии — «Qantas Airways» и «Ansett Australia», в Индонезии — «Garuda Indonesia», в Новой Зеландии — ANZ («Air New Zealand»).

Среди авиакомпаний можно выделить общественные, т. е. регулируемые государством, и частные. В Европе деятельность авиакомпаний во многом регулируется правительствами европейских стран. Британские авиакомпании и все авиакомпании США приватизированы и являются частными.

В большинстве стран функционирует три основных типа авиакомпаний, выполняющих регулярные полеты по расписанию:

• крупные — национальные компании, совершающие рейсы по всей стране и за границу;

• региональные — авиакомпании, функционирующие в пределах отдельных регионов одной страны;

• местные — небольшие местные авиакомпании, совершающие рейсы на короткие расстояния с небольших пригородных аэродромов. Как правило, они эксплуатируют небольшие винтовые самолеты вместимостью до 40 пассажиров, которых доставляют в аэропорты для последующей пересадки на рейсы крупных авиакомпаний.

В список лучших авиакомпаний мира традиционно входят:

• по общему впечатлению: «British Airways» и «Virgin Atlantic» (Великобритания), «Singapore Airlines» (Сингапур), KLM (Голландия) и некоторые другие;

. по дальности перевозок: «Virgin Atlantic», «British Airways» (Великобритания), «Singapore Airlines» (Сингапур), «Cathay Pacific» (Гонконг, Китай), «Qantas» (Австралия);

• по наличию первого и бизнес-класса: «Virgin Atlantic», «British Airways», «Singapore Airlines», «Emirates» (ОАЭ), «Cathay Pacific» (Китай);

• по экономическому классу: «Virgin Atlantic», «Emirates Airways» (ОАЭ), «British Airways», «Swissair» (Швейцария), «Singapore Airlines» (Сингапур);

• лучшие по программе поощрения часто летающих пассажиров: «British Airways», «American Airlines» (США), «Virgin Atlantic», «Swissair» (Швейцария), KLM (Голландия).

Аэродром — это земельный участок с комплексом инженерных сооружений и зданий, специально выделенный и оборудованный для взлета и посадки, руления, стоянки и обслуживания воздушных судов.

Аэродромы, находящиеся на высоте свыше 1000 м, считаются горными, находящиеся в пересеченной местности с относительными превышениями свыше 500 м — аэродромами в горной местности.

Аэродромы подразделяются на основные (на которые посадка предусмотрена планом полета) и запасные (предназначенные для посадки, когда таковая на основной аэродром невозможна по каким-либо причинам; к запасным относится обычно и аэродром вылета).

Главное сооружение аэродрома — взлетно-посадочная полоса (ВПП) — одна или несколько, а также пространство для выруливания и стоянки воздушных судов. ВПП должна иметь твердое покрытие для взлета и посадки самолетов и оборудуется световыми и электронными средствами навигации и обеспечения полетов.

На современных аэродромах, располагающих надлежащим оборудованием, лайнер может быть посажен в автоматическом режиме без участия пилота.

Аэропорт — комплекс зданий и сооружений, предназначенных для приема и отправки воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок. Аэропорт в комплексе имеет аэродром, аэровокзал, наземные сооружения технического обслуживания воздушных судов, а также необходимое оборудование, авиационный персонал и других работников.

Существуют внутренний и международный аэропорты. Внутренний аэропорт предназначен для обслуживания внутренних рейсов воздушных судов (в пределах территории данного государства). Международный аэропорт — аэропорт, открытый для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, в котором осуществляется таможенный, пограничный, санитарно-карантинный и иной контроль.

В мире насчитывается около 1 000 международных аэропортов. Крупнейшие аэропорты обслуживают более 10 млн. пассажиров в год. Шесть крупных аэропортов пропускают свыше 30 млн. пассажиров ежегодно. Например, аэропорт О-Хара в Чикаго обладает самой высокой пропускной способностью — 60 млн. пассажиров в год. В Европе самым мощным считается аэропорт Хитроу близ Лондона (Великобритания).

В России находится 76 международных аэропортов, и количество их постоянно увеличивается. Российские авиалинии осуществляют рейсы в 120 стран мира.

Число аэропортов в мире практически не увеличивается, но растет пассажироемкость, развивается их инфраструктура, совершенствуется технология обслуживания. Как считают специалисты, аэропорт XXI в. должен быть и становится уже чем-то большим, чем просто место посадки в самолет и высадки из него.

В десятку крупнейших аэропортов входят семь американских, два европейских и один азиатский. Однако то, что аэропорт — самый крупный в мире, не означает, что он лучший по обслуживанию пассажиров. Это подтверждается ежегодно проводимыми опросами большого количества пассажиров.

Аэропорты, лучшие по обслуживанию пассажиров, определяются по нескольким критериям: информационный сервис, организация питания, наличие разнообразных магазинов, услуги связи и т.д. Результаты исследований показали, что лучшие аэропорты мира расположены в следующих городах: Дубай (ОАЭ), Сингапур, Гонконг, Копенгаген (Дания), Куала-Лумпур (Малайзия), Сеул (Южная Корея), Афины (Греция), Ванкувер (Канада), Цинциннати (США), Сидней (Австралия).

В задачи аэропорта входит: обслуживание пассажирских перевозок, грузов и почты; обеспечение полетов воздушных иностранных и национальных авиакомпаний; обеспечение регулярности и безопасности полетов, метеорологических наблюдений; обеспечение надлежащей работы средств связи и световой сигнализации; осуществление технического обслуживания воздушных судов и заправка их топливом; смена танков туалетов и уборка мусора; оперативное приготовление и подача питания на каждый полет.

В каждом аэропорту имеются следующие подразделения: отряд, обслуживающий взлетно-посадочную полосу и поле; персонал по обеспечению светотехники; аэронавигационная служба; технический персонал по обслуживанию пассажиров на посадке и высадке из воздушного судна, а также по загрузке и выгрузке багажа; служба «карго» (обслуживание грузов); авиатехники; метеорологическая служба; медицинская служба; справочная служба.

В каждом аэропорту в тесном сотрудничестве с работниками самого аэропорта работают представительства авиакомпаний, совершающих рейсы на линиях, к которым относится аэропорт. В международных аэропортах работают службы контроля (пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, фито-санитарного и др.).

Территория каждого аэропорта строго разделяется на две зоны: а) зону прибытия (прилета) и б) зону отправки (вылета). В каждом аэропорту выделяется специальное место — так называемая зона ожидания (для встречающих, транзитных пассажиров и др.). Особой зоной каждого международного аэропорта является нейтральная зона. Вылетающие пассажиры после таможенного и паспортного контроля до вылета самолета, а прибывшие пассажиры — до таможенного и паспортного контроля обязаны находиться в этой зоне. На этой нейтральной территории обычно располагаются всевозможные магазинчики «duty free», освобожденные от налогов и пошлин.

Инфраструктура железнодорожного транспорта. Железные дороги с различной плотностью сети и уровнем технической оснащенности построены в большинстве стран мира, но есть ряд стран, где железных дорог нет. К таким странам относятся: Афганистан, Бахрейн, Белиз, Бутан, Бруней, Бурунди, Центрально-Африканская Республика, Чад, Доминиканская Республика, Сальвадор, Гвинея, Гамбия, Гвинея-Бисау, Гайана, Конго (Заир), Кувейт, Лесото, Ливия, Маврикий, Нигер, Оман, Папуа-Новая Гвинея, Йемен, Катар, Руанда, Сейшельские острова, Сьерра-Леоне, Сомали, Суринам, Тринидад и Тобаго, ОАЭ, Уругвай.

До интенсивного развития автомобильного и воздушного транспорта с середины XIX в. и в первой половине XX в. железная дорога была одним из основных средством перемещения путешествующих от их основного места жительства в другую местность или страну.

Благодаря техническому прогрессу значительную долю перевозок взяли на себя автомобильный и воздушный транспорт. Создание скоростных железнодорожных магистралей вернуло железной дороге конкурентоспособность.

В пределах основных европейских стран (Италии, Франции, Испании, Германии, Великобритании) путешествие между крупными столицами и туристскими центрами сегодня даже удобнее совершать на поезде, чем на автобусе или самолете. Поездка из Милана в Рим занимает всего немногим более 2 ч при следовании поезда со скоростью более 200 км/ч. Причем поезд передвигается по достаточно прямой трассе, которая всегда короче любой автомобильной дороги, соединяющей два населенных пункта.

При наличии скоростных поездов наибольшая эффективность передвижения по железной дороге наблюдается при путешествиях на расстояния до 500 — 600 км. В этом случае высокоскоростные железнодорожные магистрали позволяют преодолеть этот маршрут за 2 — 3 ч, что достаточно удобно для туристов. К тому же поезда обычно прибывают на вокзалы, традиционно расположенные прямо в самом центре крупных городов и столиц, что и создает существенные преимущества по сравнению с авиацией. Если к этому еще прибавить в несколько раз более низкую (по сравнению с авиационным транспортом) оплату за проезд, то преимущества железнодорожного транспорта (особенно при передвижении на средние и относительно небольшие расстояния) очевидны.

Кроме собственно прямого назначения (перевозки) железная дорога активно используется в развлекательных целях. Неспешные «поездки под паром» на старинных составах (ретро-поездах) с уникальными локомотивами по национальным паркам стали отличным развлечением для туристов, избалованных суперскоростными магистралями. Во всем мире организовались клубы любителей железных дорог, нашлись активные коллекционеры старых паровозов и даже владельцы небольших частных дорог, укомплектованных подвижным составом конца XIX — начала XX вв. Предметом туристского интереса являются фото- и видеосъемки ретро-локомотивов со шлейфом черного дыма из трубы на фоне красивых ландшафтов, при этом могут записываться фонограммы оригинальных и характерных звуков механизмов при движении.

В Российской Федерации железнодорожный транспорт продолжает оставаться основным видом транспорта при реализации как внутренних (в большей степени), так и международных туристских поездок. В настоящее время в России на долю железнодорожного транспорта приходится почти 50 % пассажирских перевозок.

Инфраструктуру железнодорожного транспорта образуют линейные и узловые элементы. К линейным элементам относятся железнодорожные магистрали страны или региона, к узловым и точечным — пассажирские станции, вокзалы, технические службы железной дороги. Рассмотрим их и выполняемые ими функции более подробно.

Пассажирские станции — пункты железных дорог, где осуществляется формирование, прием и отправка, транзит, техническое обслуживание подвижного состава, обслуживание пассажиров. Для обслуживания пассажиров сооружают специальные вокзалы.

Железнодорожный вокзал — комплекс зданий и сооружений, специально предназначенных и надлежаще оборудованных для обслуживания пассажиров. В здании вокзала находятся залы ожидания, билетные кассы, пункты питания, багажные службы, служебные помещения, платформы, вокзальные тоннели и переходы. Железнодорожные вокзалы бывают раздельные (для обслуживания пассажиров дальних и пригородных поездов), полураздельные, когда вокзал конструктивно разделен на две части для обслуживания пассажиров дальних и пригородных поездов, а также единые, когда вокзал не разделен на зоны для пассажиров дальних и пригородных поездов; в этом случае все платформы расположены вместе и используются комплексно.

Крупные железнодорожные вокзалы имеют огромную пропускную способность — до 20 млн пассажиров в год и более. При этом интенсивные пассажирские потоки возникают по мере отправки и прибытия поездов. Для упорядочения этих поездов на вокзалах существуют зоны отправки и прибытия пассажиров. Это важно, когда из поезда одновременно выходят более 1 000 пассажиров с багажом.

Вокзальные переходы связывают платформы, вокзальные помещения, залы ожидания и привокзальную площадь. Среди них выделяют переходы на одном уровне с путями или на уровне платформ, мосты и конкорсы, виадуки, пандусы, тоннели, лестницы, эскалаторы.

Залы ожидания предназначены для пассажиров различных категорий, в том числе транзитных, залы для отдыха пассажиров с детьми и комфортабельный зал ожидания для VIP-персон. В них или смежных помещениях вокзала размещают туалеты, магазины, пункты питания, бары, рестораны, билетные кассы, информационные и сервисные службы, бизнес-центры, пункты обмена валюты, пункты медицинской помощи и охраны.

Технические службы железной дороги весьма разнообразны. Кроме собственно организации движения поездов и технического содержания подвижного состава эти службы выполняют множество обязанностей по бронированию и продаже билетов пассажирам, информированию пассажиров, снабжению поездов топливом, водой, постельным бельем и продуктами питания, уборке в поездах мусора и отходов.

Инфраструктура автомобильного транспорта. К автоуслугам, используемым в туризме, относятся: организация автобусных путешествий или туров (включая автокараваны); организация автомобильных путешествий с использованием собственного автомобиля или путем проката автомобиля в месте постоянного проживания или в месте отдыха.

Путешествие на автобусе — наиболее популярный вид путешествия в РФ.

В большинстве случаев туристские автобусы является собственностью крупных туристских компаний, объединений, концернов и ассоциаций. Другие же туристские фирмы пользуются услугами автотранспортных предприятий на основе долгосрочной аренды или разовых заказов. Обладая высокой маневренностью и мобильностью, туристские автобусы вне конкуренции на маршрутах до 500 км. Высококомфортабельные туристские автобусы используются и на длинных маршрутах (туры по Европе, Золотому Кольцу и др.). При этом отдых туристов в ночное время обеспечивается, как правило, в отелях или мотелях (придорожных отелях). Согласно международной классификации, по ряду признаков автобусы сертифицируются по категориям (числу звезд).

Преимущества автобусных туров заключаются в их относительной дешевизне: автобусное путешествие стоит примерно в 1,5...2 раза дешевле, чем обычный тур с авиаперелетом.

Туристско-экскурсионные перевозки на автобусах широко используются турфирмами при организации туров на внутренних и международных маршрутах.

Продолжительность большинства туров на внутренних маршрутах обычно колеблется от одного до десяти дней. Например, наиболее известным многодневным автобусным маршрутом (4... 5 дней) является маршрут по городам Золотого кольца. Большим разнообразием отличается и тематика автобусных туристско-экскурсионных маршрутов. Туроператорами предлагаются программы религиозной тематики (посещение монастырей и культовых сооружений страны), паломнические туры, космические туры (посещение космодромов, музеев авиации и космонавтики), театральные туры (посещение известнейших театров Москвы и Санкт-Петербурга), природные туры (выезды на природу, уик-энд и др.), развлекательные туры (участие в праздничных мероприятиях) и др. Предлагаются также и нетрадиционные автобусные туры — банный тур, джиппинг, туры рыболовов, охотников, дегустационные и гастрономические туры.

Помимо организации автобусных туристско-экскурсионных сопровождаемых туров на внутренних маршрутах организуются чартерные несопровождаемые туры и экскурсионные поездки для независимо сформированных групп туристов. В первом случае автобусы используются для организованной доставки спортивных болельщиков, бизнесменов, ученых, участников фестивалей. Во втором случае автотранспортные предприятия или турфирмы организуют кратковременную поездку всех желающих по какому-либо интересному городскому или пригородному маршруту в сопровождении гида.

Туры на международных маршрутах отличаются продолжительностью, экскурсионных программ и условиями обслуживания во время поездки. С точки зрения этих факторов все международные автобусные туры можно подразделить на экономичные, стандартные, фирменные и эксклюзивные.

В экономичных турах путешествие включает разнообразную экскурсионную программу, размещение в двух- или трехзвездочных отелях, расположенных на окраинах городов, ночные переезды.

В стандартных турах предполагается один ночной переезд, размещение в двух- или трехзвездочных отелях вблизи станций метро или линий городского транспорта, разнообразная экскурсионная программа и свободное время в крупных городах.

В фирменных турах отсутствуют ночные переезды, проживание организуется в трех- или пятизвездочных отелях, расположенных в центре города, предоставляется насыщенная экскурсионная программа и свободное время в посещаемых населенных пунктах.

Эксклюзивные туры формируются на основе фирменных, с пожеланиями туристов.

В настоящее время в России предоставляются в основном два вида международных пассажирских перевозок автобусами: нерегулярные и регулярные.

В отличие от нерегулярных перевозок туристов международные регулярные автобусные перевозки получили широкое распространение.

Автобусные компании предлагают следующие пакеты туров и службу проката автобусов:

• чартерные туры — обслуживание вечеров, однодневные поездки на соревнования, недельные поездки — праздничные туры;

• сопровождаемые туры — поездки заранее запланированных групп продолжительностью от пяти дней до одного месяца в сопровождении руководителя;

• независимо сформированные туры, куда включается посещение городов и достопримечательностей с использованием рейсовых автобусов;

• гибкие туры — сочетание автобусного транспорта с другими транспортными средствами.

Автомобильный туризм и прокат автомобилей дает возможность путешественникам быть независимыми во времени, маршрутах и графике движения. Основными формами автотуризма являются:

• индивидуальный туризм, когда турист, отправляясь в путешествие, знает, что ему никто не гарантирует ночлега и питания (при условии, что это длительное путешествие);

• организованный туризм — поездка одной или нескольких машин по точному графику и с полным комплексом обслуживания во время остановок; .

• караванинг — вид автомобильного туризма, при котором в качестве средства размещения используется караван (автокараван).

Инфраструктура водных видов транспорта. Турбизнес имеет разные формы организации путешествий и одна из них — круизы. Круиз представляет собой туристскую поездку по реке или морю, как правило, с заходом в порты, на борту специального пассажирского судна.

В настоящее время десятки круизных компаний по всему миру эксплуатируют сотни пассажирских судов, вместимостью от 70 до 2 000—3 000 пассажиров и предлагают увлекательные поездки практически в любой регион мира.

В базовую стоимость круиза включено комплексное обслуживание на борту судна: проезд на судне, проживание в каюте (в зависимости от выбранного класса), трехразовое питание, развлечение и, как правило, целый ряд специальных мероприятий на борту судна (праздники, фестивали, конкурсы, концерты и др.).

В инфраструктуру водных видов отдыха чаще всего входят круизные компании и круизные лайнеры, которыми они владеют. В настоящее время из существующих круизных компаний 85 % приходится на долю североамериканских компаний.

Морские круизы в зависимости от стоимости дня проживания на корабле подразделяются на четыре категории: экономичные, классические, премиум-круизы и круизы-люкс. Первой в международных списках компаний класса люкс значится компания «Silversea Cruises» — единственная компания, имеющая категорию «шесть звезд» и предлагающая высококлассный, но более демократичный вид отдыха.

Категорию круизных кораблей определяют по количеству звезд — от 1 до 6 звезд: Standart (2...4 звезды), Premium (5 звезд — 5 звезд плюс), Lux и Superlux (6 звезд). Всего четыре судна в мире имеют категорию 6 звезд (Superlux). Здесь пассажиры размещаются только в апартаментах. Суда такой категории рассчитаны на 200 пассажиров и 150 членов экипажа.