logo search
лекции по туризму

Основные понятия о туристских ресурсах

Туризм как одна из отраслей хозяйства ориентируется на использование природных и культурно-исторических ресурсов. Это выражается в том, что он способствует:

• миграции людей к местам сосредоточения туристских ресурсов;

• вовлечению в хозяйственный оборот ранее не используемых природных и культурных комплексов и их элементов;

• комплексному использованию природных и историко-культурных ресурсов;

• предъявлению весьма разнообразных требований к природным и культурным комплексам;

• антропогенному воздействию на природные и культурные комплексы.

В результате труда работников турбизнеса восстанавливаются физические, психические и интеллектуальные силы человека.

В СССР туризм рассматривался как разновидность рекреации, один из видов активного отдыха. Поэтому понятие «туристские ресурсы» зачастую приравнивалось к понятию «рекреационные ресурсы». Если понятие «рекреационные ресурсы» включают в себя туристские объекты (средства размещения и питания, музеи), объекты и явления природы (памятники природы, климат и т.д.), то понятие «туристские ресурсы» существенно шире и распространяется также на экономические, финансовые, трудовые, производственные, социальные, инфраструктурные ресурсы, которые могут быть использованы для организации туристского хозяйства.

Понятия «рекреационные ресурсы» и «туристские ресурсы» необходимо рассматривать как взаимодополняющие (взаимозаменяющие).

Поэтому многие авторы, не желая заниматься разделением категорий «туристские ресурсы» и «рекреационные ресурсы», широко используют понятие «туристско-рекреационные ресурсы» как совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, необходимых для формирования туристского продукта.

В Федеральном законе № 132-ФЗ от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в редакции от 05.02.2007 г.) дается следующее определение: «туристские ресурсы — природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие в себя объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил».

Туристский ресурс — категория, обладающая довольно четким экономическим содержанием, имеющая смысл лишь с точки зрения организаторов туризма или территориального управления.

В экономическом плане туристские ресурсы выступают как факторы производства туристского продукта, так как их дифференциация порождает различия в результатах хозяйственного использования. Помимо этого ресурсы являются и предметами труда в схеме производственного процесса туристских услуг.

Туристские ресурсы способствуют созданию расширенного производства туристского продукта, что определяется активами, запасами, внутренними резервами туристской организации, а также природными и социальными условиями. Туристские ресурсы доступны для ознакомления и использования независимо от формы собственности, если к тому нет наложенных в установленном законом порядке ограничений.

Туристские ресурсы количественно ограничены и качественно дифференцированы, выступают как товар, требующий значительных затрат на воспроизводство.

Туристские ресурсы используются не только туристами, но и туристскими предприятиями. Особенно это касается социально-экономических ресурсов туризма, представленных в первую очередь объектами туристской инфраструктуры.

Туристские ресурсы являются национальным достоянием. Однако часть из них, имеющих особое значение, отнесена к объектам и памятникам мирового значения. Такой перечень устанавливает и ежегодно обновляет ЮНЕСКО.

Все памятники культуры и природные объекты находятся под охраной государства, на поддержание и сохранение памятников и объектов всемирного значения выделяются также средства ООН.

Основой использования туристских ресурсов и туристских объектов для целей туризма являются туристский интерес — перспектива получения туристом объективной информации, положительных эмоций и/или потенциальная возможность удовлетворения планируемой потребности туриста в конкретной туристской услуге (работе), туристском товаре и туристском продукте, основанных на определенном комплексе туристских ресурсов, которые выступают в виде объектов туристского интереса.

К объектам туристского интереса относятся достопримечательности, природные объекты и природно-климатические зоны, социокультурные объекты показа и иные, способные удовлетворить потребности туриста в процессе осуществления туристской поездки или путешествия.

Однако для того чтобы эти объекты были реально использованы в целях туризма, необходима надлежащая инфраструктура и индустрия туризма, которые обеспечат: доведение до туриста информации о данном туристском объекте, необходимой и достаточной для уверенной мотивации выбора путешествий именно в эту местность и к этому объекту; достаточно комфортную и безопасную доставку туриста к этой местности; размещение; питание; развлечения.

Классификация туристских ресурсов и требования, предъявляемые к ним

Существует множество классификаций туристских ресурсов.

1. Туристские ресурсы подразделяют на две большие группы:

непосредственные и косвенные.

К непосредственным туристским ресурсам относятся природные и историко-культурные ресурсы, используемые самими туристами и отдыхающими (привлекательность ландшафта, оздоровительные средства местности, объекты познания и т.д.).

Косвенные (социально-экономические) туристские ресурсы привлекаются для освоения и использования непосредственных туристских ресурсов, которые в свою очередь подразделяют на материальные, технические, финансовые, трудовые и др.

2. По функциональным качествам туристские ресурсы подразделяют на оздоровительные, познавательные и спортивные. Важна и природно-эстетическая ценность территории, которая усиливает или, наоборот, снижает функциональные качества. Познавательные свойства территории обусловлены наличием природных и социально-культурных объектов (памятников истории и культуры, музеев, национальных особенностей и традиций населения, уникальных объектов природы, культуры, промышленности и др.).

3. Н. П. Крачило весь комплекс туристских ресурсов подразделяет на три группы:

природные: климат, водные ресурсы, минеральные источники и лечебные грязи, рельеф, пещеры, растительный и животный мир, природные памятники и заповедники, живописные ландшафты, уникальные природные объекты и др.;

культурно-исторические: музеи, выставки, театры, археологические, исторические, архитектурные памятники, этнографические особенности, фольклор, центры прикладного искусства и т.д.;

социально-экономические: транспортная доступность и уровень развития транспортной сети, экономико-географическое положение, уровень экономического развития, современная и перспективная территориальная организация, уровень обеспечения обслуживания населения, трудовые ресурсы, особенности населения.

4. Популярными являются классификации туристских ресурсов, предложенные польским и французским экономистами М. Труаси и П. Дефером.

В основе классификации М. Труаси лежит подразделение туристских ресурсов на созданные и не созданные трудом человека. М. Труаси выделяет три группы туристских ресурсов: природные, определяемые как «потенциальный туристский капитал»; туристские ресурсы, созданные трудом человека; «дополнительные» (инфраструктура, экономические удобства).

П. Дефер в отличие от М. Труаси не относит к туристским ресурсам объекты инфраструктуры. П. Дефер подразделяет все туристские ресурсы на четыре группы: гидром (водные объекты); фитом (земля, природа); литом (созданная трудом человека архитектура); антропом (нематериальные виды человеческой деятельности — обычаи, праздники, обряды, нравы и др.).

5. С.А.Быстров и М.Г.Воронцова [12] приводят следующую классификацию туристских ресурсов (таб. 3.1).

Ресурсы туристской сферы дестинации

Туристские ресурсы

Природные

Формирующие туристский интерес

Инфраструктурные

Ресурсы как факторы

производства

Рельеф

Памятники истории

Гостиницы

Финансовые

Климат

Памятники культуры

Транспорт

Трудовые

Вода

Зрелищные объекты

Торговля

Технологические

Прочие

Зрелищные объекты

Предприятия питания

Материальные

Прочие

Банки

Прочие

Прочие

Рис. 3.1. Классификация туристских ресурсов

6. С точки зрения основных целей путешественников туристские ресурсы условно можно подразделить на четыре группы: курортологические; рекреационные; религиозно-культурологические; информационно-деловые. Перечисленные ресурсы определяют формирование базовых видов туристского бизнеса.

Рис. 3.2. Классификация туристских ресурсов в рамках развития туристского потенциала

7. Существует классификация туристских ресурсов в рамках развития туристского потенциала (рис. 3.2). Данная классификация достаточно схематична и имеет сугубо экономическую направленность. Однако она концентрирует в себе все основные параметры, по которым осуществляется классификация туристских ресурсов, и по этой причине достаточно часто используется в научном обиходе.

В зависимости от целей путешествия могут рассматриваться следующие туристские ресурсы.

Туристская территория, или акватория, — географически определенное место концентрации наиболее ценных туристских ресурсов, а также объектов туристского интереса, выделяемое в составе туристского региона с указанием в реестрах и кадастрах и иных видах документации с введением режима приоритетного целевого функционирования и использования в целях туризма в ее пределах.

Природными лечебными ресурсами являются рекреационные ресурсы, предназначенные для лечения и отдыха населения, относящиеся к особо охраняемым природным объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите. На базе природных лечебных ресурсов выделяются лечебно-оздоровительные и курортные местности, создаются курорты.

Туристские информационные ресурсы представляют собой информацию о территории, ее истории, культуре, природе и людях, полученную туристами непосредственно во время путешествия, в ходе подготовки к нему или по прошествии некоторого времени. В сфере туризма информация становится главным ресурсом, поскольку главная цель туризма — получение туристами интересной и разнообразной информации о территории, ее истории, культуре, природе, людях. Вся эта информация воспринимается туристами во время путешествий в другие страны, регионы, города и села.

Основная ценность информации как туристского ресурса заключается в ее новизне, уникальности, потенциальном богатстве эстетических, эмоциональных, ассоциативных впечатлений, которые могут получить от нее туристы.

Требования, предъявляемые к туристским ресурсам.

В самом идеальном варианте для создания туристских ресурсов к ним предъявляются следующие требования.

1. Объект должен быть доступен (транспортная и финансовая доступность). Кроме того, необходима достаточная информация о данном объекте. Отсутствие доступа к объекту резко ограничивает его использование в качестве туристского ресурса даже, несмотря на его уникальность и мировое значение.

2. Важное значение придается комплексности объектов. У одиночных объектов (за некоторым исключением) гораздо меньше шансов стать туристским ресурсом по сравнению с группой интересных объектов.

Комплексно размещенные объекты способны притягивать туристов и стимулировать дальнейшее развитие окружающей территории для создания здесь крупной системы туризма.

3. Объект должен обладать привлекательностью для туристов —аттрактивностью; при этом объект может привлекать как своей красотой и экзотичностью, так и уникальностью (большими размерами, необычностью, редкой встречаемостью). Без соблюдения этого принципа отнесение объектов к категории туристских ресурсов представляется невозможным.

4. Объект должен быть безопасным для туристов. Первостепенное значение придается охране объекта от вандализма. Большое значение имеет и степень сохранности объекта. Например, развалины старинного и легендарного в прошлом замка привлекут гораздо меньшее количество туристов, нежели дворец периода Ренессанса, находящийся в отличном состоянии.

5. Большое значение имеет и географическое положение объекта, например положение объекта на стыке природных ландшафтов и зон в сочетании с разнообразной культурной средой и богатым историческим прошлым территории.

6. Определяющее значение имеет и происхождение объектов. Зачастую объекты естественного (природного) происхождения привлекают больше внимания, нежели объекты антропогенного происхождения. Однако некоторые объекты искусственного происхождения, созданные в последние десятилетия, способны привлекать многочисленных туристов.

7. Имеется особая группа объектов, являющихся одновременно туристским ресурсом и инфраструктурным объектом. Например, путешествие туристов на ретро-поездах предполагает использование поезда и как туристского ресурса, т.е. объекта туристского интереса, и как средства передвижения — инфраструктурного объекта.