logo search
лекции по туризму

Методы оценки природных ресурсов туризма

Этапы оценивания природных ресурсов.

Для использования природных ресурсов необходима их оценка. Процедура оценивания состоит из следующих обязательных этапов:

1) выделение объектов оценки — природных комплексов, их компонентов и свойств;

2) выделение субъекта, с позиции которого ведется оценка;

3) формулирование критериев оценки, которые определяются как масштабом и целью исследования, так и свойствами субъекта;

4) разработка параметров оценочных шкал градаций. Шкалы показывают оценочные отношения между субъектом и объектом. Каждая ступень является показателем интенсивности взаимодействия свойства данного объекта с состоянием субъекта. Пятиступенчатая шкала оценки предпосылок для рекреации включает следующие градации: наиболее благоприятные; благоприятные; умеренно благоприятные; малоблагоприятные; неблагоприятные.

Типы оценки природных ресурсов туризма. Существует четыре основных типа оценки природных ресурсов туризма: медико-биологическая, эстетическая, технологическая и экономическая.

При медико-биологической оценке исследуют воздействие природных факторов на организм человека, их комфортность. Ведущую роль при этом играет оценка рекреационных климатических ресурсов.

Под климатом понимают многолетний режим погоды, свойственный для данной территории. Его воздействие на человека может проявляться через конкретную погоду, под которой понимается комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных метеорологических явлений (состояние нижнего слоя тропосферы в данное время на определенной территории). Особое внимание уделяется состоянию организма человека как ответной реакции на погодные условия. При оценке климата большое значение придается не только физическим факторам погоды, но и ее воздействию на эмоциональное состояние людей.

Для медико-биологической оценки используют систему условных температур и метод комплексной климатологии.

Система условных температур характеризуется воздействием комплексных показателей на природные ресурсы метеорологических элементов: температуры воздуха, относительной влажности, скорости ветра, солнечной радиации и длинноволнового излучения.

Например, комплексный показатель, характеризующий такие элементы, как температура и влажность, называется эффективной температурой (ЭТ); температуры, влажности и скорости ветра — эквивалентно-эффективной температурой (ЭЭТ); температуры, влажности, скорости ветра и солнечной радиации — радиационно-эквивалентной температурой (РЭТ).

С представлением об условных температурах связано понятие «зона комфорта», которая для многих людей лежит в пределах 17... 23 °С. Вне ее человек ощущает охлаждение или перегревание. Зона комфорта для активных рекреантов лежит в пределах 12... 16° ЭЭТ.

Метод комплексной климатологии помогает изучать влияние всего комплекса метеорологических условий на организм человека, в том числе «погоды суток», «погоды момента», контрастности смен погоды.

Использование понятия «погода суток» мотивировано суточным ритмом функций организма человека, зависящих от суточных показателей погоды. Все многообразие погоды анализируется с помощью классификации, когда выделяют 16 классов погоды, которые в свою очередь, образуют три группы: безморозная погода (8 классов), погода с переходом температуры воздуха через 0°С (2 класса) и морозная погода (6 классов). Наиболее благоприятны для человека все классы погод, когда днем много солнца, велико поступление видимых и ультрафиолетовых лучей, хорошая освещенность и окружающие ландшафты особенно привлекательны.

В зависимости от контрастной изменчивости выделяют следующие режимы погоды: очень устойчивый (до 25 %), устойчивый (25...34%), изменчивый (35...50%), сильно изменчивый (более 50%).

При оценке воздействия на организм человека условий погоды большое внимание уделяется теплообмену между телом и окружающей средой, так как, в конечном счете, состояние организма во многом определяется теплоощущением. Поиски объективной оценки влияния погоды на состояние человека привели к такому критерию, как степень напряжения терморегуляторных механизмов организма, которая определяется либо по изменению средней взвешенной температуры тела человека, либо по изменению величины потовыделения. В зависимости от средневзвешенной температуры тела человека с учетом теплоощущения встречающиеся типы погод были подразделены на девять категорий — от крайне холодной до очень жаркой.

Наиболее приятное теплоощущение называется комфортным состоянием, когда человек не чувствует ни жары, ни холода. Комфортное состояние возникает при средневзвешенной температуре тела 31... 33 "С. При жаркой погоде напряжение терморегуляторных механизмов организма характеризуется величиной потовыделения, а при холодной — величиной средневзвешенной температуры кожи.

Рассмотренный метод следует дополнить таблицей типизации погод для рекреационной оценки климата различных территорий (табл. 4.1).

Взаимосвязь между физиологическим состоянием человека и типом

Средне взвешенная температура кожи, С

Теплоощу-щение

Потовыделение, г/ч

Терморегу-ляторная нагрузка

Оценка погоды

Исследуемый период

Более 34

Очень жарко

Более 750

Чрезмерная

Жаркая дискомфортная

Неблагоприятный

Тоже

Жарко

750. ..400

Большая

Тоже

Тоже

»

Очень тепло

400... 250

Умеренная

34...33

Тепло

250... 150

Слабая

Жаркая субкомфортная

Благоприятный

32,9...31

Комфортно

150... 100

Минимальная

Комфортная

Тоже

30,9...29

Прохладно

Менее 100

Слабая

Прохладная и холодная, частично дискомфортные

28,9...27

Холодно

Тоже

Умеренная

Холодная дискомфортная

Неблагоприятный

26,9...23

Очень холодно

Большая

Тоже

Тоже

Менее 23

Крайне холодно

Чрезмерная

При эстетической оценке исследуется воздействие природного ландшафта или его компонентов на эмоциональность человека. Речь идет об эмоциональной реакции человека на тот или иной природный комплекс. Территории высокой эстетической ценности пользуются повышенным спросом.

Эстетическая ценность зависит от морфологической структуры ландшафта, разнообразия элементов пейзажа. Нередко употребляют понятие «пейзажное разнообразие», которое складывается из структуры природного комплекса и связей с другими такими комплексами.

Пейзажное разнообразие определяется следующими показателями: морфологическая структура ландшафта (рельефом, растительным покровом, гидрографией, характером взаимосвязей между компонентами ландшафта); степень мозаичности ландшафта — отношение количества контуров урочищ к площади изучаемых ландшафтов; степень разнообразия ландшафтов — отношение видов урочищ к площади ландшафта; частота встречаемости фоновых доминант и структурных детерминант по маршруту и др.

Эстетические свойства природных комплексов характеризуются такими показателями, как степень залесенности, полнота древостоя, ярусность леса, обилие подроста и подлеска. В качестве доминирующего признака для равнинных лесных районов обычно принимается степень залесенности пространства.

В зависимости от процента залесенности выделяются открытые, полуоткрытые и закрытые пространства. При эстетической оценке наибольший балл получают природные комплексы с полуоткрытыми пространствами (чередование залесенных и незалесенных участков). Важен также характер сочетания растительности и рельефа.

Технологическая оценка включает в себя вопросы техники и технологии использования природных ресурсов для туристской деятельности в целом, того или иного вида занятий, оценку возможностей инженерно-строительного освоения территорий для создания туристских учреждений.

Специфической проблемой оценки природных ресурсов туризма является установление их предельной емкости. Определение туристской ценности и емкости природных комплексов необходимы, но недостаточны для всесторонней оценки ресурсов туризма. Необходима их экономическая оценка.

Экономическая оценка позволяет определять эффективность различных мероприятий, направленных на более полное и рациональное использование ресурсов. Основная проблема заключается в том, что экономически оценить природные рекреационные ресурсы довольно сложно.

К настоящему времени в основном разработаны подходы к оценке рассматриваемых ресурсов на основе балльных методов. Однако балльные методы оценки не пользуются безоговорочным признанием, так как они не лишены субъективности и не дают расчетных показателей, поддающихся экономическому анализу. В то же время многие характеристики природных ресурсов могут измеряться лишь относительными величинами, например познавательной ценностью какого-либо ландшафта. Поэтому там, где использование количественных методов пока невозможно или они пока не разработаны, использование балльных методов является единственно возможным методом оценки.

Основой для экономической оценки природных рекреационных ресурсов должен стать кадастр. Анализ отечественного и зарубежного опытов в области создания кадастров показывает, что кадастровая система оценки лежит в основе управления многими природными ресурсами, а именно: земельными, водными, лесными, минеральными.

Кадастр представляет собой систематизированный свод данных, включающий в себя следующие показатели: качественную и количественную опись объектов или явлений с их экономической оценкой; данные о динамике и степени их изученности с приложением картографических и статистических материалов; рекомендации по использованию объектов или явлений, предложение мер по их охране; указания на необходимость дальнейших исследований.

В условиях рынка структура кадастра должны отвечать требованиям экономической и экологической эффективности использования ресурсов.

Разрабатывая методику составления кадастра, необходимо иметь в виду периодичность или непрерывность его обновления и пополнения.

Кадастр должен рассматриваться как результат анализа, систематизации и обобщения географической или геологической, технологической и экономической информации о состоянии природных ресурсов, завершающийся получением кадастровых оценок. При этом экономическая оценка (перечень показателей, порядок их установления, оценочный критерий) методически и практически оказывается наиболее трудным этапом работ. Особенно это относится к природным рекреационным ресурсам, экономическая оценка которых разработана слабо.

Экономическая оценка возможна только для тех рекреационных ресурсов, народно-хозяйственный эффект от которых можно измерить для минеральных вод, лечебных грязей, леса, поверхностных вод, природных национальных парков. Основными показателями социально-экономической эффективности использования природных лечебных ресурсов являются: экономический эффект от оздоровления одного рекреанта; эффект от курортного использования 1 м3 различных видов лечебных ресурсов (на его основе определяется суммарный эффект от освоения всего месторождения); общее сокращение временной нетрудоспособности в течение года после оздоровления одного рекреанта; численность условно высвобожденных работников за счет снижения потерь рабочего времени в течение года после оздоровления в санаториях; экономия денежных средств на оплату листов временной нетрудоспособности рекреантов в течение года после санаторно-курортного лечения.

Существующие методы оценки природных ресурсов, такие, как метод рентных оценок (на основе дифференциальной ренты), оценка по затратам освоения и другие, практически неприменимы к природным рекреационным ресурсам, так как оценивают ресурсы с точки зрения их промышленного и сельскохозяйственного использования — по конечной продукции. Поэтому в настоящее время особенно актуальной является проблема экономической оценки рассматриваемых ресурсов с использованием кадастра природных рекреационных ресурсов, который на основании учетных и оценочных показателей географического, экологического и экономического характера позволит решить задачу рационального природопользования с учетом рекреационных потребностей населения. Методики экономической оценки природных рекреационных ресурсов довольно многочисленны и противоречивы*. При проведении экономической оценки рекреационных ресурсов за основу часто берется концепция общей экономической ценности (ОЭЦ), получившая развитие в конце 90-х гг. XX в. и позволяющая учитывать не только прямые, но и ассимиляционные ресурсные функции природы.

Величина ОЭЦ является суммой двух показателей: стоимости использования (потребительской стоимости) и стоимости неиспользования. В свою очередь стоимость использования рекреационных ресурсов является суммой трех слагаемых: прямой стоимости использования, косвенной стоимости использования и стоимости отложенной альтернативы (потенциальная ценность). Из этих трех слагаемых сравнительно легко поддается оценке прямая стоимость использования, поскольку люди непосредственно используют соответствующие блага, тем самым получая прямую потребительскую стоимость.

Прямую стоимость использования рекреационных ресурсов рассчитывают с помощью метода транспортно-рекреационных затрат, включающих в себя транспортно-путевые затраты, связанные с выездом людей па отдых, и затраты, связанные с оплатой стоимости путевок, курсовок в санаториях и домах отдыха. Показатель транспортно-путевых затрат учитывается только при расчете прямой стоимости использования.

3.Значение туристской ренты при использовании природных ресурсов туризма

Характеристики туристской ренты. Туристская рента рассматривается как реальный источник поступления дополнительных финансовых средств в бюджет страны, так как ресурсы туризма являются собственностью государства, а рента представляет собой превышение прибавочной стоимости над средней прибылью на капитал.

Процесс использования туристских территорий в большинстве случаев имеет негативный характер. В связи с этим возникает необходимость создания механизма оптимизации туристского использования таких территорий. Сущность этого механизма заключается в установлении платежей за природопользование, которые напрямую зависят от интенсивности последнего, и тем выше, чем ценнее природный ресурс, выше природоохранный статус территории и туристская нагрузка. Эти платежи должны осуществлять основные субъекты туристского природопользования — туристы и туристские предприятия.

Ценность ресурсов туризма определяется как качественными характеристиками, так и их географическим положением по отношению к центрам туристского спроса. Чем комфортнее климатические условия, богаче природный и культурно-исторический потенциал территории и чем ближе эта территория расположена к географическим центрам туристского спроса, тем выше ценность ее туристских ресурсов.

Ценность природных ресурсов туризма и ограничения природопользования, обусловленные соответствующим статусом, сказываются на величине ренты, формирующейся в результате хозяйствования на рекреационной территории. Поэтому туристская рента является основой механизма регулирования туристского природопользования, отражает экономическую ценность природных туристских ресурсов территории и зависит от строгости природоохранного режима.

Таким образом, туристская рента — это, во-первых, часть дохода от туристского обслуживания, получаемого за использование туристских ресурсов лучшего качества, а во-вторых, фиксированная величина дохода от реализации туристского продукта или туристских услуг, которая направляется на инвестирование, возобновление и расширение ресурсной базы туризма. По мнению В.М.Козырева, туристская рента представляет собой доход, который создается туристскими предприятиями, использующими туристские ресурсы как объект хозяйства, который подлежит присвоению собственниками этих ресурсов.

Туристские ресурсы и соответственно туристская рента занимают важное место в системе отношений собственности. При этом могут возникнуть две крайности: все туристские ресурсы и соответственно туристская рента находятся или в полном владении только государства, или в полном владении только туристских организаций.

Определение величины туристской ренты. Величина туристской ренты, образуемой в результате эксплуатации ресурсов туризма, формируется благодаря расходам туристов на потребление туристских товаров и услуг. Расходы на туризм состоят из расходов на проезд к месту отдыха и обратно, цены путевки, повседневных денежных расходов на потребление товаров и услуг во время отдыха. Затраты на отдых для туристов определяются как разность между общими расходами за время отдыха и обычными расходами в месте жительства. Эта разность характеризует ценность отдыха туристов в конкретной местности и определяет дополнительные экономические затраты, которые осуществляет турист ради путешествия. Следовательно, туристская рента представляет собой часть затрат населения на отдых, которые определяются платежеспособностью потребителей, развитостью фондов социального потребления и величиной туристского потока.

Туристская рента скрыта в выручке от реализации туристам услуг различных предприятий. Величину туристской ренты можно определить, зная среднюю рентабельность продаж туристских товаров и услуг до уплаты налогов. В затратах на отдых туристов в рамках специализированных территорий величина туристской ренты доходит до 25... 30 % .

Как уже было сказано ранее, рентные платежи должны производить непосредственные организаторы туристского природопользования -- производители услуг гостеприимства, находящиеся в пределах туристской территории; производители нелепых потребительских услуг, независимо от местоположения; неорганизованные туристы и экскурсанты.

Платежи на основе туристской ренты все субъекты должны платить с учетом объемов потребления, неся равные издержки по платежам за природопользование в зависимости от степени участия в нем.

Чаще всего рентные платежи представлены в форме различных сборов с туристов и туристских фирм. В практике деятельности туристских фирм принята система включения подобных сборов в окончательную продажную цену тура. Наиболее актуально взимание таких платежей за использование охраняемых природных территорий, располагающих наиболее ценными природными ресурсами.

Выгоды от использования рентных платежей. Выгоды от использования рентных платежей заключаются в следующем:

Во-первых, замена традиционных налогов рентными платежами способствует внедрению эффективных методов организации труда и сбыта путевок; более рациональному использованию основных средств; совершенствованию программы обслуживания туристов; рациональному использованию природных ресурсов туризма. В большинстве национальных парков и заповедников переход на рентную систему платежей уже осуществляется или успешно завершен.

Во-вторых, рентные платежи способствуют сдерживанию капитальных инвестиций в территории с высоким уровнем развитости туристской инфраструктуры, а это ведет к привлечению капитала в развитие менее привлекательных для туристов территорий.

Привлечение инвестиций вызывает развитие туристской инфраструктуры и повышает аттрактивность туристских территорий, что в свою очередь способствует более равномерному распределению туристских потоков и рациональному использованию природных ресурсов туризма.

Принципы учета, распределения и использования туристской ренты. В. М. Козырев выделяет ряд принципов учета, распределения и использования туристской ренты, которые приводятся ниже в существенном сокращении и обработке, проделанных автором учебного пособия.

1. Все туристские организации действуют в свободном рыночном пространстве, т.е. представляют потребителям свои услуги как товар по рыночным ценам на основе законов стоимости, спроса и предложения, конкуренции и тем самым осуществляют свою предпринимательскую деятельность, руководствуясь целями максимизации своего коммерческого успеха.

2. Предпринимательская деятельность туристских организаций в условиях рынка не исключает, а предполагает регулирование ее со стороны государственных органов власти и других институциональных организаций (прежде всего профсоюзов). Взаимоотношения между государственными органами власти и туристскими организациями оформляются в системе договоров, которые четко разделяют доли прав собственности между участниками этих отношений.

3. В системе договоров (контрактов) между участниками правовых отношений одновременно определяются экономические и бухгалтерские издержки туристских организаций, а также социальные издержки органов власти, вызванные внешними эффектами. Разделение прав собственности обретает реальное экономическое содержание и создает основу для распределения и использования туристской ренты на реальной хозяйственно-правовой основе.

4. В указанных выше договорах определяются также формы рентных платежей за туристские ресурсы. Формы этих платежей могут быть различными: а) платежи за туристские ресурсы, увязанные с величиной и качеством этих ресурсов на основе кадастровых оценок; б) платежи в форме твердых ставок из массы прибыли; в) платежи в виде процентных ставок от нормы прибыли или нормы рентабельности; г) платежи в форме фиксированной ставки с каждого рубля валовой выручки.

5. Ставка рентных платежей в современных российских условиях должна быть единой для всех туристских организаций на всей территории страны. Теоретически эта ставка может быть единой в рамках всего национального хозяйства; единой в рамках региона, но дифференцированной на основе кадастровых оценок. Размер рентной ставки должен быть весьма умеренным. В современных российских условиях наиболее приемлемым является размер туристской ренты на уровне 6... 8 % объема валовой выручки при реализации турпродукта.

6. Долевое соотношение распределения ставок рентных платежей между субъектами прав собственности и субъектами хозяйствования в сфере туризма должно быть основано на принципах взаимной выгоды, социальной справедливости и учета национальных интересов России.

Целесообразной представляется следующая схема этих долевых соотношений: туристские организации, занимающиеся внутренним и въездным туризмом, и органы власти единую ставку рентных платежей делят в пропорции 1:1; туристские организации, обеспечивающие выездной туризм, всю ставку от валовой выручки направляют в распоряжение органов власти, которые эти средства в пропорции 1:1 направляют на развитие внутреннего и въездного туризма.

7. Введение рентных платежей на туристские ресурсы не дает оснований для увеличения цен и тарифов на туристские услуги, так как туристская рента — это следствие уже действующих цен на туристском рынке. Нельзя рассматривать рентные платежи и как очередной вид налогового платежа, так как половина этих платежей остается в самой турфирме, а другая половина идет на развитие инфраструктуры туризма под контролем местных и региональных органов власти.

Рентные платежи не повышают объем выручки от турпродукта, а всего лишь выделяют в нем своеобразный дополнительный накопительный финансовый фонд, который призван возродить национальный туризм за счет самого туризма.

Итак, туристская рента отражает туристскую аттрактивность территории, положительным образом связана с интенсивностью туристских потоков и объемом туристской нагрузки, характеризует экономическую ценность природных туристских ресурсов. Платежи за туристское использование специализированных территорий должны быть дифференцированы для каждой из них и рассчитываться исходя из величины прибавочной стоимости туристского обслуживания 1 человека в день на 1 га используемых в туризме угодий.