12.4. Управление процессом самостоятельных занятий
Для осуществления управления процессом самостоятельных занятий, необходимо провести ряд мероприятий: определить цели самостоятельных занятий; определить индивидуальные особенности занимающегося; скорректировать планы занятий (перспективный, годичный, на семестр и микроцикл); определить и изменить содержание, организацию, методику и условия занятий, применяемые средства тренировки.
Все это необходимо, чтобы достичь наибольшей эффективности занятий в зависимости от результатов самоконтроля. Учет проделанной тренировочной работы позволяет анализировать ход тренировочного процесса.
Постоянный самоконтроль и учёт проделанной тренировочной работы позволяет анализировать ход тренировочного процесса, вносить коррективы в планы.
Рекомендуется проводить предварительный, текущий и итоговый учет с записью в личный дневник самоконтроля (Тимушкин А.В. и соавт, 2003).
Цель предварительного учета - зафиксировать данные исходного уровня подготовленности и тренированности занимающихся. Текущий учет позволяет анализировать показатели тренировочных занятий. В ходе тренировочных занятий анализируются: количество проведенных тренировок в неделю, месяц, год; выполненный объем и интенсивность тренировочной работы; результаты участия в соревнованиях и выполнение отдельных тестов и норм разрядной классификации. Анализ показателей текущего учета позволяет проверить правильность хода тренировочного процесса и вносить необходимые поправки в планы тренировочных занятий.
Итоговый учет осуществляется в конце периода занятий или в конце годичного цикла тренировочных занятий. Он предполагает составить данные состояния здоровья и тренированности, а также данные объема тренировочной работы, выраженной во времени, которое затрачено на выполнение упражнений, и в количестве километров легкоатлетического бега, бега на лыжах и плавания различной интенсивности с результатами, показанными на спортивных соревнованиях. На основании этого сопоставления и анализа корректируются планы тренировочных занятий на следующий годичный цикл.
Результаты многих видов самоконтроля и учета при проведении самостоятельных тренировочных занятий могут быть представлены в виде количественных показателей: частоты сердечных сокращений, масса тела, тренировочные нагрузки, результаты выполнения тестов, спортивные результаты и др.
Количественные данные самоконтроля и учета полезно представлять в виде графика, тогда анализ показателей дневника самоконтроля, предварительного, текущего и итогового учета будет более наглядно отображать динамику состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся, что облегчит повседневное управление процессом самостоятельной тренировки.
- Предисловие
- Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.
- Тема № 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов
- 1.1. Деятельная сущность физической культуры в различных сферах жизни. Ценности физической культуры
- Ценности физической культуры
- 1.2. Физическая культура как учебная дисциплин высшего профессионального образования и целостного развития личности
- 1.3. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре и спорту. Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении
- Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении
- Тема № 2. Социально-биологические основы физической культуры
- 2.2. Особенности структурной организации и функционирования биологических систем уровня организации – система органов
- 2.2.1. Соединительнотканное (костное) вещество
- 2.2.2. Механизмы самоорганизации соединительнотканного вещества
- 2.2.3. Адаптационные изменения
- 2.3. Аппарат внешнего пищеварения
- 2.4. Аппарат внешнего дыхания
- 2.5. Аппарат мочеобразования и мочевыведения.
- 2.6. Сердечно-сосудистая система
- Нейро-эндокринная регуляция
- Тема № 3. Физическая культура и спорт, как социальные феномены общества
- 3.1. Физическая культура - органическая часть общечеловеческой культуры
- 3.2. Спорт – явление культурной жизни
- 3.3. Компоненты физической культуры
- 3.4. Физическая культура в структуре профессионального образования
- Тема № 4. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте
- 4.1. О правовом управлении физической культурой и спортом в России
- Общие положения федерального закона рф «о физической культуре и спорте в Российской Федерации»
- 4.2. Организация деятельности в области физической культуры и спорта
- 4.3. Физическая культура и спорт в системе образования. Адаптивная физическая культура
- Закон Иркутской области от 17 декабря 2008 г. N 108-оз "о физической культуре и спорте в Иркутской области"
- Тема № 5. Физическая культура личности
- 5.1. Понятие о физической культуре личности
- 5.2. Характеристика уровней физической культуры личности
- 5.3. Формирование физической культуры личности студента
- Тема № 6. Основы здорового образа жизни студента
- 6.1. Факторы, влияющие на здоровье человека, связь общей культуры студента и его образа жизни
- 6.2. Основные требования к организации здорового образа жизни и личное отношение к здоровью самого студента
- Физическое самовоспитание и критерии эффективности здорового образа жизни
- Тема № 7. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности
- 7.1. Психофизиологические характеристики учебного труда студента, динамика его работоспособности в течение учебного года
- 7.2. Влияние стрессовых факторов на психофизическое состояние студентов, критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления
- 7.3. Использование средств и методов физической культуры для профилактики утомления и повышения эффективности учебного труда
- Тема № 8. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания
- 8.1. Средства и методы физического воспитания, основы совершенствования физических и психических качеств в процессе физического воспитания
- 2. Классификация физических упражнений по их анатомическому признаку.
- 3. Классификация физических упражнений по признаку их преимущественной направленности на воспитание отдельных физических качеств.
- 4. Классификация физических упражнений по признаку биомеханической структуры движения.
- 5. Классификация физических упражнений по признаку физиологических зон мощности.
- 6. Классификация физических упражнений по признаку спортивной специализации.
- 8.2. Общая и специальная физическая подготовка, зоны интенсивности физических нагрузок
- 8.3. Формы и организационные основы занятия физическими упражнениями, структура и направленность учебно-тренеровочного занятия
- Тема № 9. Спорт
- 9.1. Определение понятия «спорт». Его принципиальное отличие от других видов занятий физическими упражнениями
- 9.2. Массовый спорт. Его цели и задачи
- 9.3. Спорт высших достижений
- Спортивная классификация. Её структура
- Тема № 10 Индивидуальный выбор вида спорта или систем физических упражнений
- 10.1. Цель выбора видов спорта и систем физических упражнений для регулярных занятий в учебное и свободное время
- 10.2. Перспективное, текущее и оперативное планирование спортивной подготовки в условиях вуЗа
- 10.3. Основные пути достижения необходимой структуры подготовленности: технической, физической и психической
- 10.4. Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий
- Тема № 11. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ппфп) студентов
- 11.1. Личная и социально-экономическая необходимость специальной физической и психической подготовки студента к будущей профессиональной деятельности
- 11.2. Средства и методы ппфп, ее конкретное содержание
- 11.3. Специфика ппфп для всех специальностей ИрГту и по факультетам, профиль будущего специалиста и прикладное содержание ппфп
- Химико-металлургический факультет
- Кибернетический факультет
- Институт экономики, управления и права
- Институт недропользования
- Институт архитектуры и строительства
- Институт авиамашиностроения и транспорта Физико-технический институт
- Тема № 12. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями и самоконтроль за своим организмом
- 12.1. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями
- 12.2. Формы и содержание самостоятельных занятий. Формы самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом определяются их целями и задачами
- 12.3. Планирование объёма и интенсивности физических упражнений
- 12.4. Управление процессом самостоятельных занятий
- 12.5. Характеристика интенсивности физических нагрузок для студентов
- 12.6. Гигиена самостоятельных занятий
- 12.7. Виды контроля при занятиях физической культурой
- 12.8. Самоконтроль при проведении самостоятельных занятий
- Примерная схема самоконтроля в дневнике
- Тема № 13. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста
- 13.1. Производственная физическая культура. Производственная гимнастика. Особенности выбора форм, методов и средств физической культуры и спорта в рабочее время специалистов
- 13.2. Профилактика профессиональных заболеваний травматизма
- 13.3. Дополнительные средства повышения общей и профессиональной работоспособности. Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических условий
- 13.4. Роль будущих специалистов по внедрению физической культуры в производственном коллективе
- Тема № 14. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений
- 14.2. Модельные характеристики спортсмена высокого класса
- 14.3. Определение цели и задач спортивной подготовки (или занятий системой физических упражнений) в условиях вуза. Возможные формы организации тренировки в вузе
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Организация деятельности в области
- Глава 3. Физическая культура и спорт в системе
- Глава 4. Спортивный резерв
- Глава 5. Спорт высших достижений
- Глава 6. Финансовое, медицинское и иное обеспечение
- Глава 7. Международная спортивная деятельность
- Глава 8. Заключительные положения
- Литература:
- Интернет-ресурсы