9.3. Спорт высших достижений
Наряду с массовым спортом существует спорт высших достижений, или большой спорт.
Цель большого спорта принципиально отличается от цели массового. Это достижение максимально возможных спортивных результатов или побед на крупнейших спортивных соревнованиях, включая достижения международного масштаба. Именно в этом роль спорта как деятельности, преодолевающей кажущиеся пределы человеческих возможностей. При фактическом воплощении такой установки спортивная деятельность подобна напряженному творческому труду. Она занимает в определенный период жизни спортсмена одно из доминирующих положений и требует особой организации (ежедневная тренировка, строго согласованный с нею и с регулярным участием в соревнованиях режим жизни).
Всякое высшее достижение спортсмена имеет не только личное значение, но становится общенациональным достоянием, так как рекорды и победы на крупнейших международных соревнованиях вносят свой вклад в укрепление авторитета страны на мировой арене. Поэтому нет ничего удивительного в том, что крупнейшие спортивные форумы собирают у экранов телевизоров всего мира миллиардные аудитории, а среди прочих духовных ценностей столь высоко ценятся и мировые рекорды, и победы на чемпионатах мира, и лидерство на Олимпийских играх.
Нельзя не сказать еще об одной общественной ценности большого спорта, которая обычно остается в тени. Сегодня спорт высших достижений - пока единственная модель деятельности, при которой у выдающихся рекордсменов функционирование почти всех систем организма может проявляться в зоне абсолютных физиологических и психических пределов здорового человека. Это позволяет не только проникнуть в тайны максимальных человеческих возможностей, но и определить пути рационального развития и использования имеющихся у каждого человека природных способностей в его профессиональной и общественной деятельности, повышения общей работоспособности.
Для выполнения поставленной цели в большом спорте разрабатываются поэтапные планы многолетней подготовки и соответствующие задачи. На каждом этапе подготовки эти задачи определяют необходимый уровень достижения функциональных возможностей спортсменов, освоение ими техники и тактики в избранном виде спорта. Все это суммарно должно реализоваться в конкретном спортивном результате (В. П. Филин,1987).
Частью подготовки спортсмена является спортивная тренировка, которая построена на основе метода упражнения. Таким образом, если спортсмен выполняет какие-либо упражнения, то это значит, что в ходе подготовки осуществляется спортивная тренировка.
Результатом процесса тренированности, ее прямым следствием является изменение уровня тренированности, которая, в общих чертах представляет собой готовность организма к проявлению физических, биохимических и психологических предпосылок, при известных условиях, реализуемых в спортивном результате. Тренированность - это приспособленность организма к определенной работе, достигнутая посредством тренировки.
Основной характеристикой спортивной тренировки выступает тренировочная нагрузка-это общее, суммарное воздействие на организм спортсмена выполненных упражнений, отдыха между ними и различных средств (массаж, фармакологические препараты и т.д.), ускоряющих процесс восстановления.
Выполненная тренировочная работа, вызывает ответную реакцию организма, т.е. создает определенный тренировочный эффект, который может быть увеличен или уменьшен остальными факторами, входящими в понятие тренировочной нагрузки. Систематические, периодически повторяющиеся тренировочные нагрузки, обуславливают соответствующую приспособительную перестройку систем организма.
Правильно подобранные нагрузки вызывают положительные сдвиги тренированности, сопровождаются улучшением спортивных результатов. И, наоборот, неправильно подобранные нагрузки (завышенный или заниженный объем упражнений, нерациональное соотношение работы и отдыха и т.д.) приводят к снижению тренированности, ухудшению результатов и утомлению.
Для того чтобы разработать оптимальный тренировочный режим, надо знать реакцию организма на нагрузку, а также в период восстановления.
п
о
в
ы 1 2 3 4
ш
е
н
и
е
0
п работа восстановление
о
н
и
ж
е
н
и отдых
е
1 – фаза истощения;
2 – фаза восстановления;
3 – фаза сверхвосстановления;
4 – фаза стабилизации (упроченного состояния).
Рис. 18. Кривая реакции на нагрузку и восстановления
Эта кривая будет четко зависеть от интенсивности тренировочного воздействия на организм и уровня физической подготовленности занимающихся.
Изменение функционирования организма при утомлении и восстановлении происходит на всех уровнях жизнедеятельности организма: от механизмов регуляции до обменных процессов и структуры клетки.
При выполнении физических упражнений процессы диссимиляции (распад веществ в организме) преобладают над процессами ассимиляции (усвоение организмом внешних по отношению к нему веществ). Нарушение баланса между этими реакциями выражено резче, если мощность работы большая, а спортсмен меньше к ней подготовлен (низкий уровень тренированности).
В восстановительном периоде, наоборот, преобладают процессы ассимиляции, что способствует пополнению израсходованных при работе энергетических запасов. Сначала они восстанавливаются до исходного уровня (ранняя фаза восстановления, где происходит восстановление гомеостаза организма), за тем на некоторое время становится выше его (фаза суперкомпенсации) и далее вновь понижается (фаза стабилизации).
Это явление получило название суперкомпенсации или сверх восстановления. Чем больше расход энергии при работе, тем быстрее происходит ресинтез энергетических веществ, тем значительнее фаза суперкомпенсации. Она зависит от продолжительности выполнения работы и глубины, вызываемых ею биохимических сдвигов в организме. После интенсивной кратковременной работы эта фаза наступает быстро (через 3-4 часа отдыха) и сохраняется 10-12 часов. После длительной работы суперкомпенсация наступает через 12 часов и сохраняется 48-72 часа.
Процессы восстановления в период отдыха протекают с различной скоростью и завершаются в разное время. Быстрее всего восстанавливаются резервы кислорода и креатин фосфата в работающих мышцах, затем внутримышечные запасы гликогена печени и только затем резервы жиров, и белковые структуры. Если физическая работа сопровождается значительным потоотделением, запасы воды и минеральных солей должны восполняться через продукты питания.
В фазе стабилизации происходит достижение исходного уровня функциональных систем в форме плавного колебательного процесса.
Длительность интервалов отдыха между отдельными упражнениями, тренировочными занятиями должна планироваться с учетом того, что эффективность последующей работы будет больше тогда, когда утомление от предыдущей деятельности почти ликвидировано, а положительное последствие этой работы еще сохранено. Для достижения высоких спортивных результатов нужно тренироваться на фазе неполного восстановления. Работа при этом адаптирует организм к деятельности в условиях измененной внутренней среды. Повышение работоспособности, вызванной мышечной деятельностью, должно подкрепляться последующей работой. Если этого не происходит, то работоспособность снижается до исходного уровня, и дальнейшие прогрессивные изменения в организме могут приостановиться.
Утомление - это временное понижение работоспособности целого организма, органа или ткани, наступающее после работы. Под утомлением понимают физиологическое состояние, наступающее вследствие напряженной или длительной деятельности организма, проявляющееся в дискоординации функций и во временном снижении работоспособности. Утомление в целостном организме наступает, прежде всего, в центральной нервной системе и, в частности, в клетках коры больших полушарий.
Утомление протекает в две фазы:
- компенсированное, т.е. работоспособность поддерживается за счет нарастающего возбуждения в ЦНС, большего напряжения других систем организма (мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной) при более выраженных энергозатратах на каждую единицу работы.
- некомпенсированное, т.е. снижение работоспособности.
Различают 4 вида утомления:
1 - физическое - возникающее в результате мышечной деятельности;
2 - эмоциональное - связанное с различными переживаниями;
3 - сенсорное - обусловленное утомлением органов чувств, проявляющееся во время напряженной работы слухового, зрительного и других анализаторов;
4 - умственное - обусловленное необходимостью длительное время поддерживать внимание на высоком уровне.
В процессе развития утомления снижается возбудимость и лабильность нервной и мышечной ткани, сенсорных систем. Учащаются сердцебиение и дыхательные движения, наблюдается значительное потоотделение.
Утомление - закономерное следствие проделанной работы. Без утомления при физических нагрузках фактически отсутствует сам процесс тренировки, не может быть становления и развития тренированности. Важно, чтобы степень утомления соответствовала проделанной работе.
Для каждого вида спортивной работы характерно специфическое утомление. При циклической работе скоростного характера - зона максимальной мощности (спринт 100 м) утомление наступает очень быстро, вследствие угнетения деятельности нервных центров и предельного напряжения сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В мышцах накапливается молочная кислота и др. кислые продукты обмена, ухудшается возбудимость и лабильность мышечной ткани, ухудшается расслабление мускулатуры, от чего скорость передвижения уменьшается.
При длительной циклической работе (марафон) угнетается деятельность ЦНС. Изменяется химизм внутренней среды организма, ухудшается сократительная способность мышц, уменьшается их лабильность, в результате чего их работоспособность снижается. Именно поэтому на марафонских дистанциях обязательны подкормки питательными смесями.
В сложно-технических, игровых видах и единоборствах утомляемость выражается в ухудшении быстроты реакции и концентрации внимания спортсмена. В ситуационных видах, например в хоккее, утомление возникает через 1-1,5 минут после выхода на лед, т.е. изменяется подвижность нервных процессов и нарушается деятельность зрительного анализатора.
При гимнастических и тяжелоатлетических упражнениях утомление наступает через несколько секунд после начала работы, что объясняется развитием запредельного торможения в нервных центрах и уменьшением кровоснабжения работающих мышц, уменьшается сила и скорость сокращения и расслабления.
Помимо физиологической зависимости, обуславливающей вид физических упражнений, утомление зависит от индивидуальных особенностей организма (генотип, здоровье, уровень тренированности), степени эмоционального напряжения в предшествующей нагрузке или в соревновании, внешних условий. Утомление не является нежелательным фактором, напротив, служит в процессе подготовки как бы стимулятором адаптации организма к высоким нагрузкам, т.е. предохраняет организм от перенапряжения и, в первую очередь, нервных клеток от функционального истощения.
- Предисловие
- Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.
- Тема № 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов
- 1.1. Деятельная сущность физической культуры в различных сферах жизни. Ценности физической культуры
- Ценности физической культуры
- 1.2. Физическая культура как учебная дисциплин высшего профессионального образования и целостного развития личности
- 1.3. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре и спорту. Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении
- Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении
- Тема № 2. Социально-биологические основы физической культуры
- 2.2. Особенности структурной организации и функционирования биологических систем уровня организации – система органов
- 2.2.1. Соединительнотканное (костное) вещество
- 2.2.2. Механизмы самоорганизации соединительнотканного вещества
- 2.2.3. Адаптационные изменения
- 2.3. Аппарат внешнего пищеварения
- 2.4. Аппарат внешнего дыхания
- 2.5. Аппарат мочеобразования и мочевыведения.
- 2.6. Сердечно-сосудистая система
- Нейро-эндокринная регуляция
- Тема № 3. Физическая культура и спорт, как социальные феномены общества
- 3.1. Физическая культура - органическая часть общечеловеческой культуры
- 3.2. Спорт – явление культурной жизни
- 3.3. Компоненты физической культуры
- 3.4. Физическая культура в структуре профессионального образования
- Тема № 4. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте
- 4.1. О правовом управлении физической культурой и спортом в России
- Общие положения федерального закона рф «о физической культуре и спорте в Российской Федерации»
- 4.2. Организация деятельности в области физической культуры и спорта
- 4.3. Физическая культура и спорт в системе образования. Адаптивная физическая культура
- Закон Иркутской области от 17 декабря 2008 г. N 108-оз "о физической культуре и спорте в Иркутской области"
- Тема № 5. Физическая культура личности
- 5.1. Понятие о физической культуре личности
- 5.2. Характеристика уровней физической культуры личности
- 5.3. Формирование физической культуры личности студента
- Тема № 6. Основы здорового образа жизни студента
- 6.1. Факторы, влияющие на здоровье человека, связь общей культуры студента и его образа жизни
- 6.2. Основные требования к организации здорового образа жизни и личное отношение к здоровью самого студента
- Физическое самовоспитание и критерии эффективности здорового образа жизни
- Тема № 7. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности
- 7.1. Психофизиологические характеристики учебного труда студента, динамика его работоспособности в течение учебного года
- 7.2. Влияние стрессовых факторов на психофизическое состояние студентов, критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления
- 7.3. Использование средств и методов физической культуры для профилактики утомления и повышения эффективности учебного труда
- Тема № 8. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания
- 8.1. Средства и методы физического воспитания, основы совершенствования физических и психических качеств в процессе физического воспитания
- 2. Классификация физических упражнений по их анатомическому признаку.
- 3. Классификация физических упражнений по признаку их преимущественной направленности на воспитание отдельных физических качеств.
- 4. Классификация физических упражнений по признаку биомеханической структуры движения.
- 5. Классификация физических упражнений по признаку физиологических зон мощности.
- 6. Классификация физических упражнений по признаку спортивной специализации.
- 8.2. Общая и специальная физическая подготовка, зоны интенсивности физических нагрузок
- 8.3. Формы и организационные основы занятия физическими упражнениями, структура и направленность учебно-тренеровочного занятия
- Тема № 9. Спорт
- 9.1. Определение понятия «спорт». Его принципиальное отличие от других видов занятий физическими упражнениями
- 9.2. Массовый спорт. Его цели и задачи
- 9.3. Спорт высших достижений
- Спортивная классификация. Её структура
- Тема № 10 Индивидуальный выбор вида спорта или систем физических упражнений
- 10.1. Цель выбора видов спорта и систем физических упражнений для регулярных занятий в учебное и свободное время
- 10.2. Перспективное, текущее и оперативное планирование спортивной подготовки в условиях вуЗа
- 10.3. Основные пути достижения необходимой структуры подготовленности: технической, физической и психической
- 10.4. Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий
- Тема № 11. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ппфп) студентов
- 11.1. Личная и социально-экономическая необходимость специальной физической и психической подготовки студента к будущей профессиональной деятельности
- 11.2. Средства и методы ппфп, ее конкретное содержание
- 11.3. Специфика ппфп для всех специальностей ИрГту и по факультетам, профиль будущего специалиста и прикладное содержание ппфп
- Химико-металлургический факультет
- Кибернетический факультет
- Институт экономики, управления и права
- Институт недропользования
- Институт архитектуры и строительства
- Институт авиамашиностроения и транспорта Физико-технический институт
- Тема № 12. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями и самоконтроль за своим организмом
- 12.1. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями
- 12.2. Формы и содержание самостоятельных занятий. Формы самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом определяются их целями и задачами
- 12.3. Планирование объёма и интенсивности физических упражнений
- 12.4. Управление процессом самостоятельных занятий
- 12.5. Характеристика интенсивности физических нагрузок для студентов
- 12.6. Гигиена самостоятельных занятий
- 12.7. Виды контроля при занятиях физической культурой
- 12.8. Самоконтроль при проведении самостоятельных занятий
- Примерная схема самоконтроля в дневнике
- Тема № 13. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста
- 13.1. Производственная физическая культура. Производственная гимнастика. Особенности выбора форм, методов и средств физической культуры и спорта в рабочее время специалистов
- 13.2. Профилактика профессиональных заболеваний травматизма
- 13.3. Дополнительные средства повышения общей и профессиональной работоспособности. Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических условий
- 13.4. Роль будущих специалистов по внедрению физической культуры в производственном коллективе
- Тема № 14. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений
- 14.2. Модельные характеристики спортсмена высокого класса
- 14.3. Определение цели и задач спортивной подготовки (или занятий системой физических упражнений) в условиях вуза. Возможные формы организации тренировки в вузе
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Организация деятельности в области
- Глава 3. Физическая культура и спорт в системе
- Глава 4. Спортивный резерв
- Глава 5. Спорт высших достижений
- Глава 6. Финансовое, медицинское и иное обеспечение
- Глава 7. Международная спортивная деятельность
- Глава 8. Заключительные положения
- Литература:
- Интернет-ресурсы