4.3. Физическая культура и спорт в системе образования. Адаптивная физическая культура
В редакции Федерального закона о ФК и С 2007 года обращается внимание и на физическую культуру и спорт в системе образования (Статья 28). Образовательные учреждения с учетом местных условий и интересов обучающихся самостоятельно определяют формы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность занятий физической культурой на основе государственных образовательных стандартов (ГОС) и нормативов физической подготовленности детей, подростков и молодежи.
Организация физического воспитания и образования в образовательных учреждениях включает в себя:
1) проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ в объеме, установленном государственными образовательными стандартами, а также дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ;
2) создание условий, в том числе обеспечение спортивным инвентарем и оборудованием, для проведения комплексных мероприятий по физкультурно-спортивной подготовке обучающихся;
3) формирование у обучающихся навыков физической культуры с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья, создание условий для вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом;
4) осуществление физкультурных мероприятий во время учебных занятий;
5) проведение медицинского контроля за организацией физического воспитания;
6) формирование ответственного отношения родителей (лиц, их заменяющих) к здоровью детей и их физическому воспитанию;
7) проведение ежегодного мониторинга физической подготовленности и физического развития обучающихся;
8) содействие организации и проведению спортивных мероприятий с участием обучающихся».
Реализация в повседневной жизни указанных выше и иных статей закона о физической культуре и спорте будет способствовать развитию физкультурного и спортивного движения в России, оздоровлению детей и взрослых, совершенствованию детско-юношеского спорта.
Характеризуя закон, нельзя не обратить внимание на объективные принципы, на которых строится законодательство о физической культуры и спорта.
Среди них (статья 3) в том числе и такие, как:
- обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения;
- установление государственных гарантий прав граждан в области физической культуры и спорта;
- единство нормативной правовой базы в области физической культуры и спорта на территории РФ;
- непрерывность и преемственность физического воспитания граждан, относящихся к различным возрастным группам.
Последний в этом перечне, хотя по важности один из главных принцип непрерывности и преемственности физического воспитания различных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности означает, что государство ставит перед собой задачу охватывать спортивными и физкультурно-оздоровительными мероприятиями все возрастные группы населения. Работа государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций должна строиться таким образом, чтобы физическая культура и спорт присутствовали в жизни человека с детского возраста до старости. Соответствующие направления работы предусматриваются в детских дошкольных учреждениях, в качестве обязательных входят в школьную программу проводятся по месту работы и жительства гражданина.
Названный принцип государственной политики тесно связан с принципом учета интересов всех граждан при разработке и реализации федеральных программ развития физической культуры и спорта, признания ответственности граждан за свое здоровье и физическое состояние. Мероприятия, направленные на развитие физической культуры и спорта, могут быть включены не только в специальные федеральные целевые программы развития физической культуры и спорта, но и в другие программы социальной направленности. Так, например, в Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2010 года (утверждена Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. № 866) из 149 общих программных мероприятий в области физической культуры и спорта предусмотрено одно – реконструкция стадионов Калининградской области с общим объемом финансирования 169 млн. руб. (0,18% от суммы финансирования всех мероприятий программы).
Поэтому, обсуждаемый принцип необходимо распространить и на программы развития физической культуры и спорта субъектов РФ и муниципальных образований, поскольку федеральное законодательство по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов призвано закладывать основы регулирования, общие принципы, на которых должны строиться складывающиеся в соответствующей сфере отношения.
В новой редакции проекта закона уточняется принцип признания самостоятельности всех физкультурно-спортивных объединений и равенства их прав на государственную поддержку, означающий, что органы государственной власти, органы местного самоуправления не вмешиваются в деятельность спортивных объединений, осуществляемую в рамках закона. Спортивные объединения имеют возможность получать государственную помощь и в соответствии со своими уставами являются самоуправляемыми, действуют самостоятельно.
Статья 3 «Основные принципы законодательства о физической культуре и спорте» в редакции Федерального закона 2007 года уже не содержит такого принципа государственной политики в финансовой области организации развития физической культуры и спорта как создание благоприятных условий финансирования физкультурно-спортивных и спортивно-технических организаций и мероприятий, олимпийского движения России, образовательных учреждений и научных организаций в области физкультуры и спорта, а также учреждений спортивной промышленности, что означало на практике предоставление льгот, налоговых освобождений, кредитования, административной поддержки социально-значимого строительства стадионов, спортивных сооружений и т.д.
Видимо, государство сделало выбор в сторону непосредственного финансирования физкультуры и спорта и активного взаимодействия органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта со спортивными федерациями, а не налоговых льгот.
Как известно, финансирование может быть как государственным, так и негосударственным, но независимо от этого государство не берет сегодня на себя обязательство создавать благоприятные условия, заниматься налоговыми льготами и освобождениями, как в отношении спортивных организаций, так и физических лиц, оказывающим им помощь в своей работе.
Вместе с тем, законодатель в качестве основного принципа деятельности государства в области физкультуры и спорта отметил и такой, как: «Содействие развитию всех видов и составных частей спорта с учетом уникальности спорта, его социальной и образовательной функций, а также специфики его структуры, основанной на добровольной деятельности его субъектов». Остается надеяться, что это выльется в т.ч. в создание условий для увеличения количества детско-юношеских спортивных школ всех видов и типов, клубов по месту жительства граждан, детских и молодежных спортивно-оздоровительных лагерей, врачебно-физкультурных диспансеров и укрепление их материально-технической базы; создание условий для широкого использования средств физической культуры и спорта в целях укрепления здоровья матери и ребенка и в целом в поддержке физкультурного движения в стране.
Статья 31. Адаптивная физическая культура, физическая реабилитация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Спорт инвалидов.
1. Физическая реабилитация и социальная адаптация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием методов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта осуществляются в реабилитационных центрах, физкультурно-спортивных клубах инвалидов, физкультурно-спортивных организациях.
2. Адаптивная физическая культура является частью физической культуры, использующей комплекс эффективных средств физической реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
3. Спорт инвалидов (адаптивный спорт) направлен на социальную адаптацию и физическую реабилитацию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
4. Развитие спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья основывается на принципах приоритетности, массового распространения и доступности занятий спортом.
5. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в соответствующих образовательных учреждениях, организуются занятия с использованием средств адаптивной физической культуры и адаптивного спорта с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья таких обучающихся.
6. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления совместно с общественными объединениями инвалидов способствуют интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в систему физической культуры, физического воспитания и спорта посредством физкультурно-спортивных организаций.
Теперь в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (от 4 декабря 2007 года) прописано очень важное требование к исполнительным властям и органам местного самоуправления:
7. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, физкультурно-спортивные организации, в том числе физкультурно-спортивные объединения инвалидов, организуют проведение физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий с участием инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, создают детско-юношеские спортивно-адаптивные школы, адаптивные детско-юношеские клубы физической подготовки. Образовательные учреждения вправе создавать филиалы, отделения, структурные подразделения по адаптивному спорту. Как видно, в перечне учреждений впервые в истории нашей физической культуры и спорта появились, наряду с ДЮСШ и СДЮШОР также и детско-юношеские спортивно- адаптивные школы (ДЮСАШ).
Таким образом, в настоящее время, для полноценного развития в стране физической культуры и спорта среди инвалидов мы имеем Федеральный закон, где прописаны соответствующие правовые положения и требования, Типовое положение об учреждениях дополнительного образования, в котором есть все необходимое для создания и функционирования детско-юношеских спортивно-адаптивных школ и других спортивных организаций и учреждений, и, наконец, имеем документ о нормах труда и нормативах его оплаты для лиц, работающих с инвалидами.
5. Постановление Правительства РФ №916 от 29 декабря 2001 года «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» и закон «О физической культуре и спорте в Иркутской области»
О мониторинге показателей здоровья населения РФ заговорили в конце 20-го столетия, когда Правительство России, озабоченное тревожной статистикой здоровья молодого поколения, в 2001 г. приняло постановление №916 «Об общероссийской системе мониторинга физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи».
В этом постановлении мониторинг состояния здоровья определяется как система мероприятий, направленных на наблюдение, анализ, оценку и прогноз состояния физического здоровья, физического развития детей, подростков и молодежи. В редакции Федерального закона о ФКиС 2007 года обращается внимание, что организация физического воспитания и образования в образовательных учреждениях включает в себя проведение ежегодного мониторинга физической подготовленности и физического развития обучающихся. Исходя из вышесказанного, определение сущности мониторинга звучит следующим образом: мониторинг состояния физического здоровья детей, подростков, молодежи - это сложная информационно-аналитическая и прогнозная система, включающая наблюдение за состоянием физического здоровья на уровне индивида и социальной группы, оценку его результатов и прогнозирование состояния здоровья в будущем как для индивида, так и для группы индивидов, объединенных по территориальному признаку или характеру деятельности (Изаак С. И., 2005). Эта позиция находит отражение в характеристике структуры мониторинга, в которой выделяется пять блоков:
наблюдение;
оценка текущего состояния;
прогноз состояния на перспективу;
оценка прогнозируемого состояния объектов;
принятие управленческих решений по сохранению и укреплению здоровья.
Основная сфера практического применения мониторинга – это информационное обслуживание управления.
В ряде регионов России, в том числе Иркутской области, были проведены мониторинговые обследования различных возрастных контингентов населения (Лебединский В.Ю. с соавт., 2002, 2008).
В соответствии с Федеральной целевой программой «Молодежь России» (2002−2005 гг.), подпрограммой «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации» (2002−2005 гг.) и межведомственным соглашением «Об информационном взаимодействии Министерства здравоохранения РФ, Государственного комитета РФ по физической культуре, спорту и туризму, Министерства образования РФ в области социально-гигиенического мониторинга», на кафедре физической культуры НИ ИрГТУ организована лаборатория мониторинга физического здоровья студенческой молодежи. Мониторинг в вузе проводится с 2008 года 2 раза в начале (сентябрь) и в конце (май) учебного года, что позволяет индивидуализировать педагогический процесс по предмету (Лебединский В.Ю. с соавт., 2008; Колокольцев М.М., 2011). Мониторинг физического здоровья, физического развития и физической подготовленности различных групп населения страны стал реальной возможностью оценки своевременности и гармоничности физического раз-вития, контроля заболеваемости, инвалидности, изучения адаптивных возможностей организма молодого человека. Кроме того, использование мониторинговых исследований в сфере «физическая культура» позволяет:
оценить исходный уровень физических и двигательных кондиций обучающихся;
внести коррективы в построение учебного и учебно-тренировочного процессов;
оценить успешность овладения студентами двигательными навыками;
провести сравнительную характеристику физического здоровья у различных групп студентов (группа, курс, факультет, университет);
выявить особенности состояния физического здоровья обучающихся в зависимости от разных медицинских групп здоровья;
дать характеристику влияния занятий различными видами спорта на особенности физического развития и физической подготовленности студенческой молодежи;
провести оценку эффективности работы преподавателей по построению учебного процесса по дисциплине «физическая культура».
- Предисловие
- Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.
- Тема № 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов
- 1.1. Деятельная сущность физической культуры в различных сферах жизни. Ценности физической культуры
- Ценности физической культуры
- 1.2. Физическая культура как учебная дисциплин высшего профессионального образования и целостного развития личности
- 1.3. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре и спорту. Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении
- Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении
- Тема № 2. Социально-биологические основы физической культуры
- 2.2. Особенности структурной организации и функционирования биологических систем уровня организации – система органов
- 2.2.1. Соединительнотканное (костное) вещество
- 2.2.2. Механизмы самоорганизации соединительнотканного вещества
- 2.2.3. Адаптационные изменения
- 2.3. Аппарат внешнего пищеварения
- 2.4. Аппарат внешнего дыхания
- 2.5. Аппарат мочеобразования и мочевыведения.
- 2.6. Сердечно-сосудистая система
- Нейро-эндокринная регуляция
- Тема № 3. Физическая культура и спорт, как социальные феномены общества
- 3.1. Физическая культура - органическая часть общечеловеческой культуры
- 3.2. Спорт – явление культурной жизни
- 3.3. Компоненты физической культуры
- 3.4. Физическая культура в структуре профессионального образования
- Тема № 4. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте
- 4.1. О правовом управлении физической культурой и спортом в России
- Общие положения федерального закона рф «о физической культуре и спорте в Российской Федерации»
- 4.2. Организация деятельности в области физической культуры и спорта
- 4.3. Физическая культура и спорт в системе образования. Адаптивная физическая культура
- Закон Иркутской области от 17 декабря 2008 г. N 108-оз "о физической культуре и спорте в Иркутской области"
- Тема № 5. Физическая культура личности
- 5.1. Понятие о физической культуре личности
- 5.2. Характеристика уровней физической культуры личности
- 5.3. Формирование физической культуры личности студента
- Тема № 6. Основы здорового образа жизни студента
- 6.1. Факторы, влияющие на здоровье человека, связь общей культуры студента и его образа жизни
- 6.2. Основные требования к организации здорового образа жизни и личное отношение к здоровью самого студента
- Физическое самовоспитание и критерии эффективности здорового образа жизни
- Тема № 7. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности
- 7.1. Психофизиологические характеристики учебного труда студента, динамика его работоспособности в течение учебного года
- 7.2. Влияние стрессовых факторов на психофизическое состояние студентов, критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления
- 7.3. Использование средств и методов физической культуры для профилактики утомления и повышения эффективности учебного труда
- Тема № 8. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания
- 8.1. Средства и методы физического воспитания, основы совершенствования физических и психических качеств в процессе физического воспитания
- 2. Классификация физических упражнений по их анатомическому признаку.
- 3. Классификация физических упражнений по признаку их преимущественной направленности на воспитание отдельных физических качеств.
- 4. Классификация физических упражнений по признаку биомеханической структуры движения.
- 5. Классификация физических упражнений по признаку физиологических зон мощности.
- 6. Классификация физических упражнений по признаку спортивной специализации.
- 8.2. Общая и специальная физическая подготовка, зоны интенсивности физических нагрузок
- 8.3. Формы и организационные основы занятия физическими упражнениями, структура и направленность учебно-тренеровочного занятия
- Тема № 9. Спорт
- 9.1. Определение понятия «спорт». Его принципиальное отличие от других видов занятий физическими упражнениями
- 9.2. Массовый спорт. Его цели и задачи
- 9.3. Спорт высших достижений
- Спортивная классификация. Её структура
- Тема № 10 Индивидуальный выбор вида спорта или систем физических упражнений
- 10.1. Цель выбора видов спорта и систем физических упражнений для регулярных занятий в учебное и свободное время
- 10.2. Перспективное, текущее и оперативное планирование спортивной подготовки в условиях вуЗа
- 10.3. Основные пути достижения необходимой структуры подготовленности: технической, физической и психической
- 10.4. Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий
- Тема № 11. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ппфп) студентов
- 11.1. Личная и социально-экономическая необходимость специальной физической и психической подготовки студента к будущей профессиональной деятельности
- 11.2. Средства и методы ппфп, ее конкретное содержание
- 11.3. Специфика ппфп для всех специальностей ИрГту и по факультетам, профиль будущего специалиста и прикладное содержание ппфп
- Химико-металлургический факультет
- Кибернетический факультет
- Институт экономики, управления и права
- Институт недропользования
- Институт архитектуры и строительства
- Институт авиамашиностроения и транспорта Физико-технический институт
- Тема № 12. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями и самоконтроль за своим организмом
- 12.1. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями
- 12.2. Формы и содержание самостоятельных занятий. Формы самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом определяются их целями и задачами
- 12.3. Планирование объёма и интенсивности физических упражнений
- 12.4. Управление процессом самостоятельных занятий
- 12.5. Характеристика интенсивности физических нагрузок для студентов
- 12.6. Гигиена самостоятельных занятий
- 12.7. Виды контроля при занятиях физической культурой
- 12.8. Самоконтроль при проведении самостоятельных занятий
- Примерная схема самоконтроля в дневнике
- Тема № 13. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста
- 13.1. Производственная физическая культура. Производственная гимнастика. Особенности выбора форм, методов и средств физической культуры и спорта в рабочее время специалистов
- 13.2. Профилактика профессиональных заболеваний травматизма
- 13.3. Дополнительные средства повышения общей и профессиональной работоспособности. Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических условий
- 13.4. Роль будущих специалистов по внедрению физической культуры в производственном коллективе
- Тема № 14. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений
- 14.2. Модельные характеристики спортсмена высокого класса
- 14.3. Определение цели и задач спортивной подготовки (или занятий системой физических упражнений) в условиях вуза. Возможные формы организации тренировки в вузе
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Организация деятельности в области
- Глава 3. Физическая культура и спорт в системе
- Глава 4. Спортивный резерв
- Глава 5. Спорт высших достижений
- Глава 6. Финансовое, медицинское и иное обеспечение
- Глава 7. Международная спортивная деятельность
- Глава 8. Заключительные положения
- Литература:
- Интернет-ресурсы