logo
Ministerstvo_obrazovania_i_nauki_RF

4.3. Физическая культура и спорт в системе образования. Адаптивная физическая культура

В редакции Федерального закона о ФК и С 2007 года обращается внимание и на физическую культуру и спорт в системе образования (Статья 28). Образовательные учреждения с учетом местных условий и инте­ресов обучающихся самостоятельно определяют формы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной ак­тивности, методы и продолжительность занятий физической культурой на ос­нове государственных образовательных стандартов (ГОС) и нормативов физической подготовленности детей, подростков и молодежи.

Организация физического воспитания и образования в образователь­ных учреждениях включает в себя:

1) проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ в объеме, установленном государственны­ми образовательными стандартами, а также дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ;

2) создание условий, в том числе обеспечение спортивным инвентарем и оборудованием, для проведения комплексных мероприятий по физкультурно-спортивной подготовке обучающихся;

3) формирование у обучающихся навыков физической культуры с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья, создание условий для вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом;

4) осуществление физкультурных мероприятий во время учебных занятий;

5) проведение медицинского контроля за организацией физического воспитания;

6) формирование ответственного отношения родителей (лиц, их заменя­ющих) к здоровью детей и их физическому воспитанию;

7) проведение ежегодного мониторинга физической подготовленности и физического развития обучающихся;

8) содействие организации и проведению спортивных мероприятий с участием обучающихся».

Реализация в повседневной жизни указанных выше и иных статей закона о физической культуре и спорте будет способствовать развитию физкультур­ного и спортивного движения в России, оздоровлению детей и взрослых, совершенствованию детско-юношеского спорта.

Характеризуя закон, нельзя не обратить внимание на объективные принципы, на которых строится законодательство о физической культуры и спорта.

Среди них (статья 3) в том числе и такие, как:

- обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической куль­турой и спортом для всех категорий граждан и групп населения;

- установление государственных гарантий прав граждан в области физической культуры и спорта;

- единство нормативной правовой базы в области физической культуры и спорта на территории РФ;

- непрерывность и преемственность физического воспитания граждан, относящихся к различным возрастным группам.

Последний в этом перечне, хотя по важности один из главных прин­цип непрерывности и преемственности физического воспитания различ­ных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности означает, что государство ставит перед собой задачу охватывать спортивными и физкультурно-оздоровительными мероприятиями все возрастные группы насе­ления. Работа государственных органов, органов местного самоуправления, об­щественных организаций должна строиться таким образом, чтобы физическая культура и спорт присутствовали в жизни человека с детского возраста до ста­рости. Соответствующие направления работы предусматриваются в детских до­школьных учреждениях, в качестве обязательных входят в школьную програм­му проводятся по месту работы и жительства гражданина.

Названный принцип государственной политики тесно связан с принци­пом учета интересов всех граждан при разработке и реализации федеральных программ развития физической культуры и спорта, признания ответственности граждан за свое здоровье и физическое состояние. Мероприятия, направленные на развитие физической культуры и спорта, могут быть включены не только в специальные федеральные целевые программы развития физической культуры и спорта, но и в другие программы социальной направленности. Так, например, в Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2010 года (утверждена Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. № 866) из 149 общих программных мероприятий в области физической культуры и спорта предусмотрено одно – реконструкция стадионов Калининградской области с общим объемом финансирования 169 млн. руб. (0,18% от суммы финансирования всех мероприятий программы).

Поэтому, обсуждаемый прин­цип необходимо распространить и на программы развития физической культу­ры и спорта субъектов РФ и муниципальных образований, поскольку федеральное законодательство по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов призвано закладывать основы регули­рования, общие принципы, на которых должны строиться складывающиеся в соответствующей сфере отношения.

В новой редакции проекта закона уточняется принцип признания самостоятельности всех физкультурно-спортивных объединений и равенства их прав на государственную поддержку, означающий, что органы государственной власти, органы местного самоуправления не вмешиваются в деятельность спор­тивных объединений, осуществляемую в рамках закона. Спортивные объедине­ния имеют возможность получать государственную помощь и в соответствии со своими уставами являются самоуправляемыми, действуют самостоятельно.

Статья 3 «Основные принципы законодательства о физической культуре и спорте» в редакции Федерального закона 2007 года уже не со­держит такого принципа государственной политики в финансовой области организации развития физической культуры и спорта как создание бл­агоприятных условий финансирования физкультурно-спортивных и спор­тивно-технических организаций и мероприятий, олимпийского движения России, образовательных учреждений и научных организаций в области физкультуры и спорта, а также учреждений спортивной промышленности, что означало на практике предоставление льгот, налоговых освобождений, кредитования, административной поддержки социально-значимого строи­тельства стадионов, спортивных сооружений и т.д.

Видимо, государство сделало выбор в сторону непосредственного финан­сирования физкультуры и спорта и активного взаимодействия органов испол­нительной власти в области физической культуры и спорта со спортивными федерациями, а не налоговых льгот.

Как известно, финансирование может быть как государственным, так и негосударственным, но независимо от этого государство не берет сегодня на себя обязательство создавать благоприятные условия, заниматься налоговыми льготами и освобождениями, как в отношении спортивных организаций, так и физических лиц, оказывающим им помощь в своей работе.

Вместе с тем, законодатель в качестве основного принципа деятельности государства в области физкультуры и спорта отметил и такой, как: «Содейст­вие развитию всех видов и составных частей спорта с учетом уникально­сти спорта, его социальной и образовательной функций, а также специфики его структуры, основанной на добровольной деятельности его субъектов». Остается надеяться, что это выльется в т.ч. в создание условий для уве­личения количества детско-юношеских спортивных школ всех видов и типов, клубов по месту жительства граждан, детских и молодежных спортивно-оздо­ровительных лагерей, врачебно-физкультурных диспансеров и укрепление их материально-технической базы; создание условий для широкого использования средств физической культуры и спорта в целях укрепления здоровья матери и ребенка и в целом в поддержке физкультурного движения в стране.

Статья 31. Адаптивная физическая культура, физическая реабилитация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Спорт инвалидов.

1. Физическая реабилитация и социальная адаптация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием методов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта осуществляются в реабилитационных центрах, физкультурно-спортивных клубах инвалидов, физкультурно-спортивных организациях.

2. Адаптивная физическая культура является частью физической культуры, использующей комплекс эффективных средств физической реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

3. Спорт инвалидов (адаптивный спорт) направлен на социальную адаптацию и физическую реабилитацию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

4. Развитие спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья основывается на принципах приоритетности, массового распространения и доступности занятий спортом.

5. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в соответствующих образовательных учреждениях, организуются занятия с использованием средств адаптивной физической культуры и адаптивного спорта с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья таких обучающихся.

6. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления совместно с общественными объединениями инвалидов способствуют интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в систему физической культуры, физического воспитания и спорта посредством физкультурно-спортивных организаций.

Теперь в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (от 4 декабря 2007 года) прописано очень важное требование к исполнительным властям и органам местного самоуправления:

7. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, физкультурно-спортивные организации, в том числе физкультурно-спортивные объединения инвалидов, организуют проведение физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий с участием инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, создают детско-юношеские спортивно-адаптивные школы, адаптивные детско-юношеские клубы физической подготовки. Образовательные учреждения вправе создавать филиалы, отделения, структурные подразделения по адаптивному спорту. Как видно, в перечне учреждений впервые в истории нашей физической культуры и спорта появились, наряду с ДЮСШ и СДЮШОР также и детско-юношеские спортивно- адаптивные школы (ДЮСАШ).

Таким образом, в настоящее время, для полноценного развития в стране физической культуры и спорта среди инвалидов мы имеем Федеральный закон, где прописаны соответствующие правовые положения и требования, Типовое положение об учреждениях дополнительного образования, в котором есть все необходимое для создания и функционирования детско-юношеских спортивно-адаптивных школ и других спортивных организаций и учреждений, и, наконец, имеем документ о нормах труда и нормативах его оплаты для лиц, работающих с инвалидами.

5. Постановление Правительства РФ №916 от 29 декабря 2001 года «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» и закон «О физической культуре и спорте в Иркутской области»

О мониторинге показателей здоровья населения РФ заговорили в конце 20-го столетия, когда Правительство России, озабоченное тревожной статистикой здоровья молодого поколения, в 2001 г. приняло постановление №916 «Об общероссийской системе мониторинга физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи».

В этом постановлении мониторинг состояния здоровья определяется как система мероприятий, направленных на наблюдение, анализ, оценку и прогноз состояния физического здоровья, физического развития детей, подростков и молодежи. В редакции Федерального закона о ФКиС 2007 года обращается внимание, что организация физического воспитания и образования в образователь­ных учреждениях включает в себя проведение ежегодного мониторинга физической подготовленности и физического развития обучающихся. Исходя из вышесказанного, определение сущности мониторинга звучит следующим образом: мониторинг состояния физического здоровья детей, подростков, молодежи - это сложная информационно-аналитическая и прогнозная система, включающая наблюдение за состоянием физического здоровья на уровне индивида и социальной группы, оценку его результатов и прогнозирование состояния здоровья в будущем как для индивида, так и для группы индивидов, объединенных по территориальному признаку или характеру деятельности (Изаак С. И., 2005). Эта позиция находит отражение в характеристике структуры мониторинга, в которой выделяется пять блоков:

  1. наблюдение;

  2. оценка текущего состояния;

  3. прогноз состояния на перспективу;

  4. оценка прогнозируемого состояния объектов;

  5. принятие управленческих решений по сохранению и укреплению здоровья.

Основная сфера практического применения мониторинга – это информационное обслуживание управления.

В ряде регионов России, в том числе Иркутской области, были проведены мониторинговые обследования различных возрастных контингентов населения (Лебединский В.Ю. с соавт., 2002, 2008).

В соответствии с Федеральной целевой программой «Молодежь России» (2002−2005 гг.), подпрограммой «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации» (2002−2005 гг.) и межведомственным соглашением «Об информационном взаимодействии Министерства здравоохранения РФ, Государственного комитета РФ по физической культуре, спорту и туризму, Министерства образования РФ в области социально-гигиенического мониторинга», на кафедре физической культуры НИ ИрГТУ организована лаборатория мониторинга физического здоровья студенческой молодежи. Мониторинг в вузе проводится с 2008 года 2 раза в начале (сентябрь) и в конце (май) учебного года, что позволяет индивидуализировать педагогический процесс по предмету (Лебединский В.Ю. с соавт., 2008; Колокольцев М.М., 2011). Мониторинг физического здоровья, физического развития и физической подготовленности различных групп населения страны стал реальной возможностью оценки своевременности и гармоничности физического раз-вития, контроля заболеваемости, инвалидности, изучения адаптивных возможностей организма молодого человека. Кроме того, использование мониторинговых исследований в сфере «физическая культура» позволяет:

  1. оценить исходный уровень физических и двигательных кондиций обучающихся;

  2. внести коррективы в построение учебного и учебно-тренировочного процессов;

  3. оценить успешность овладения студентами двигательными навыками;

  4. провести сравнительную характеристику физического здоровья у различных групп студентов (группа, курс, факультет, университет);

  5. выявить особенности состояния физического здоровья обучающихся в зависимости от разных медицинских групп здоровья;

  6. дать характеристику влияния занятий различными видами спорта на особенности физического развития и физической подготовленности студенческой молодежи;

  7. провести оценку эффективности работы преподавателей по построению учебного процесса по дисциплине «физическая культура».