2.4. Аппарат внешнего дыхания
Первый этап обмена кислорода и углекислого газа между внешней средой и внутренней средой организма (кровь) кислородом происходит в аппарате внешнего дыхания (стенки грудной полости, органы дыхательной системы: носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, легкие), который можно рассматривать как самостоятельную биологическую систему (уровень – «система органов»).
Примечательно, что к системе обеспечения организма кислородом будут относиться и структуры грудной клетки (костный каркас – грудной отдел позвоночника, ребра грудины), их соединения и мышцы (межреберные, диафрагма и др.), которые в процессе своего сокращения вызывают изменения объема грудной полости, тем самым обеспечивают вентиляцию легких, что и является базовой основой для осуществления в них газообмена.
В то же время аппарат внешнего дыхания является частью более сложной суперсистемы (система кислородообеспечения организма), которая включает в себя подсистемы всех уровней организации («сквозная», «чрезиерархическая» система) и может также, вероятно, рассматриваться как типичная «функциональная система» (по Анохину П.К., 1968, 1975), включающая последовательно следующие основные («рабочие») элементы:
аппарат внешнего дыхания (стенки грудной полости, органы дыхательной системы: носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, легкие);
сердечно-сосудистую систему (транспорт веществ и воды);
интерстициальный сектор органов;
внутреннюю среду клеток и субклеточных структур, где, в конечном итоге, и осуществляется утилизация кислорода и образование углекислого газа.
Эти четыре группы элементов отражают последовательность прохождения кислорода по коммуникационным системам организма к клеткам рабочих органов и в обратном направлении - углекислого газа.
Сама же система в себя включает нервную систему, эндокринные органы (элементы «регуляции»), сердечно-сосудистую систему (транспорт кислорода и углекислого газа) и опять аппарат внешнего дыхания (выведение углекислого газа) как элементы «обеспечения». В свою очередь, из аппарата внешнего дыхания кислород в кровь (сердечно-сосудистая система) поступает через аэрогематические барьеры, а из крови во внутреннюю среду органов (интерстиции) через гематотканевые барьеры (см. схему).
Следовательно, ведущим специфическим фактором внешней среды для аппарата внешнего дыхания будут являться характер и свойства воздуха. Комплекс избирательно вовлеченных элементов этой системы представлен структурами аппарата внешнего дыхания, сердечно-сосудистой, нервной систем, а ее конечным полезным результатом является эффективность ее функционирования по обеспечению организма кислородом.
В то же время, носовая полость, представляя собой его начальную часть, первая взаимодействует с фактором внешней среды (воздух) и поэтому первая приступает к доведению его свойств до характеристик, аналогичных параметрам внутренней среды организма (кровь). Этим она подготавливает эффективный газообмен в легких. Следовательно, системообразующим фактором (для аппарата внешнего дыхания) будет являться доведение свойств воздуха до характеристик (атомы), аналогичных параметрам внутренней среды организма (кровь), и эффективный газообмен в легких.
Таким образом, ведущим и специфическим фактором внешней среды, определяющий особенности строения не только структур носовой полости, но и всех остальных компонентов дыхательной трубки, является характер и свойства поступающего в нее воздуха. Взаимоприспособление (в процессе взаимосодействия) структур аппарата внешнего дыхания и свойств воздуха позволяет не только достигать полноценный газообмен в легких, но и вызывает адекватные приспособительные изменения и со стороны структур органов аппарата внешнего дыхания.
Остальные характеристики внешней среды - воздуха (биологической, экологической, социальной и др. природы), неспецифичные для структур носовой полости, всего аппарата внешнего дыхания, воздействуют на организм человека и через другие его подсистемы и могут вызывать глубокие адаптационные изменения его структур (обратимого и необратимого характера), включая перестройки и в элементах аппарата внешнего дыхания.
Результатом этого является то, что носовая полость, представляя собой начальный отдел дыхательной трубки - аппарата внешнего дыхания (как подсистема обеспечения организма кислородом), первая контактирует с воздухом как фактором внешней среды. Следовательно, особенности строения ее морфологических конструкций в наибольшей степени будут определяться и зависеть от взаимодействия с природными свойствами последней.
Рис. 8. Свойства воздуха.
Вследствие этого, в характеристике воздуха (как фактора внешней среды) можно выделить несколько групп ее основных специфических и неспецифических свойств, взаимодействие с которыми и вызывает формирование определенных структур - подсистем (элементов) физической, химической, биологической и информационной (периферический отдел вкусового и другие анализаторы) обработки воздуха:
При анализе формообразовательных процессов в структурах аппарата внешнего дыхания на первый план выступает взаимодействие его структур с физическими свойствами потребляемого воздуха, которое и приводит, в первую очередь, к формированию органов дыхательной системы.
Следовательно, подсистема физической обработки воздуха, состоит из совокупности различных взаимосодействующих на получение конечного полезного результата (вентиляция воздуха в легких, освобождение его от пылевых частиц, доведение температуры воздуха до температуры тела, регуляция влажности и др.), которые в процессе взаимодействия будут специализироваться и подразделяться на три основные группы:
«рабочие» элементы – структуры стенки грудной полости (вентиляция легких), слизистая (регуляция влажности, осаждение пыли и др.), мерцательный эпителий в слизистой носовой полости (выведение осевшей на слизь пыли во внешнюю среду), сосудистые сплетения в подслизистой основе (терморегуляция);
элементы «обеспечения» - кровеносные и лимфатические сосуды;
элементы «регуляции» - чувствительные, двигательные и вегетативные нервы, их ветви, центры в спинном и головном мозге.
Каждый из этих элементов, в свою очередь, будет являться самостоятельной биологической системой органного уровня организации.
Подсистема химической обработки воздуха включает в себя слизистую оболочку дыхательной трубки и ее железы. Она в основном разделяет внешнюю и внутреннюю среду организма, являясь пространственной контактно-разграничительной структурой. Слизь обеспечивает защиту самой слизистой оболочки от непосредственного повреждающего воздействия агрессивных свойств воздуха. Серозный секрет обеспечивает не только увлажнение (участие в физической его обработке) поступающего в носовую полость воздуха, но и нейтрализацию его химических свойств.
Подсистема биологической обработки воздуха. Действие на структуры аппарата внешнего дыхания биологических компонентов воздуха инициирует в ее слизистой оболочке формирование специфических структур и неспецифических механизмов биологической защиты, которые обеспечивают не только местные защитные реакции, но и защиту всего организма от бактериального и вирусного заражения путем образования и функционирования структур из лимфоидной ткани (лимфоэпителиальное глоточное кольцо - миндалины); использование ферментативной активности.
Подсистема информационной обработки свойств воздуха осуществляется структурами вегетативной и соматической нервной системы, которые обеспечивают не только получение информации из внешней среды о его характеристиках (обонятельный анализатор, температура), но и обработку этой информации, принятие управленческих решений и регуляцию ответных реакций рабочих элементов и элементов обеспечения (моторика, секреция, трофика и др.) в процессе вентиляции и газообмена. Наиболее обширное рецепторное поле сконцентрировано и более выражено в верхнем носовом ходу (обонятельный анализатор), вследствие прямого и интенсивного контакта его слизистой с воздухом, как с фактором внешней среды.
Таким образом, воздействие всей совокупности физических, химических, биологических и информационных свойств воздуха вызывает формирование в структурах дыхательной трубки не только пространственных контактно-разграничительных структур (кожа, слизистая оболочка), но и вскрывает принцип строения ее стенки, который обеспечивает оптимальное функционирование аппарата внешнего дыхания и достижение им конечного полезного результата – эффективный газообмен.
Так, дыхательная система, начиная с носовой полости и заканчивая бронхиальным альвеолярным деревом в легких, представляет собой полое образование, стенка которого состоит из трех основных слоев:
слизистая оболочка – она не только контактно-разграничительная структура органов этой системы, но и принимает участие в физической, химической, биологической и информационной обработке воздуха, как фактора внешней среды и в газообмене;
средняя оболочка – является реакцией ее структур на физические свойства воздуха;
наружная соединительно-тканная оболочка - следствие межорганных взаимоотношений, а степень ее выраженности и особенности строения зависят от характера и интенсивности смещения органов дыхательной системы относительно окружающих структур.
В то же время, в структурах дыхательной трубки (дыхательная система) можно выделить три функционально различных отдела, при формировании структур которых выявляются их существенные различия:
транспортный (полость носа, носоглотка, гортань, трахея, главные бронхи);
транспортно-распределительный (бронхиальное дерево);
газообмена (альвеолярное дерево, ацинусы, стенка которых принимает участие в образовании аэрогематического барьера).
В первом отделе (транспортный) стенка дыхательной трубки имеет наибольшую толщину и в нем отсутствует (полость носа) третья оболочка. Средняя оболочка представлена или костными структурами, или хрящом, что является, вероятно, следствием давления воздушного потока на ее стенку. Просвет дыхательной трубки в этом месте, за исключением гортани (голосообразование), практически не изменяется. Наиболее сложно устроена слизистая оболочка, которая имеет не только подслизистую основу, с расположенными там сосудистыми сплетениями и малыми железами. В носовой полости она покрыта мерцательным эпителием, обеспечивающим эвакуацию слизи, с осевшими на нее пылевыми частицами, во внешнюю среду.
Во втором отделе (транспортно-распределительном) значительно увеличивается не только суммарный просвет дыхательной трубки, уменьшается толщина ее стенки, но и изменяются характеристики ее структур. Так, наружная оболочка сформирована из рыхлой соединительной ткани, особенности строения которой определяются взаимоотношениями с окружающими структурами. Средняя оболочка представлена совокупностью хрящевых (фрагменты) структур и гладкомышечных элементов, сокращение которых обеспечивает распределение воздушных потоков и вентиляцию в легких. Толщина стенки бронхов, количество хрящевой ткани в них убывает от центра (главные бронхи) к периферии бронхиального дерева. Также в этом направлении сокращается и количество слизистых желез во внутренней (слизистая) оболочке дыхательной трубки, уменьшается толщина ее стенки.
В третьем отделе (газообмена) многократно увеличивается суммарный просвет альвеолярного дерева, уменьшается толщина стенки альвеол, что определяется минимальным давлением потока воздуха на нее. Изменение особенностей строения стенки альвеолярного дерева характеризуется снижением количества в ней гладкомышечных клеток (за счет чего уменьшается его транспортно-распределительная функция) по направлению от его начала (терминальные бронхиолы) к ацинусам. В то же время, альвеолы со стенками кровеносных капилляров образуют аэрогематический барьер, через который и осуществляется газообмен. Он представляет собой простейшую конструкцию, состоящую из пяти слоев: однослойный эпителий альвеолы, его базальная мембрана, тонкий слой рыхлой соединительной ткани (между альвеолой и кровеносным сосудом), базальная мембрана стенки капилляра и однослойный эндотелий, выстилающий его просвет.
Однако, при анализе функционирования аппарата внешнего дыхания, следует отметить, что эффективность газообмена (конечный полезный результат) в легких достигается при соответствии уровня кровотока в капиллярном русле состоянию вентиляции воздуха в ацинусе, и он определяется и зависит от разницы порциальных давлений кислорода и углекислого газа в крови и в воздухе (полости альвеол), а также от толщины стенки аэрогематического барьера.
- Предисловие
- Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.
- Тема № 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов
- 1.1. Деятельная сущность физической культуры в различных сферах жизни. Ценности физической культуры
- Ценности физической культуры
- 1.2. Физическая культура как учебная дисциплин высшего профессионального образования и целостного развития личности
- 1.3. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре и спорту. Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении
- Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении
- Тема № 2. Социально-биологические основы физической культуры
- 2.2. Особенности структурной организации и функционирования биологических систем уровня организации – система органов
- 2.2.1. Соединительнотканное (костное) вещество
- 2.2.2. Механизмы самоорганизации соединительнотканного вещества
- 2.2.3. Адаптационные изменения
- 2.3. Аппарат внешнего пищеварения
- 2.4. Аппарат внешнего дыхания
- 2.5. Аппарат мочеобразования и мочевыведения.
- 2.6. Сердечно-сосудистая система
- Нейро-эндокринная регуляция
- Тема № 3. Физическая культура и спорт, как социальные феномены общества
- 3.1. Физическая культура - органическая часть общечеловеческой культуры
- 3.2. Спорт – явление культурной жизни
- 3.3. Компоненты физической культуры
- 3.4. Физическая культура в структуре профессионального образования
- Тема № 4. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте
- 4.1. О правовом управлении физической культурой и спортом в России
- Общие положения федерального закона рф «о физической культуре и спорте в Российской Федерации»
- 4.2. Организация деятельности в области физической культуры и спорта
- 4.3. Физическая культура и спорт в системе образования. Адаптивная физическая культура
- Закон Иркутской области от 17 декабря 2008 г. N 108-оз "о физической культуре и спорте в Иркутской области"
- Тема № 5. Физическая культура личности
- 5.1. Понятие о физической культуре личности
- 5.2. Характеристика уровней физической культуры личности
- 5.3. Формирование физической культуры личности студента
- Тема № 6. Основы здорового образа жизни студента
- 6.1. Факторы, влияющие на здоровье человека, связь общей культуры студента и его образа жизни
- 6.2. Основные требования к организации здорового образа жизни и личное отношение к здоровью самого студента
- Физическое самовоспитание и критерии эффективности здорового образа жизни
- Тема № 7. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности
- 7.1. Психофизиологические характеристики учебного труда студента, динамика его работоспособности в течение учебного года
- 7.2. Влияние стрессовых факторов на психофизическое состояние студентов, критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления
- 7.3. Использование средств и методов физической культуры для профилактики утомления и повышения эффективности учебного труда
- Тема № 8. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания
- 8.1. Средства и методы физического воспитания, основы совершенствования физических и психических качеств в процессе физического воспитания
- 2. Классификация физических упражнений по их анатомическому признаку.
- 3. Классификация физических упражнений по признаку их преимущественной направленности на воспитание отдельных физических качеств.
- 4. Классификация физических упражнений по признаку биомеханической структуры движения.
- 5. Классификация физических упражнений по признаку физиологических зон мощности.
- 6. Классификация физических упражнений по признаку спортивной специализации.
- 8.2. Общая и специальная физическая подготовка, зоны интенсивности физических нагрузок
- 8.3. Формы и организационные основы занятия физическими упражнениями, структура и направленность учебно-тренеровочного занятия
- Тема № 9. Спорт
- 9.1. Определение понятия «спорт». Его принципиальное отличие от других видов занятий физическими упражнениями
- 9.2. Массовый спорт. Его цели и задачи
- 9.3. Спорт высших достижений
- Спортивная классификация. Её структура
- Тема № 10 Индивидуальный выбор вида спорта или систем физических упражнений
- 10.1. Цель выбора видов спорта и систем физических упражнений для регулярных занятий в учебное и свободное время
- 10.2. Перспективное, текущее и оперативное планирование спортивной подготовки в условиях вуЗа
- 10.3. Основные пути достижения необходимой структуры подготовленности: технической, физической и психической
- 10.4. Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий
- Тема № 11. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ппфп) студентов
- 11.1. Личная и социально-экономическая необходимость специальной физической и психической подготовки студента к будущей профессиональной деятельности
- 11.2. Средства и методы ппфп, ее конкретное содержание
- 11.3. Специфика ппфп для всех специальностей ИрГту и по факультетам, профиль будущего специалиста и прикладное содержание ппфп
- Химико-металлургический факультет
- Кибернетический факультет
- Институт экономики, управления и права
- Институт недропользования
- Институт архитектуры и строительства
- Институт авиамашиностроения и транспорта Физико-технический институт
- Тема № 12. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями и самоконтроль за своим организмом
- 12.1. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями
- 12.2. Формы и содержание самостоятельных занятий. Формы самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом определяются их целями и задачами
- 12.3. Планирование объёма и интенсивности физических упражнений
- 12.4. Управление процессом самостоятельных занятий
- 12.5. Характеристика интенсивности физических нагрузок для студентов
- 12.6. Гигиена самостоятельных занятий
- 12.7. Виды контроля при занятиях физической культурой
- 12.8. Самоконтроль при проведении самостоятельных занятий
- Примерная схема самоконтроля в дневнике
- Тема № 13. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста
- 13.1. Производственная физическая культура. Производственная гимнастика. Особенности выбора форм, методов и средств физической культуры и спорта в рабочее время специалистов
- 13.2. Профилактика профессиональных заболеваний травматизма
- 13.3. Дополнительные средства повышения общей и профессиональной работоспособности. Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических условий
- 13.4. Роль будущих специалистов по внедрению физической культуры в производственном коллективе
- Тема № 14. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений
- 14.2. Модельные характеристики спортсмена высокого класса
- 14.3. Определение цели и задач спортивной подготовки (или занятий системой физических упражнений) в условиях вуза. Возможные формы организации тренировки в вузе
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Организация деятельности в области
- Глава 3. Физическая культура и спорт в системе
- Глава 4. Спортивный резерв
- Глава 5. Спорт высших достижений
- Глава 6. Финансовое, медицинское и иное обеспечение
- Глава 7. Международная спортивная деятельность
- Глава 8. Заключительные положения
- Литература:
- Интернет-ресурсы