logo
Ministerstvo_obrazovania_i_nauki_RF

7.2. Влияние стрессовых факторов на психофизическое состояние студентов, критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления

В одном из докладов Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения указывается, что увеличение числа заболеваний органов сердечно-сосудистой системы и функциональных нарушений других органов у студентов является следствием все увеличивающейся интенсификации умственного труда и наростания нервно-эмоциональных перегрузок (Брайерс С., 2009).

К факторам риска, способствующим появлению сердечно-сосудистых, нервных и психических заболеваний, относятся также социальные перемены, жизненные трудности, непонимание близкими людьми, нетерпение, постоянное ощущение недостатка времени, торопливая еда, мотивационный конфликт, конфликт интимно-личного характера, смена работы, профессии и т.п.

Особенно остро интенсивная умственная работа отражается на состоянии ЦНС и на протекании психических процессов. Большая нагрузка на ЦНС и на ее высший отдел - кору головного мозга проявляется преимущественно в таких психических процессах, как внимание, восприятие, мышление, анализ, память, эмоции. В мозге с наибольшей интенсивностью протекают процессы обмена веществ, он составляет 2-2,5% от общей массы тела, однако потребляет 15-20% кислорода, поступающего в организм, и для нормального проявления своих функций мозг должен иметь высокий уровень стабильности кровообращения.

Однако, многие факторы, сопутствующие умственной деятельности студентов, снижают эффективность кровообращения в головном мозге, ухудшают его кровоснабжение. К ним относятся: длительное пребывание в положении сидя за столом, нервно-психическое напряжение, отрицательные эмоции, напряженная работа в условиях дефицита времени, высокая ответственность за результаты усвоения знаний и др.

Длительная напряженная умственная работа снижает также возможности организма к ее качественному продолжению, наступает утомление, как его нормальная реакция. Утомление может вызвать состояние усталости, которое появляется перед его наступлением и является субъективным чувством человека. Усталость нарастает при непонимании значения выполняемой работы, неудовлетворенности ее результатами. Наоборот, усиление интереса, успешное завершение работы снижает чувство усталости. Утомление не всегда обнаруживается в одновременном ослаблении всех сторон деятельности студента. Снижение работоспособности в одном виде учебного труда может сопровождаться сохранением его эффективности в другом. Так, например, устав производить вычислительные операции, можно успешно заниматься чтением. Такое утомление, частичного характера, свойственно определенным видам умственного труда и является обратимым процессом. Утомление снимается своевременным эффективным отдыхом, сменой рода деятельности особенно, связанной с двигательной активностью (ДА).

Степень развития утомления можно определить по некоторым внешним признакам (табл.7). Но может быть и такое состояние общего утомления, при котором, например, ни занятия математикой, ни чтение литературы, ни даже простой разговор оказываются не по силам - только безудержно хочется спать. В таких условиях повышение умственной работоспособности за счет функционального перенапряжения весьма опасно для организма студентов и, как правило, вызывает длительные неблагоприятные последствия.

При систематическом перенапряжении нервной системы возникает переутомление, для которого характерны чувство усталости до начала работы, отсутствие интереса к ней, апатия, повышенная раздражительность, снижение аппетита, головокружение и головная боль.

Таблица 7.

Внешние признаки утомления в процессе умственного труда студентов (С.А.Косилов, 1979)

Объект наблюдения

Утомление

Незначительное

Значительное

Резкое

Внимание

Редкие отвлечения

Рассеянное, частые отвлечения

Ослабленное; реак­ции на новые раз­дражители (словес­ные указания) от­сутствуют

Поза

Непостоянная, потя­гивания ног и вы­прямление тулови­ща

Частая смена поз, пово­роты головы в разные стороны, облокачивание, поддержание голо­вы руками

Стремление поло­жить голову на стол, вытянуться, отки­нуться на спинку стула

Движения

Точные

Неуверенные, замед­ленные

Суетливые движе­ния рук и пальцев (ухудшение почер­ка)

Интерес к новому материалу

Живой интерес, задавание вопросов

Слабый интерес, отсут­ствие вопросов

Полное отсутствие интереса, апатия

Объективными признаками переутомления являются: снижение веса тела, диспепсические расстройства, повышение сухожильных рефлексов, лабильность частоты сердцебиения и артериального давления, потливость, выраженный дермографизм, снижение сопротивляемости организма инфекциям, возникновение заболеваний и т.п.

Оценка степеней переутомления представлена в табл. 8.

Таблица 8.

Краткая характеристика степеней переутомления (по К. К. Платонову, 1980)

Симптом

Степень переутомления

1-начинаюшееся

II- легкое

III-выраженное

IV- тяжелое

Снижение работоспособности

Малое

Заметное

Выраженное

Резкое

Появление ранееотсутствовавшейусталости при

умственной нагрузке

При усиленной

нагрузке

При обычной

нагрузке

При облегченной нагрузке

Без видимой нагрузки

Компенсацияпонижения работоспособностиволевым путем

Не требуется

Полностью

Не полностью

Незначительно

Эмоциональныесдвиги

Временное снижение интереса к работе

Временами

Неустойчивостьнастроения

Раздражительность

Угнетение, резкая

раздражительность

Расстройства сна

Трудно засыпать и просыпаться

Труднее засыпать, просыпаться

Сонливостьднем

Бессонница

Снижение умственной работоспособности

Нет

Трудно сосредоточиться

Временами

забывчивость

Заметное ослабление внимания ипамяти

Вегетативныесдвиги

Временами

тяжесть в голове

Часто тяжесть в

голове

Временами

головные боли,

снижение аппетита

Частые головные

боли, потеря аппетита

Профилактические мероприятия

Упорядочение

отдыха, физическая культура,культурные

развлечения

Отдых, физическая культура

Организованный отдых,

Предоставлениеотпуска

Лечение

Таким образом, умственная деятельность, связанная с психическими напряжениями, предъявляет высокие требования к организму студентов и при определенных неблагоприятных условиях может быть причиной возникновения серьезных заболеваний.