6.2. Основные требования к организации здорового образа жизни и личное отношение к здоровью самого студента
В энциклопедии дается определение: Здоро́вый о́браз жи́зни (ЗОЖ) - образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.
Авторы, пишущие на эту тему, включают в «здоровый образ жизни» разные составляющие, но большинство из них считают базовыми:
отказ от вредных привычек;
знания об окружающей среде и ее влиянии на здоровье;
питание;
физически активная жизнь;
гигиена организма;
закаливание;
психоэмоциональное состояние
Отказ от вредных привычек: курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя и воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков.
Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек: курение, алкоголь, наркотики. Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье их будущих детей. Очень многие люди начинают свое оздоровление с отказа от курения, которое считается одной из самых опасных привычек современного человека.
Недаром медики считают, что с курением непосредственно связаны самые серьезные болезни сердца, сосудов, легких. Курение не только подтачивает здоровье, но и забирает силы в самом прямом смысле. Как установили специалисты, через 5-9 минут после выкуривания одной только сигареты мускульная сила снижается на 15%, спортсмены знают это по опыту и потому, как правило, не курят. Отнюдь не стимулирует курение и умственную деятельность. Наоборот, эксперимент показал, что только из-за курения снижается восприятие учебного материала. Курильщик вдыхает не все вредные вещества, находящиеся в табачном дыме, - около половины достается тем, кто находится рядом с ними. Не случайно, что в семьях курильщиков дети болеют респираторными заболеваниями гораздо чаще, чем в семьях, где никто не курит. Курение является частой причиной возникновения опухолей полости рта, гортани, бронхов и легких. Постоянное и длительное курение приводит к преждевременному старению. Нарушение питания тканей кислородом, спазм мелких сосудов делают характерной внешность курильщика (желтоватый оттенок белков глаз, кожи, преждевременное увядание), а изменение слизистых оболочек дыхательных путей влияет на его голос (утрата звонкости, сниженный тембр, хриплость).
Действие никотина особенно опасно в определенные периоды жизни - юность, старческий возраст, когда даже слабое возбуждающее действие нарушает нервную регуляцию. Особенно вреден никотин беременным, так как приводит к рождению слабых, с низким весом детей, и кормящим женщинам, так как повышает заболеваемость и смертность детей в первые годы жизни.
Следующая непростая задача - преодоление пьянства и алкоголизма. Установлено, что алкоголизм действует разрушающе на все системы и органы человека. В результате систематического потребления алкоголя развивается пристрастие к нему:
- потеря чувства меры и контроля над количеством потребляемого алкоголя;
- нарушение деятельности центральной и периферической нервной системы
(психозы, невриты и т.п.) и функций внутренних органов.
Изменение психики, возникающее даже при эпизодическом приеме алкоголя (возбуждение, утрата сдерживающих влияний, подавленность и т.п.), обуславливает частоту самоубийств, совершаемых в состоянии опьянения.
Особенно вредное влияние алкоголизм оказывает на печень: при длительном систематическом злоупотреблении алкоголем происходит развитие алкогольного цирроза печени. Алкоголизм - одна из частых причин заболевания поджелудочной железы (панкреатита, сахарного диабета). Наряду с изменениями, затрагивающими здоровье пьющего, злоупотребление спиртными напитками всегда сопровождается и социальными последствиями, приносящими вред как окружающим больного алкоголизмом, так и обществу в целом. Алкоголизм, как ни одно другое заболевание, обуславливает целый комплекс отрицательных социальных последствий, которые выходят далеко за рамки здравоохранения и касаются, в той или иной степени, всех сторон жизни современного общества. К последствиям алкоголизма следует отнести и ухудшение показателей здоровья лиц, злоупотребляющих спиртными налитками и связанное с ним ухудшение общих показателей здоровья населения. Алкоголизм и связанные с ним болезни как причина смерти уступают лишь сердечно-сосудистым заболеваниям и раку.
окружающая среда.
Немаловажное влияние оказывает на здоровье и состояние окружающей среды. Вмешательство человека в регулирование природных процессов не всегда приводит к желаемым положительным результатам. Нарушение хотя бы одного из природных компонентов приводит в силу существующих между ними взаимосвязей к перестройке сложившейся структуры природно-территориальных компонентов. Загрязнение поверхности суши, гидросферы, атмосферы и Мирового океана, в свою очередь, сказывается на состоянии здоровья людей. Эффект «озоновой дыры» влияет на образование злокачественных опухолей, загрязнение атмосферы на состояние дыхательных путей, а загрязнение вод - на пищеварение, резко ухудшает общее состояние здоровья человечества, снижает продолжительность жизни.
Реакции организма на загрязнения зависят от индивидуальных особенностей: возраста, пола, состояния здоровья. Как правило, более уязвимы дети, пожилые и престарелые, больные люди. При систематическом или периодическом поступлении в организм сравнительно небольших количеств токсичных веществ происходит хроническое отравление.
Сходные признаки наблюдаются и при радиоактивном загрязнении окружающей среды.
Приспосабливаясь к неблагоприятным экологическим условиям, организм человека испытывает состояние напряжения, утомления. Напряжение - мобилизация всех механизмов, обеспечивающих определенную деятельность организма человека. В зависимости от величины нагрузки, степени подготовки организма, его функционально-структурных и энергетических ресурсов снижается возможность функционирования организма на заданном уровне, то есть наступает утомление.
Изменения физиологических функций вызываются и другими факторами внешней среды и зависят от времени года, содержания в продуктах питания витаминов и минеральных солей. Совокупность всех этих факторов (раздражителей разной эффективности) оказывает либо стимулирующее, либо угнетающее воздействие на самочувствие человека и протекание жизненно важных процессов в его организме. Естественно, что человеку следует приспосабливаться к явлениям природы и ритму их колебаний. Психофизические упражнения и закаливание организма помогают человеку уменьшить зависимость от метеоусловий и перепадов погоды, способствуют его гармоническому единению с природой.
Питание.
Пи́ща - всё, что пригодно для еды и питья живым организмам.
Основное назначение пищи - быть источником энергии и «строительным материалом» для организма, однако, немаловажным в питании человека является и фактор получения удовольствия от еды.
Пища является одной из основ в жизни людей как источник энергии для жизнедеятельности организма. Полноценная пища (её рацион) содержит все незаменимые элементы пищи - это такие элементы, которые пища должна включать для того, чтобы обеспечить нормальное функционирование организма человека: жиры, белки и углеводы (в соотношении 1:1:4), плюс витамины, минеральные соли, микроэлементы и вода.
Обмен веществ, лежащий в основе жизнедеятельности человека, находится в прямой зависимости от характера питания.
Питание делает чудеса. С его помощью можно увеличить мышечную массу или, наоборот, сбросить вес. Можно избавиться от недуга. Однако неправильное питание, как недостаточное так и избыточное, одинаково вредно отражается на здоровье людей. Вообще лечебные диеты – это дело врачей.
Более подробно о питании мы поговорим в разделе физиологические системы организма.
Физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения, с учётом возрастных и физиологических особенностей
Здоровье и физическая активность, здоровье и мышечные нагрузки – в настоящее время эти понятия все больше сближаются. Теперь уже никто не говорит, что самое верное лекарство – абсолютный покой. Однако еще многие оберегают себя от каждого, как им думается, «лишнего» движения, отдавая предпочтение пассивному образу жизни. А полезно ли это? Действительно, самые разнообразные факторы социальной и биологической жизни, в конечном счете, реализуются через двигательную деятельность.
Нетрудно заметить, что с каждым годом объем двигательной активности человека уменьшается. Гипокинезия - сниженная двигательная активность – стала нежелательным фоном нашего века. Мышечный голод для здоровья человека так же опасен, как недостаток кислорода или витаминов. Это было многократно подтверждено различными экспериментами. Например, если здоровый человек в силу каких-то причин даже в течение нескольких недель не двигается, то начинает худеть, его мышцы атрофируются, работа легких и сердца нарушается. Но стоит ему разрешить двигаться, как эти недуги бесследно проходят. И все же многие люди, уверенные в своем «абсолютном» здоровье, мало задумываются, чем им может грозить ограничение физической активности. «Зачем мне физкультура? - обычно спрашивает такой человек, - я и так здоров, болеть не собираюсь!». Однако проходит время, он становится менее выносливым, понижается тонус его организма, появляются вялость и различные болезненные симптомы. У этих «абсолютно» здоровых людей начинает «колоть» и «сжимать» сердце, их беспокоит головокружение, появляются одышка и даже отеки. У тех, кто ведет малоподвижный образ жизни, особенно если они старше сорока лет, значительно чаще встречаются заболевания сердца и сосудов, чем у работников физического труда.
Плохая работа сердечно-сосудистой системы приводит к недостаточному снабжению организма кислородом, в результате ухудшается деятельность нервной системы, нарушаются обменные процессы, а следовательно, снижается общий тонус организма, появляется ожирение и другие неприятности.
Все подобные изменения развиваются интенсивнее у людей напряженного умственного труда, ведущих малоподвижный образ жизни.
Физическая активность - спортивная деятельность, занятия физической культурой - связана с двигательной активностью и направлена на совершенствование человека, причем не только его физических, но и психологических, нравственных качеств. Физическая активность вообще и ее часть - физическая культура, физическое воспитание - является одним из наиболее сильных и доступных средств улучшения и сохранения здоровья на многие годы. Заниматься можно где угодно и когда угодно и в любом возрасте.
Выбор занятий велик: бег, ходьба, лыжи, плавание, теннис, настольный теннис, волейбол, футбол, баскетбол и многие другие. В США, например, бегает трусцой 35 млн. человек – это один из самых дешевых видов спорта. 73 млн. человек занимаются ускоренной оздоровительной ходьбой. В Японии с ее сверхтехнологиями наиболее популярны среди любителей: ходьба, велосипед и все виды восточных гимнастик.
Вывод: не прав тот, кто надеется лишние килограммы уничтожить с помощью жесткой диеты и голодания. Или решать возникшую проблему только изнурительными тренировками. Надо совмещать разумное питание с тренировкой.
Гигиена организма.
Гигие́на (в переводе с латыни – «приносящая здоровье») - область науки, в частности медицины, изучающая влияние условий жизни, труда на человека и разрабатывающая профилактики различных заболеваний; обеспечивающая оптимальные условия для существования; сохраняющая здоровье и продлевающая жизнь.
Личная гигие́на - совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья.
Гигиена, наряду с санитарией и эпидемиологией, является одним из направлений профилактической медицины. В рамках гигиены выделяют следующие основные разделы (дисциплины): общая гигиена, коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена питания, гигиена детей и подростков, радиационная гигиена, военная гигиена и др.
Закаливание
Закаливание - это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию.
Закаливание - испытанное средство укрепления здоровья. В основе закаливающих процедур лежит многократное воздействие тепла, охлаждения и солнечных лучей. При этом у человека постепенно вырабатывается адаптация к внешней среде. В процессе закаливания совершенствуется работа организма: улучшаются физико-химическое состояние клеток, деятельность всех органов и их систем. В результате закаливания увеличивается работоспособность, снижается заболеваемость, особенно простудного характера, улучшается самочувствие.
В качестве закаливающих процедур широко используется пребывание и занятие спортом на свежем воздухе, а также водные процедуры (обтирание, обливание, купание, контрастный душ). При этом важна постепенность и систематичность в снижении температуры воды или воздуха, а не резкий её переход.
Одним из самых распространённых видов закаливания является хождение босиком. При длительных перерывах в закаливании его эффект снижается или теряется совсем.
Начинать закаливание (любое из предложенных видов) нужно только после посещения и проверки врача, так как закаливание - это тренировка, а не лечение, и людям с заболеванием и со слабым иммунитетом подобные процедуры могут быть противопоказаны.
Психоэмоциональное состояние которое зависит, в свою очередь, от его ментальных установок:
- эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями;
- социальное самочувствие: способность взаимодействовать с другими людьми;
- интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;
- духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм.
Однако мы редко задумываемся о профилактике заболеваний и болезней, особенно если не обнаружены симптомы заболевания и нет болевых ощущений. К сожалению, многие люди, а особенно молодые, тогда начинают думать о своем здоровье, когда оно уже серьезно нарушено. И когда это происходит, всё на этом фоне покажется пустым и малозначительным. Поэтому необходимо думать о том, как сохранить здоровье, трудоспособность и активность для полноценной жизни в течение долгих лет. И одним из главных способов сохранения здоровья, физической активности, оптимального психофизического состояния студенческой молодёжи является ведение здорового образа жизни
На сегодняшний день, к сожалению, в нашей стране большая часть населения не занимается спортом, ведет малоподвижный образ жизни при этом ни как не ограничивая себя в питании, что приводит к ожирению. Ожирение одна из основных причин заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной и опорно-двигательной систем во всем мире.
Но проблема не только в ожирении. Раньше считалось, что нарушение работы сердечно-сосудистой системы это проблема возраста, но последние исследования показывают, что у многих студентов первого курса проблемы с давлением, чего раньше не было. И основная причина этого гиподинамия – отсутствие или недостаточность занятий физической культурой в школе и детском саду.
А ведь давно доказано, кто регулярно занимается физической культурой или вообще много двигается, тот получает совсем иное ощущение своего тела, чем в состоянии вялости и малоподвижности. Если вы в хорошей физической форме, у вас правильная осанка, подтянутый вид, то вы и чувствуете себя увереннее, у вас совсем другое воздействие на окружающих, чем у человека, который сутулится и волочит ноги.
Самое интересное, что при интенсивных физических нагрузках гипофиз вырабатывает гормон эндорфин, так называемый «гормон счастья». Он порождает эйфорическое состояние и ощущение расслабления, что положительно сказывается на настроении. Таким образом, физические нагрузки являются прекрасным лечебным средством от депрессии.
Регулярные спортивные занятия имеют и косметическое значение. Энергичная физическая активность увеличивает число и размеры кровеносных сосудов в сердце и мышцах, что, в конечном итоге, приводит к лучшему и более эффективному кровообращению. А благодаря глубокому дыханию во время занятия тело получает дополнительный кислород. Он разносится кровью ко всем клеткам организма. Хорошее кровообращение и дополнительное поступление кислорода помогают активизировать регенеративную способность кожи, разгладить морщины и целюллит.
Оздоровительные тренировки снижают уровень холестерина и триглицеридов, уменьшая вероятность образования отложений в артериях.
Регулярные занятия помогают нормализовать кровяное давление, уменьшить риск сердечных приступов и инсультов.
Спорт и движение повышают устойчивость к стрессам и укрепляют нервы, так как во время интенсивного движения ускоряется процесс распада адреналина, стрессового гормона.
Благодаря снятию стресса и лучшему кровоснабжению мозга улучшается способность к сосредоточению, обучаемости, тренируется координация, адаптационные возможности организма, волевые качества.
В результате спортивных занятий развивается мускулатура, улучшается гибкость, а значит, изменяется силуэт тела, пропорции фигуры становятся гармоничнее. Тренировки повышают прочность костей и суставов, тем самым улучшая сопротивляемость к механическим повреждениям и помогая бороться с дегенеративными заболеваниями, например, с остеопорозом.
Физическая активность помогает увеличить расход калорий, нормализовать аппетит, ускоряет обменные процессы, а значит, благоприятствует стройности фигуры.
Почему суета по хозяйству и по «делам» не заменяют физические тренировки?
Потому что «суета» есть «пустая, беспорядочная беготня», а на тренировках вы сосредоточены на правильном выполнении целенаправленных упражнений, следите за дыханием, пульсом, осанкой, за своим самочувствием и хорошим настроением.
Что же такое физическая культура и спорт?
Физическая культура - часть общечеловеческой культуры, направленная на гармоническое развитие личности, духовное и физическое.
Спорт - это соревнование, направленное на достижение наивысшего результата.
Хотя к физкультуре человечество пришло через спорт.
Физические тренировки - это еще и способ обрести гармонию тела и духа, душевное равновесие. Этот процесс давно описан медиками и психологами и научно доказан. Что физические нагрузки изменяют человека изнутри!
Физические упражнения - это не только средство, с помощью которого можно укрепить мышцы, улучшить выносливость и гибкость. Они помогают научиться, более полно ощущать свое тело, достигнуть гармонии с внешним миром, повысить устойчивость к стрессам, инфекциям, избавиться от инертности и косности. Наши мышцы, внешняя форма и вид тела являются всего лишь внешней оболочкой данной системы, внутри которой происходят сложнейшие процессы. Именно благодаря этим процессам человеческий организм и существует.
Почему рекомендуют заниматься физической культурой, укреплять мышцы и сердечно-сосудистую систему, правильно питаться? Не только для того, что бы сбросить лишний вес. Любые внешние изменения в форме тела (крепкая спина, сильные мышцы живота, хорошая подвижность суставов и т.д.) влекут за собой и внутренние преобразования. В данном случае не духовные, а в прямом смысле слова внутренние, происходящие внутри нашего организма (улучшается газообмен, кровообращение, лимфоток и т.д.) т.е. полностью изменяются обмен веществ и гомеостаз. Все это очень серьезные, длительные процессы. Такие изменения не всегда имеют мгновенное внешнее проявления, потому, что происходят постепенно, медленно, на клеточном уровне.
Но, в конце концов, внутренние улучшения сказываются на настроении, отношении к происходящему, на индивидуальном мироощущении.
Однако не стоит думать, что через месяц у вас все изменится. Возможно, только через год регулярных тренировок вы почувствуете, что стали реже болеть, спокойней относиться к изменениям внешней среды, избавиться от головной боли, напряжения, скуки, повышенной утомляемости и скачков давления, приобрели уверенность в себе.
Изменить что-либо всегда сложно, тем более в себе, но еще хуже останавливаться на полпути.
Вот поэтому наилучших результатов можно ожидать при регулярных, систематических тренировках и, что не менее важно, умеренных и постепенных нагрузках.
- Предисловие
- Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.
- Тема № 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов
- 1.1. Деятельная сущность физической культуры в различных сферах жизни. Ценности физической культуры
- Ценности физической культуры
- 1.2. Физическая культура как учебная дисциплин высшего профессионального образования и целостного развития личности
- 1.3. Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре и спорту. Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении
- Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении
- Тема № 2. Социально-биологические основы физической культуры
- 2.2. Особенности структурной организации и функционирования биологических систем уровня организации – система органов
- 2.2.1. Соединительнотканное (костное) вещество
- 2.2.2. Механизмы самоорганизации соединительнотканного вещества
- 2.2.3. Адаптационные изменения
- 2.3. Аппарат внешнего пищеварения
- 2.4. Аппарат внешнего дыхания
- 2.5. Аппарат мочеобразования и мочевыведения.
- 2.6. Сердечно-сосудистая система
- Нейро-эндокринная регуляция
- Тема № 3. Физическая культура и спорт, как социальные феномены общества
- 3.1. Физическая культура - органическая часть общечеловеческой культуры
- 3.2. Спорт – явление культурной жизни
- 3.3. Компоненты физической культуры
- 3.4. Физическая культура в структуре профессионального образования
- Тема № 4. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте
- 4.1. О правовом управлении физической культурой и спортом в России
- Общие положения федерального закона рф «о физической культуре и спорте в Российской Федерации»
- 4.2. Организация деятельности в области физической культуры и спорта
- 4.3. Физическая культура и спорт в системе образования. Адаптивная физическая культура
- Закон Иркутской области от 17 декабря 2008 г. N 108-оз "о физической культуре и спорте в Иркутской области"
- Тема № 5. Физическая культура личности
- 5.1. Понятие о физической культуре личности
- 5.2. Характеристика уровней физической культуры личности
- 5.3. Формирование физической культуры личности студента
- Тема № 6. Основы здорового образа жизни студента
- 6.1. Факторы, влияющие на здоровье человека, связь общей культуры студента и его образа жизни
- 6.2. Основные требования к организации здорового образа жизни и личное отношение к здоровью самого студента
- Физическое самовоспитание и критерии эффективности здорового образа жизни
- Тема № 7. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности
- 7.1. Психофизиологические характеристики учебного труда студента, динамика его работоспособности в течение учебного года
- 7.2. Влияние стрессовых факторов на психофизическое состояние студентов, критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления
- 7.3. Использование средств и методов физической культуры для профилактики утомления и повышения эффективности учебного труда
- Тема № 8. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания
- 8.1. Средства и методы физического воспитания, основы совершенствования физических и психических качеств в процессе физического воспитания
- 2. Классификация физических упражнений по их анатомическому признаку.
- 3. Классификация физических упражнений по признаку их преимущественной направленности на воспитание отдельных физических качеств.
- 4. Классификация физических упражнений по признаку биомеханической структуры движения.
- 5. Классификация физических упражнений по признаку физиологических зон мощности.
- 6. Классификация физических упражнений по признаку спортивной специализации.
- 8.2. Общая и специальная физическая подготовка, зоны интенсивности физических нагрузок
- 8.3. Формы и организационные основы занятия физическими упражнениями, структура и направленность учебно-тренеровочного занятия
- Тема № 9. Спорт
- 9.1. Определение понятия «спорт». Его принципиальное отличие от других видов занятий физическими упражнениями
- 9.2. Массовый спорт. Его цели и задачи
- 9.3. Спорт высших достижений
- Спортивная классификация. Её структура
- Тема № 10 Индивидуальный выбор вида спорта или систем физических упражнений
- 10.1. Цель выбора видов спорта и систем физических упражнений для регулярных занятий в учебное и свободное время
- 10.2. Перспективное, текущее и оперативное планирование спортивной подготовки в условиях вуЗа
- 10.3. Основные пути достижения необходимой структуры подготовленности: технической, физической и психической
- 10.4. Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий
- Тема № 11. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ппфп) студентов
- 11.1. Личная и социально-экономическая необходимость специальной физической и психической подготовки студента к будущей профессиональной деятельности
- 11.2. Средства и методы ппфп, ее конкретное содержание
- 11.3. Специфика ппфп для всех специальностей ИрГту и по факультетам, профиль будущего специалиста и прикладное содержание ппфп
- Химико-металлургический факультет
- Кибернетический факультет
- Институт экономики, управления и права
- Институт недропользования
- Институт архитектуры и строительства
- Институт авиамашиностроения и транспорта Физико-технический институт
- Тема № 12. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями и самоконтроль за своим организмом
- 12.1. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями
- 12.2. Формы и содержание самостоятельных занятий. Формы самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом определяются их целями и задачами
- 12.3. Планирование объёма и интенсивности физических упражнений
- 12.4. Управление процессом самостоятельных занятий
- 12.5. Характеристика интенсивности физических нагрузок для студентов
- 12.6. Гигиена самостоятельных занятий
- 12.7. Виды контроля при занятиях физической культурой
- 12.8. Самоконтроль при проведении самостоятельных занятий
- Примерная схема самоконтроля в дневнике
- Тема № 13. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста
- 13.1. Производственная физическая культура. Производственная гимнастика. Особенности выбора форм, методов и средств физической культуры и спорта в рабочее время специалистов
- 13.2. Профилактика профессиональных заболеваний травматизма
- 13.3. Дополнительные средства повышения общей и профессиональной работоспособности. Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических условий
- 13.4. Роль будущих специалистов по внедрению физической культуры в производственном коллективе
- Тема № 14. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений
- 14.2. Модельные характеристики спортсмена высокого класса
- 14.3. Определение цели и задач спортивной подготовки (или занятий системой физических упражнений) в условиях вуза. Возможные формы организации тренировки в вузе
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Организация деятельности в области
- Глава 3. Физическая культура и спорт в системе
- Глава 4. Спортивный резерв
- Глава 5. Спорт высших достижений
- Глава 6. Финансовое, медицинское и иное обеспечение
- Глава 7. Международная спортивная деятельность
- Глава 8. Заключительные положения
- Литература:
- Интернет-ресурсы